Главная страница


Программа воспитания и социализации обучающихся мбоу«Общеобразовательная Березниковская средняя школа» на ступени основного общего образования Структура программы



НазваниеПрограмма воспитания и социализации обучающихся мбоу«Общеобразовательная Березниковская средняя школа» на ступени основного общего образования Структура программы
страница1/3
Дата27.08.2016
Размер0.77 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся

МБОУ«Общеобразовательная Березниковская средняя школа»

на ступени основного общего образования
Структура программы:
Пояснительная записка

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся 

2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися 

2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами

2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся 

2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни

2.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся

2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся 
2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся

2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся

Список литературы
Список приложений

Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся МБОУ «ОБСШ» на ступени основного общего образования разработана на основе Примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Программа построена на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука,, искусство, природа, человечество и направлена на достижение требований ФГОС: организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, социально-значимую деятельность, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов и традиций и удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся.

Программа обеспечивает преемственность с Программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени общего образования.

Программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков 11–15 лет.

Актуальность программы

Одной из глобальных проблем современности является духовный кризис общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности, что в результате привело к отрицательному влиянию на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом к низкой общей культуре подрастающего поколения. А в подростковой среде наблюдаются такие явления, как отчуждение от духовной культуры и национальных традиций; высокий уровень преступности; пропаганда ценностей западной массовой культуры, насилия и распущенности; критически высокий уровень употребления детьми алкоголя, табачных изделий, наркотиков. В обществе обострились проблемы социального сиротства, кризиса семьи, кризиса патриотизма (обесценивание таких понятий как «долг», «совесть», «нравственность» и «патриотизм», отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность; отсутствие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения; недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни; недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа).

Все вышеперечисленное обуславливает актуальность программы по воспитанию и социализации обучающихся, так как именно школе, как социальному объекту - носителю педагогической культуры – принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации подростка.

Проблема социализации будет решаться через взаимодействие внешних (социум) и внутренних (ОУ) факторов. Подразумевается оптимальное использование возможностей социума, способствующих развитию личности и система учебно-воспитательных дел, призванных заложить основы социально ценностных ориентиров подростков.
Нормативно-правовые основы программы:

«ФГОС. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования»

«Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Федеральный Закон РФ «Об образовании», ст.2

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Приоритетный национальный проект «Образование»

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Участники программы: коллектив учащихся 5 – 9 классы, педагогический коллектив, семьи обучающихся, социальные партнеры

Срок реализации программы: 5 лет.
2.3.1. Цели и задачи программы воспитания и социализации обучающихся основной школы:
Цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, культурного, порядочного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.


Задачи программы определены в соответствии с целью:

В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; 

  • укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;

  • формирование морали – осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

  • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

  • укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  • развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  • формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

  • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

  • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

  • формирование экологической культуры.


В области формирования социальной культуры:

  • формирование российской гражданской идентичности; 

  • укрепление чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; 

  • развитие патриотизма и гражданской солидарности;

  • формирование у подростков навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп; 

  • формирование и укрепление у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

  • усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование, развитие и укрепление толерантности.


В области формирования семейной культуры:

  • укрепление отношения к семье как к основе российского общества;

  • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

  • усвоение нравственных ценностей семейной жизни;

  • формирование опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

  • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.


Для решения воспитательных задач педагоги вместе с обучающимися, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию программы.
2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися. (Таблица 1.)
Программа определяет основные направления воспитания и социализации обучающихся основной школы:

-гражданско-патриотическое;

- духовно-нравственное;

- воспитание социальной ответственности и компетентности;

-спортивно-оздоровительное,экологическое;
- воспитание трудолюбия и профессиональная ориентация;

- общекультурное (эстетическое)
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций
2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся 

Принцип ориентации на идеал. Высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке,
Аксиологический принцип. Позволяет дифференцировать социально-педагогическое пространство ОУ, включить в него разные общественные субъекты. Утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни.

