|
Описание технологии «Метод кейсов» (МК). Учитель: Васильченко Марина Юрьевна Образовательное учреждение: мбоу лицей «Технико-экономический» Описание технологии «Метод кейсов» (МК).
Учитель: Васильченко Марина Юрьевна
Образовательное учреждение: МБОУ лицей «Технико-экономический»,
г. Новороссийск.
Предмет
| математика
| Класс
| 5
| Время
| 2 урока (по 40 мин)
| Вид кейса
| Обучающий
| Тип кейса
| Аналитический
| Определение: МК-это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, т.е. изучение предмета путем рассмотрения большого количества ситуаций или задач в определенных комбинациях.
Цели применения:
-анализировать ситуации;
- оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления;
- решать практические задачи.
Задачи учителя:
- подбор материала кейсов;
- направление беседы или дискуссии в нужное русло, например с помощью проблемных вопросов;
- контроль за временем работы;
- побуждение школьника к отказу от поверхностного мышления (может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу);
Задача учащихся:
- разрешить поставленную перед ними проблему и получить реакцию окружающих на свои действия. При этом им нужно напомнить, что возможны разные способы решения проблемы.
Структура обучения МК:
Фаза работы
| Действия учителя
| Действия ученика
| До урока
| 1.Подбирает кейс.
2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.
3.Разрабатывает сценарий урока.
| 1.Получает кейс и список рекомендаций.
2.Индивидуально готовится к уроку.
| Во время урока
| 1.Организует предварительное обсуждение кейса.
2.Делит класс на группы.
3.Руководит обсуждением кейса в группе, обеспечивает их дополнительными сведениями.
| 1.Задает вопросы углубляющие понимание кейса и проблемы.
2.Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.
3.Принимает решение или участвует в принятии решения.
| После урока
| 1.Оценивает работу ученика.
2.Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.
| Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.
| Требования к содержанию кейса:
-в кейсе рассматривается конкретная ситуация.
Виды кейсов:
- вводный кейс (осведомленность о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
- предоставление информации (знаний по теме или проблеме);
- стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
- исследовательский кейс (анализирует определенную ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения);
- кейс, имеющий целью развитие определенных навыков (закрепляет, тренирует использование полученных знаний, навыков на примере реальных ситуаций).
Структура кейса:
- комплексный (модульный) кейс содержит большой объем информации, первичных данных, образцов документов, видеоролик, компьютерных программ и т. п.;
- кейс-иллюстрация содержит небольшой объем данных, может использоваться для подтверждения, иллюстрации изучаемой темы;
- кейс -практическая задача содержит небольшой или средний объем информации о реальной ситуации, на основе которой слушатели должны выполнить задание по теме;
- кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста, а его обсуждение построено на основе этих вопросов. Вопросы к кейсу можно разделить на «обучающие», призванные закрепить полученные знания, и «проблемные», развивающие творческое, аналитическое мышления.
Технология организации (модерации) деятельности по МК:
Класс делится на группы (3,5человек). Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Он организует работу групп, распределяет вопросы между участниками и принимает окончательные решения, делает доклад о результатах работы своей группы.
Способы организации работы:
- каждая группа разрабатывает только одну тему в течение нескольких практических занятий;
- все группы работают над одним и тем же разделом (темой) кейса, конкурируя между собой в поиске оптимальных решений.
Последовательность работы над кейсом:
- записывается тема, над которой предстоит работать группе, и ее цель;
- записываются вопросы, конкретизирующие данную тему;
- по каждому вопросу высказываются мнения, а модератор их записывает;
- формулируется результирующее мнение, которое и будет являться решением задачи;
- представление результатов работы над темой и обсуждение;
- подведение итогов работы над темой учителем.
Метод кейсов требует, чтобы:
- ученик посетил несколько занятий, проводимых по данной технологии;
- ученик показал свою заинтересованность и подготовку к занятиям;
- ученик в определенное время выступил в роли модератора. |
|
|