Главная страница


Пояснительная записка



Скачать 341.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата12.03.2016
Размер341.61 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах политехнического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение 34 учебных недель в году общим объемом 136 учебных часа (из расчета 2 часа в неделю), в том числе в X классе – 68 учебных часов и в XI классе – 68 учебных часов.

Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебников «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса  и для 11 класса.

Настоящая рабочая программа составлена на основе Программы курса «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, разработанной автором учебников Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на профильном уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. Имеются некоторые структурные отличия в распределении часов по темам курса. Так увеличено количество часов на повторение и подготовку к ЕГЭ, уменьшено количество часов на темы «Разработка Web–сайтов и Web–дизайн» и «Информационное общество». Для обучения основам программирования используется язык Turbo Pascal, так как в основной школе обучение основам программирования не проводилось.
Обоснование актуальности программы

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.

Основными содержательными линиями в изучении данного предмета являются:

  • информация и информационные процессы, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) как средства их автоматизации;

  • математическое и компьютерное моделирование;

  • основы информационного управления.

Программой предполагается проведение практикумов – практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Задача практикума – познакомить учащихся с основными видами широко используемых аппаратных и программных средств ИКТ. В рамках такого знакомства учащиеся выполняют соответствующие, представляющие для них смысл и интерес проекты, в том числе относящиеся к другим школьным предметам.

Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.


Задачи обучения:

  • Формирование представлений об идеях и методах информатики; об информатике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов.

  • Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.

  • Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей.

  • Освоение компетенций: учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной,
    личностного саморазвития, ценностно-ориентированной и профессионально-
    трудового выбора.

Задачи развития:

Развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе.

Задачи воспитания:

  • Воспитание средствами информатики культуры личности, понимания значимости информатики для научно-технического прогресса, отношения к информатике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

  • Воспитание толерантных отношений.

  • Воспитание мыслящей личности.
    Задачи валеологии:

  • Соблюдение валеологических требований в учебно-воспитательном процессе в
    соответствии с гигиеническими нормами СанПиНа (СанПиН 2.4.2.1178-02)

  • Организация целесообразного чередования учебной нагрузки, смены видов деятельности.

  • Применение разнообразных форм, методов и средств педагогической работы.

  • Организация подвижных пауз в ходе урока, минуток релаксации, проведение эмоционально отвлекающих разрядок на уроках.

  • Создание комфортной психологической обстановки для учащихся.


Ведущие принципы
В учебном процессе предполагается использование следующих принципов: научности, наглядности, систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного (индивидуального) подхода (см. Приложение).

Учет возрастных и психологических особенностей учащихся старшего возраста
Старший школьный возраст, так называемая ранняя юность, охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10-11 классов общеобразовательной школы. Старший школьный возраст - период становления человека как гражданина, в этот период происходит социальное самоопределение человека, его

активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств. (см. Приложение )
Условия реализации программы
Для реализации данной программы используются следующие ресурсы образовательного процесса: учебная литература, методическая литература, медиа-ресурсы
Организация образовательного процесса
Использованы педагогические технологии: предметно-ориентированная, личностно-ориентированная, педагогика сотрудничества, кейс-метод (см. Приложение).

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, эвристический (см. Приложение ).

Формы контроля


Текущий контроль

Итоговый контроль

Оценка разных форм конспектов, рабочих тетрадей

Контрольные срезы

Познавательные задачи

Оценка проектов, творческих работ, рефератов, докладов

Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование

Проблемные задания

Зачет

Тесты

Экзамены в профильном классе (зимняя и летняя сессии)

Диктанты




Заполнение таблиц, составление схем




Фронтальные опросы




Практикум




Самостоятельные работы




Контрольные работы





Ожидаемые результаты: ученики в результате изучения содержания курса должны овладеть (см. Приложение):

  1. Социальной компетентностью;

  2. Поликультурной компетентностью;

  3. Коммуникативной компетентностью;

  4. Информационной компетентностью;

  5. Компетентностью саморазвития и самообразования;

  6. Компетентностью продуктивной творческой деятельности.