Принцип следования нравственному примеру. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведенияВ педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.


Принцип диалогического общения со Значимыми Другими. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со «Значимым Другим».


Принцип идентификации. Устойчивое отождествление себя со «Значимым Другим», стремление быть похожим на него.


Принцип полисубъектности воспитания и социализации. Согласование социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Оказываемая Значимым Другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих пред ними личностно и общественно значимых проблем.


Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Преодоление изоляции подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечение их полноценной и своевременной социализации.

2.3.4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся школы согласуются страдиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлѐнность и настойчивость, трудолюбие;

• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всѐм мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени ООО. Таблица 1.

Содержание воспитания

Задачи воспитания и социализации обучающихся

Виды деятельности, формы, средства и примерная тематика занятий

Ожидаемые результаты

Реализуемые программы

Направление 1: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Ценности:

любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность; мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов.


- развитие патриотизма и гражданской ответственности
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; 
- формирование российской гражданской идентичности: идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, российской гражданской нации; 

- знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России

Изучение Конституции России; символики государства, Архангельской области, района, законов Государства, локальных правовых актов школы.

Исследовательская работа с последующими дискуссиями об основаниях, по которым люди относят тех или иных деятелей к категории героев, считают их выдающимися.

Выяснение и обсуждение с подростками их поведенческих предпочтений с целью критического осмысления их позитивных и негативных ценностных оснований.

Система дискуссий о ценности «простой» человеческой жизни.

Краеведческая работа по выявлению и сохранению мест памяти, забота о памятниках.

Публичные презентации о славных людях района, региона, России.

Знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами.

Обсуждение их роли и ценности в современной жизни, участие в традиционных обрядах, в ремесленном производстве.

Подготовка публичных презентаций по этой деятельности.

Разработка и оформление стендов, посвященных исторической эволюции символики Российского государства, Архангельской обл, района.

Дискуссии с носителями различных взглядов и традиций относительно духовно-нравственных ценностей прошлого и современности в контексте образовательной программы школы.

Формы деятельности:

классные часы «В тебе взрослеет гражданин. Вокруг тебя-мир» и др.,.беседы, диспуты, дискуссии, деловые игры, краеведческие декады, викторины, просмотр и обсуждение фильмов, видеофрагментов; творческие конкурсы, фестивали, праздники,; изучение учебных дисциплин, встречи с ветеранами, солдатскими вдовами, курсантами суворовских, военных училищ, выпускниками школы, помощь ветеранам, экскурсии по памятным местам района, области, в краеведческие музеи, походы по родному краю, акции гражданской направленности, Уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница», правовые декады, турнир Знатоков права,

тематические выставки литературы в библиотеке, конкурсы рисунков, плакатов,

конкурс « Евровидение», проект-исследование « Имя на карте и в истории России», вахта Памяти.

Усовершенствована система патриотического воспитания в школе.

Ценностное отношение подростков к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению.

 Знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, региона, основных прав и обязанностей граждан России.

Системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны.

 Представление об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении.

 Понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.

 Уважительное отношение к органам охраны правопорядка.

Знание национальных героев и важнейших событий истории России.

Знание государственных праздников, их истории и значения для общества.

Негативное отношение обучающихся к нарушениям порядка в классе, школе, общественных места, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам.
Разработаны и реализуются программы:
«Я– гражданин России»

«Подросток и закон»

Направление 2: воспитание социальной ответственности и компетентности

Ценности:

 правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны



- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей
- освоение обучающимися норм и правил общественного поведения
-формирование системы ценностей и установок поведения подростка
- формирование уважения к закону, праву, правам других людей,
- усвоение позитивного социального опыта
- осознанное принятие основных социальных ролей в семье, школе, обществе
- приобретение опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
- формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения



Участие в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения.

Выполнение ролевых проектов, имитирующих социальные отношения, определённые ситуации, в форме описаний, презентаций, фото- и видеоматериалов ролевые игры, выборы директора школы, День самоуправления, волонтерское движение и др.