Приложения к пояснительной записке рабочей программы по информатике
Основные дидактические принципы в обучении информатике.
Принцип научности обучения требует, чтобы содержание его являлось строго научным, объективно отражающим современное состояние соответствующей отрасли научного знания и учитывающим тенденции и перспективы его развития. Принцип научности обучения в информатике заключается в обязательности соответствия содержания и методов преподавания уровню и требованиям информатики как науки в ее современном состоянии. Таким образом, термин «научность обучения» следует понимать, как требование сообщать учащимся такие факты, формировать в их мышлении такие понятия, которые в настоящее время признаны научными. В процессе обучения информатике принцип научности проявляется на каждом шагу. Учитель следует этому принципу, если:

  1. следит за корректностью формулировок при определении понятий и построении суждений;

  2. приучает учащихся критически относиться к каждому суждению, не принимать за доказанное то, что не обосновано; требует от учащихся четко различать определения и понятия и т. п.

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения учащимися изучаемого материала. На отдельных этапах изучения учебного материала наглядность выполняет различные функции. Когда учащиеся изучают внешние свойства предмета, то, рассматривая предмет или его изображение, они могут сами непосредственно извлекать знания. Если же дидактической задачей является осознание связей и отношений между свойствами предмета или между предметами и формирование научных понятий, то средства наглядности служат лишь опорой для осознания этих связей, конкретизирует и иллюстрирует эти понятия. Практикой обучения информатике выработаны специальные средства, способствующие реализации этого принципа. Высокий уровень современной техники дал возможность значительно обогатить арсенал этих средств за счет новых компьютерных технологий. Применение в процессе обучения информатике различных средств наглядности не должно быть самоцелью. Излишнее увлечение наглядностью может привести к нежелательным результатам.

Принцип систематичности и последовательности обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся, протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ. Определяет систему работы учителя и деятельность учащихся в процессе обучения.

Систематичность в обучении информатике предполагает соблюдение определенного порядка в рассмотрении и изучении фактов и постепенное овладение основными понятиями и положениями школьного курса информатики. Различая главное и второстепенное в знаниях и умениях, сформированных в определенной системе, учащийся всегда сумеет легко воспроизвести то, что забыто (не знаешь - умей вывести), и свободно использовать полученные знания по мере необходимости.

Последовательность в обучении информатике означает, что обучение идет: а) от простого к сложному; б) от представлений к понятиям; в) от известного к неизвестному; г) от знания к умению, а от него - к навыку. Учитель реализует этот принцип, если обучение информатике представляет собой цепочку последовательных шагов, каждый из которых дополняет известные учащимися знания и умения разумной дозой новых знаний и умений, которые, в свою очередь, становятся инструментом для приобретения школьниками новых знаний и умений.

Принцип доступности обучении предполагает учет возрастных различий и особенностей учащихся. Обучение должно проводиться так, чтобы изучаемый материал по содержанию и объему был посилен учащимся. Говоря о доступности в обучении информатике, не следует понимать этот принцип как требование максимально облегчить для школьников процесс овладения ими знаниями и умениями, речь идет о том, что обучение информатике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся данного возраста, не подорвать веру в свои силы и возможное. Вместе с тем обучение предполагает обязательное преодоление учащимися посильных для них трудностей; в этом случае у школьников возникает уверенность в своих силах и желание добиваться больших результатов.

Принцип дифференцированного (индивидуального) подхода обусловлен особенностями индивидуального развития детей, типов высшей нервной деятельности, а также - стремлением наилучшим образом развить творческие силы и способности. Этот принцип предполагает приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированных подход обычно предполагает некоторое условное деление школьников на подвижные группы, состав которых не является постоянным (чаще всего на три группы: сильных, средних и слабых). В процессе обучения учитель должен постоянно иметь в виду наличие этих трех категорий учащихся и строить свою работу так, чтобы оптимально удовлетворить каждую из них. Дидактический принцип учета индивидуальных особенностей учащихся должен приниматься во внимание и при постановке контрольных работ, домашних заданий и на внеклассных занятиях по информатике.