Разработка и участие в реализации посильных социальных проектов:

Дети войны

Забота (ветераны, пенсионеры).

Мы вместе ( дети-инвалиды)

Рука в руке (детские сады, начальная школа).

Участие в акциях:

Радуга добрых дел

Ветеран живет рядом

Участие в операции « Чистый обелиск».

Организация контроля за выполнением обучающимися основных прав и обязанностей; защита права обучающихся:

Совет старшеклассников

Совет лидеров

Школа актива.

Конкурс «Лучший дежурный класс»;

Расширение опыта сотрудничества со сверстниками и с учителями в ходе повседневного общения, традиционных мероприятий.

Ролевая игра или проект-исследование «Как меняется мое поведение, речь в течение дня».


Позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина.

Умение принимать или не принимать, информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм.

Первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп.

Сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах.

Знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности.

Умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, достигать взаимопонимания.

Умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах.

Умение прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе;

Знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.

Программы:

«Правопорядок» ( волонтерской группы)

« Лидер», «Подросток и закон»


Направление 3: воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Ценности:

нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; семья; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, религиозной жизни человека; духовно-нравственное развитие личности;

- развитие способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; 
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

- развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, в т.ч. земляков, выпускников щколы в ходе классных часов, бесед, диспутов, встреч.

Написание эссе на нравственно-этические темы на материалах конкретных сообществ (семьи, подростковой группы, класса) и последующее обсуждение затронутых в тексте проблем.

Беседы: «Ты о людских пороках не кричи»(Саади) «В каком народе живешь, того и обычая держись», «Добродетели нужно учиться» (Сенека), «Совесть –«наших дел закон и обвинитель, свидетель и судья» (В.А.Жуковский), «Мой первый друг, мой друг бесценный» (А.С.Пушкин), «Познай себя самого».

Практикум «Составляем план самовоспитания на неделю».

Посещение и последующее обсуждение фильмов, спектаклей нравственно-этического содержания.

Посещение открытых заседаний суда, на которых рассматриваются дела, имеющие «выход» на данную проблематику и последующее обсуждение услышанного.

Участие в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.

Добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.

Беседы о семье, о родителях и прародителях.

семейных традициях.

Презентации совместно с родителями творческих проектов и других мероприятий, раскрывающих историю семьи.

Сбор информации и выставка творческих работ «Моя семья в истории моей школы»,

Проведение совместных шоу-программ:

« День матери», «Две звезды».

Проект « Как мне удалось помочь младшему брату» или «За какую помощь родители сказали мне спасибо» и т.д.

Участие в общественно полезном труде в помощь школе, поселку, родному краю.

Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путём проведения экскурсий в места богослужения, встреч с религиозными деятелями);


Ценностное отношение к школе, своему поселку, народу, России, к героическому прошлому и настоящему Отечества.

Умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью семьи, школы.

Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Уважение родителей, уважительное отношение к старшим.

Знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Понимание роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.

Понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их.

Готовность сознательно выполнять правила для обучающихся.

Потребность в выработке волевых черт характера, способность объективно оценивать себя.

Нравственное представление о дружбе и любви.

Понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, продолжения рода.

Понимание взаимосвязи физического, нравственного и социально-психологическ. здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье.

Понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
Программы:

Этика и этикет.

Вместе с семьей

Направление 4: воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры,



Ценности:

 физическое, социально-психологическое и духовное здоровье человека; здоровый образ жизни, жизнь во всех её проявлениях;
родная земля, заповедная природа, планета Земля, эволюция природы, экологическая культура грамотность, безопасность; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни;


- формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры;

- осознание подростком ценности человеческой жизни;

-формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

-усвоение ценностного отношения к природе, окружающей среде и всем формам жизни,

- развитие художественно-эстетического восприятия явлений природы, животного и растительного мира;

-создание здоровьесберегающих условий ОУ

На уроках физической культуры, ОБЖ:

беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; просмотр учебных фильмов

В спортивных секциях школы и внешкольных учреждений: подвижные игры, туристические походы, спортивные соревнования.