Дидактические принципы выражают закономерности процесса обучения, и следование им является необходимым условием успеха педагогической деятельности учителя. Они образуют систему, находятся между собой в тесной связи.
Психологические особенности старшего школьного возраста

1. Юность как стадия жизненного пути человека.

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть?., с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего.

2. Психологические теории юности

Развитие человека в период юности может идти несколькими путями. Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряжёнными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих , авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение в отношении к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми.

3. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий вид деятельности старшеклассника. Подавляющее большинство юношей и девушек - это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем, определённая часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека.

4. Формирование мировоззрения в ранней юности

Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И.С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены. При этом

высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

5. Готовность к самоопределению как основное новообразование ранней юности

Одно из достижений этой ступени - новый уровень развития самосознания.

  • открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности;

  • стремление к самопознанию;

  • формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства;

  • самоуважение;

  • становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: "Я - лично отвечаю за это!".

6. Эмоционально-волевая сфера.

Эмоциональная сфера старшеклассника отличается: многообразием переживаний, особенно нравственного порядка; повышением устойчивости эмоций; способностью

сопереживать; появлением чувства юношеской любви, которой свойственны проявление нежности, мечтательности, лиричности и искренности; развитием эстетических чувств. Волевая сфера. Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели. У девочек, в старших классах, резко снижается смелость, что создаёт трудности в занятиях физическими упражнениями. В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Часто, волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника, практически всегда имеет характер целеустремлённости.
Педагогические технологии
В определении ЮНЕСКО, «педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

А если еще проще, то педагогическая технология - это связанные в одно целое методы, формы, средства, способы, материальные ресурсы и т.д., обеспечивающие достижение цели. Технология - это все, что находится между целью и результатом.

Предметно-ориентированная технология

Главное место в ней отводится учебному материалу. Он - предмет пристального внимания педагога. Усвоение материала - главная цель обучения. Господствующая схема процесса педагогической деятельности: материал - ученики - результат. Ученики в этой цепочке стоят после предмета. Не им главное внимание, а предмету. Обучение развивается от предмета. Контроль качества усвоения игнорирует личность ученика и сводится к контролю усвоения предмета. Контроль объективный, жесткий. Предметно-ориентированная технология безжалостна к ученикам, но гарантирует высокий уровень обученности. Достижение запланированных целей в установленные сроки и на заданном уровне - основные критерии обучения.

Личностно-ориентированная технология

В центре - ученик. Материал - как бы дополнение к нему. Цель - развивать личность, а не овладевать предметом. Показатель обучения не количество и качество усвоенного, а прогресс личности - развитость, раскрепощение собственного Я, самопознание, самоопределение, самостоятельность и независимость мыслей и т.п. Учебный процесс строится от ученика, и если тот вообще не желает учиться, - сжимается, деформируется или прекращается сам собой. Никакого насилия ни в чем нет. Количество и качество конкретных знаний, умений никого особенно не интересует. Основной критерий -удовлетворение запросов личности, создание условий для самореализации.

Партнерская технология (технология сотрудничества)

Данная технология предусматривает оптимальное сочетание предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Педагог одинаково хорошо заботится и об усвоении учебного предмета, и о развитии личности. Его намерения состоят в том, чтобы ученики вынесли из класса максимум конкретных знаний, умений, понимание общих закономерностей в сочетании с развитием собственного Я, личностными оценочными суждениями, другими необходимыми человеку качествами. Три группы задач - научить, развить, воспитать, объединенные генеральной целью обеспечения развития и воспитания, с одной стороны, и создание условий для самореализации личности - с другой, требуют от педагога работы на фантастическом уровне.

На рынке педагогических услуг понадобятся все три технологии: одному надо обучиться конкретным знаниям и умениям и за счет овладения специальностью добиться успеха в жизни - он изберет жесткую продуктивную технологию; другому нужен лишь педагогический присмотр - он изберет щадящую личностно-ориентированную технологию; подавляющее большинство склонится к технологии партнерства.

Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

Методы обучения (классификация методов по И.Я. Лернеру)

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает ученикам готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями. Для приобретения этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в повторении (многократном) способа деятельности по заданию учителя. Деятельность учителя состоит в разработке и сообщении образца, а деятельность ученика - в выполнении действий по образцу.

Суть проблемного метода состоит в том, что учитель ставит перед учениками проблему и сам показывает пути ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый или эвристический метод обучения. Суть состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.

Обучающая беседа является одним из весьма эффективных методов обучения информатике, способствующих активному усвоению школьниками нового материала. Для того, чтобы эффективно изложить учебный материал при помощи беседы, учитель должен хорошо подготовиться к ее проведению. Эта предварительная подготовка включает в себя следующее: тщательное изучение учебной темы и оценку ее особенностей; четкое представление о цели обучения, которую предполагается реализовать при помощи данной беседы; установление объема и содержания уже известного учащимися учебного материала, который понадобится в ходе беседы для достижения поставленной цели; определение времени и места отводимых беседе в структуре урока.

При составлении плана урока - беседы учителю нужно точно сформулировать все основные и дополнительные вопросы, которые он намерен поставить перед учащимися. Учителю необходимо заранее подготовить те наглядные пособия, которые могут быть использованы в ходе беседы. По окончании беседы обязательно подводится итог, в котором выделяется то главное, ради чего была проведена эта беседа. Обобщая изученное, учитель отмечает, насколько отдельные учащиеся и класс в целом овладели изучаемым материалом. Поэтому полезно после проведения беседы предложить учащимся те или иные тренировочные упражнения и задачи, в ходе решения которых выявляются существующие еще пробелы в знаниях учащихся и закрепляются основные факты, связанные с новым материалом.

Рассказ или лекция учителя должны пробуждать у учащихся интерес и потребность к активной умственной деятельности. Воспринимая рассказ или лекцию учителя, учащиеся должны вместе с ним мысленно следовать по пути поиска, установления и обоснования изучаемых математических фактов и их возможных приложений. Учебный рассказ или лекцию в школе учителю нужно строить так, чтобы раскрыть перед учащимися свою «лабораторию мышления», продемонстрировать им сам процесс поиска путей, которыми выводятся различные формулы, доказываются теоремы, а не излагать изучаемые факты в готовом виде. В этом и состоит главное преимущество «живого слова» учителя перед текстом учебника. В соответствии с этим требованием изложение материала учителем обычно сопровождается большим числом вопросов типа: «Почему? На основании чего? В чем нужно убедиться, чтобы установить данный факт? Как это сделать? Нельзя ли это сделать иначе? С чего начать?» Зная, что на большинство вопросов, относящихся к новому материалу, учащиеся не смогут ответить, учитель, тем не менее, ставит их перед учащимися и отвечает на них сам; учитель как бы ведет диалог сам с собой. Учебная лекция отличается от обучающего рассказа, прежде всего по содержанию отражаемого в ней материала. Изложение такого материала сопровождается значительными и сложными математическими выкладками. Учащиеся обычно должны записывать то, что излагает учитель, и уметь это делать коротко, ясно и с достаточной полнотой. Поэтому в процессе .ведения лекции учитель следует четкому плану, акцентирует внимание учащихся на центральных вопросах темы, сопровождает изложение ясной и четкой записью на классной доске. Лекционный метод рекомендуется применять в том случае, если учебный материал является либо слишком сложным для его изучения школьниками (самостоятельно или под руководством учителя), либо важным с точки зрения целостности его восприятия для учащихся, либо наконец, таким, который не вызывает у учащихся познавательного интереса. Применяя в старших классах лекционный метод обучения информатике, учитель проводит определенную подготовку учащихся к продолжению обучения в вузе, где этот метод является одним из ведущих.

Самостоятельная работа учащихся с учебником является одним из основных средств реализации важнейшей задачи обучения - научить школьников учиться. Для того, чтобы добиться эффективных результатов самостоятельной работы учащихся с учебной математической литературой, учитель должен организовать эту работу.
Универсальные учебные действия


Компетентности

Содержание

Социальная

Поликультурная

  • Использовать в своем ответе информацию поликулътурного
    характера;

  • Быть толерантным по отношению к одноклассникам.

Коммуникативная

  • Высказывать свои мысли, уметь аргументировано их доказывать;



  • делать доклады, защищать рефераты, проекты;

  • Задавать вопросы учащимся и учителям;

  • Быть способным к толерантному общению: признавать свои ошибки, избегать категоричности, придерживаться культуры дискуссии.



Информационная

  • Находить информацию в разных источниках, выделять необходимое из массы информации, упорядочивать свои знания;



  • Критически оценивать информацию;

  • Уметь использовать новые информационные технологии и
    быстро адаптироваться к их изменениям.

Развития и самообразования

  • Создавать программу самообразования и активно реализовать ее;

  • Иметь стойкие познавательные нужды и мотивацию;

  • Уметь самостоятельно получать знания.

Продуктивной

творческой

деятельности

  • Уметь видеть проблемы, искать пути их преодоления, генерировать идеи;

  • Планировать и организовывать собственную деятельность.


Содержание дисциплины (136 часов)

10 класс (68 час.)


  1. Архитектура компьютера и защита информации – 8 час.

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Процессор и оперативная память. Внешняя (долговременная) память. Файл и файловые системы. Логическая структура носителя информации. Иерархическая файловая система. Назначение и состав операционной системы. Загрузка операционной системы. Защита информации от вредоносных программ. Антивирусные программы. Компьютерные вирусы. Сетевые черви. Троянские программы. Рекламные и шпионские программы. Спам.

Компьютерный практикум:

  • Практическое задание «Тестирование системной платы».

  • Практическое задание «Определение температуры процессора».

  • Практическое задание «Производительность процессора».

  • Практическое задание «Виртуальная память».

  • Практическое задание «Объем файла в различных файловых системах».

  • Практическое задание «Расширение и атрибуты файла».

  • Практическое задание «Архивация файлов».

  • Практическое задание «Проверка файловой системы диска».

  • Практическое задание «Дефрагментация диска».

  • Практическое задание «Копирование файлов».

  • Практическое задание «Ознакомление с системным реестром Windows».

  • Практическое задание «Защита от компьютерных вирусов».

  • Практическое задание «Защита от сетевых червей».

  • Практическое задание «Защита от троянских программ».

  • Практическое задание «Защита от рекламных и шпионских программ».

  • Практическое задание «Защита от файлов cookies».

  • Практическое задание «Защита от спама».

  • Практическое задание «Настройка межсетевого экрана».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • магистрально-модульный принцип построения компьютера;

  • особенности операционных систем и их основных технологических механизмов;

  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;

  • выполнять простейшие задачи системного администрирования, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов;

  • оценивать объем памяти, необходимый для хранения информации и скорость передачи информации; устранять простейшие неисправности; инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при администрировании своего компьютера, при выполнении операций, связанных с использованием современных средств ИКТ.




  1. Информация. Системы счисления – 14 час.


Понятие «информация» в науках о неживой и живой природе, обществе и технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Хранение информации. Кодирование числовой информации. Системы счисления. Непозиционные системы счисления. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

Компьютерный практикум:

  • Практическое задание «Перевод единиц измерения количества информации».

  • Практическое задание «Определение количества информации».

  • Практическое задание «Римская система счисления».

  • Практическое задание. «Перевод целого десятичного числа в целое двоичное, восьмеричное и шестнадцатеричное числа».

  • Практическое задание «Арифметические операции в позиционных системах счисления».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;

  • особенности протекания информационных процессов в природе, обществе, технике;

  • подходы к измерению информации, алфавитный и вероятностный подход;

  • связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;

  • кодирование текстовой, графической и звуковой информации;

  • основные понятия систем счисления, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

  • особенности представления целых и действительных чисел в ЭВМ.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;

  • определять вид информационного процесса;

  • работать с различными носителями информации.






  1. Алгоритмизация и программирование – 40 час.


Алгоритм и его свойства. Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». История развития языков программирования. Введение в программирование. Система программирования Pascal. Переменные. Графический интерфейс. Процедуры и функции. Итерация и рекурсия. Графика в языке программирования Pascal. Компьютерная и математическая системы координат. Анимация. Чтение и запись данных в файлы. Массивы. Заполнение массивов. Поиск элемента в массивах. Сортировка числовых массивов. Сортировка строковых массивов

Компьютерный практикум:

Выполнение проектов на языке Pascal:

  • Проект «Функция».

  • Проект «Факториал (итерация)».

  • Проект «Факториал (рекурсия)».

  • Проект «Перевод целых чисел».

  • Проект «Графический редактор».

  • Проект «Часы».

  • Проект «Заполнение массива».

  • Проект «Поиск в массиве».

  • Проект «Сортировка числового массива».

  • Проект «Сортировка строкового массива».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические структуры;

  • основные принципы программирования;

Учащиеся должны уметь:

  • составлять оптимальный алгоритм решения задачи, выбирая для реализации соответствующие алгоритмические конструкции;

  • определять минимальный объем переменных, необходимых для решения поставленной задачи и описывать их в программе;

  • разрабатывать алгоритм и анализировать его;

  • использовать в программах процедуры и функции пользователя;

  • создавать несложные проекты;

  • производить отладку проекта.


5. Повторение/резерв – 6 час.

11 класс (68 час.)


  1. Моделирование и формализация – 8 час.


Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Формализация. Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Приближенное решение уравнений. Вероятностные модели. Биологические модели развития популяций. Геоинформационные модели. Оптимизационное моделирование в экономике. Экспертные системы распознавания химических веществ. Модели логических устройств. Информационные модели управления объектами.

Компьютерный практикум:

  • Исследование математических моделей: приближенное решение уравнений, вероятностные модели, геометрические модели.

  • Исследование физических моделей.

  • Исследование биологических моделей развития популяций.

  • Использование информационных моделей.

  • Использование химических моделей.

  • Оптимизационное моделирование.

  • Построение логических моделей.

  • Построение информационных моделей управления объектами.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • сущность процесса информационного моделирования;

  • сущность понятия адекватности модели объекту и цели моделирования;

  • виды и свойства моделей;

  • этапы построения моделей.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять системный подход при моделировании;

  • анализировать свойства объекта и выделять среди них существенные с точки зрения целей моделирования;

  • строить информационные модели, выбирая оптимальную форму представления модели;

  • исследовать учебные модели.




  1. Технологии создания и обработки текстовой информации – 8 час


Понятие о настольных издательских системах. Создание компьютерных публикаций.

Использование готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и грамматики. Тезаурусы. Использование систем двуязычного перевода и электронных словарей. Использование цифрового оборудования.

Использование систем распознавания текстов.

Компьютерный практикум:

  • Практическая работа. Установка конвертора в формат PDF для Microsoft Office 2007

  • Практическая работа. Создание плаката в Microsoft Word 2007

  • Практическая работа. Цветоделение

  • Практическая работа. Перевод с использованием компьютерных словарей

  • Практическая работа. Оптическое распознавание документов в формате изображений

  • Индивидуальный проект «Реферат»

Учащиеся должны знать/понимать:

  • технологии обработки текстовой информации;

  • приемы редактирования и форматирования текстовых документов в текстовом процессоре;

  • инструменты текстового процессора при создании рефератов.

Учащиеся должны уметь:

  • редактировать и форматировать тексты большой сложной структуры;

  • использовать системы проверки орфографии и грамматики;

  • использовать системы распознавания текстов.




  1. Основы логики и логические основы компьютера – 10 час.


Формы мышления. Алгебра логики. Логическое умножение, сложение и отрицание. Логические выражения. Логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

Компьютерный практикум:

  • Практическое задание «Таблицы истинности».

  • Практическое задание «Определение истинности логического выражения».

  • Практическое задание «Функция импликации».

  • Практическое задание «Функция эквивалентности».

  • В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

  • В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

  • В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

  • В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел.

  • В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • логическую символику;

  • основные понятия формальной логики;

  • основные операции и законы алгебры логики;

  • назначение таблиц истинности;

  • реализацию логических операций средствами электроники;

  • принципы построения схем из логических элементов.

Учащиеся должны уметь:

  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;

  • представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности;

  • преобразовывать логические выражения;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений.




  1. Технологии хранения, поиска и сортировки информации – 8 час.


Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Компьютерный практикум:

  • Система управления базами данных.

  • Создание структуры табличной базы данных.

  • Ввод и редактирование данных.

  • Поиск и сортировка данных в готовой базе данных.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • типы баз данных;

  • организацию баз данных;

  • методы поиска и сортировки данных;

  • организацию реляционных баз данных.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и заполнять базы данных;

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; использовать базы данных в различных областях профессиональной деятельности;

  • осуществлять поиск, отбор и анализ информации.




  1. Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации – 8 час.


Представление о системах автоматизированного проектирования конструкторских работ, средах компьютерного дизайна и мультимедийных средах. Форматы графических и звуковых объектов. Ввод и обработка графических объектов. Ввод и обработка звуковых объектов. Использование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования. Создание графических комплексных объектов для различных предметных областей: преобразования, эффекты, конструирование. Создание и преобразование звуковых и аудиовизуальных объектов. Создание презентаций, выполнение учебных творческих и конструкторских работ.

Компьютерный практикум (кейс):

  • Практическая работа. Растровая и векторная графика.

  • Практическая работа. Системы управления цветом в CorelDraw и Adobe Photoshop.

  • Практическая работа. Создание и обработка графических объектов.

  • Практическая работа. Создание и обработка звуковых объектов.

  • Проект «Мультимедийная презентация».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • форматы растровых и векторных графических файлов;

  • технологию рисования графических примитивов;

  • понятие мультимедийного продукта;

  • наиболее распространенные программы для подготовки мультимедийного продукта;

  • этапы создания мультимедийного продукта;

  • критерии оценивания мультимедийного продукта.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;

  • представлять информацию в виде мультимедийных объектов с системой ссылок;

  • готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране.




  1. Коммуникационные технологии – 10 час.


Глобальная компьютерная среда Интернет. Адресация в Интернете. Доменная система имен. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Язык html для создания Web-страниц. Топология сайта. Меню. Цветовое оформление и вставка изображений. Интерактивные формы для получения информации от посетителей сайта. Размещение сайта в Интернете.

Компьютерный практикум:

  • Практическая работа. IP-адрес в различных форматах.

  • Практическая работа. «География» Интернета.

  • Практическая работа. Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы.

  • Практическая работа. Работа с файловыми архивами.

  • Практическая работа. Общение в Интернете в реальном времени.

  • Практическая работа. Покупки в Интернет-магазинах.

  • Практическая работа. Создание Web-страниц в Блокноте.

  • Практическая работа. Размещение готового сайта в Интернете.

  • Проект «Мой сайт».

Учащиеся должны знать/понимать:

  • основы функционирования сети Интернет;

  • основные теги и атрибуты языка html;

  • инструменты создания информационных объектов для Интернет;

  • методы и средства создания и сопровождения сайта.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать и размещать многостраничный Web-сайт.




  1. Информационное общество – 4 час.


Право в Интернете. Этика в Интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся должны знать/понимать:

  • нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;

  • влияние информационных ресурсов на социально-экономическое и культурное развитие общества.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для личного и коллективного общения с использованием современных программных и аппаратных средств коммуникаций, с соблюдением требований информационной безопасности, информационной этики и права.


7. Повторение, подготовка к ЕГЭ – 12 час.