Внеклассные мероприятия:

Беседы о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье,
о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, ПАВ.

Конкурс -представление театрализованных сказок «Сила здоровья».

Встреча с самим собой «В моем представлении ЗОЖ – это…»

Лекции, вечера, посвященные физической культуре, спорту и туризму.

Встречи со спортсменами, судьями, врачами, представителями экологических организаций.

Коллективное посещение спортивных соревнований.

Дни здоровья, военно-спортивные декады.

Конкурсы, праздники, викторины, направленные на пропаганду здорового образа жизни.

Экскурсии, походы по родному краю.

Участие в семинарах « Профилактика ИПППП и алкоголизма», в конкурсе «Безопасное колесо»

Природоохранный проект « Лапажинка».

Проекты: «Мы за ЗОЖ. Научи правилам ЗОЖ младшего», « Новинки из мусорной корзинки».

Встречи с работниками ГИБДД.

Агитбригада ПДД.

Ролевые игры.

Участие в экологических мероприятиях школы, поселка: высадка растений, очистка парка от мусора, подкормка птиц;

Деятельность кружка «Экологический комитет»


Ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью членов своей семьи, окружающих.

Осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека, их обусловленности внутренними и внешними факторами.

Знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни.

Умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека.

Формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности.

Знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других ПАВ.

Отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды.

Умение противостоять негативным факторам, влияющим на ухудшение здоровья, рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность.

Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, всестороннего развития личности.

Умение деятельность, соблюдение здоровьесберегающего режима дня.

Проявление интереса к подвижным играм, соревнованиям, тур. походам, спортивным секциям, военизированным играм.

Опыт участия в общественно значимых делах по охране природы.

Опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.
Программы:

«Здоровье»

«Полезный выбор»

«Земля - наш дом»

Направление 5: воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

Ценности:

 научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учебе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

- приобретение подростками опыта собственного участия в различных коллективных работах, в том числе в разработке и реализации учебных и внеучебных проектов;

- формирование умения оценивать личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;

- усвоение установки на нетерпимость к лени, небрежности, незавершенности дела, к небережливому отношению к результатам человеческого труда

- оказание подросткам индивидуальной психологической помощи в профессиональном самоопределении



Классные часы, беседы о профессиях, « Чем мне нравится заниматься?» «Что у меня получается лучше всего?», « Какие мне выбирать проекты?».

Встречи со студентами средних и высших учебных заведений, представителями различных профессий.

Сотрудничество с ЦЗН: ярмарки вакансий, летнее трудоустройство подростков, беседы о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, потребностях рынка труда, тренинговые тематические занятия; День профориентации.

Тематические игры, конкурс сочинений «Моя будущая профессия», выпуск стенгазет, целевые экскурсии на предприятия, творческий конкурс «Наши руки не знают скуки», конкурсы научно-фантастических проектов, вечера неразгаданных тайн, конкурс презентаций «Труд в нашей семье», участие в олимпиадах по учебным предметам, конкурсы учебно-исследовательских проектов, обзор и выставки в библиотеке научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации.
Праздники труда, ярмарки, трудовые акции.
Учебно-трудовая деятельность.
Занятия народными промыслами, работа в творческих и учебных мастерских.

Руководство кружками, познавательными играми учащихся младших классов, общественно-полезная деятельность.

Экскурсии на предприятия.

Проекты «Профессия моих родителей»,

«.Я и моя будущая профессия».

Тематические родительские собрания,


Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве.

Понимание нравственных основ образования.

Начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту.

Умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач.

Самоопределение в области своих познавательных интересов.

Умение организовать процесс самообразования, работать с информацией из разных источников.

Опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных учебно-исследовательских проектов.

Понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни.

Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества;

Знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений.

Умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов.

Навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми.

Знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, качествам, знаниям и умениям человека.

Сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;

Общие представления о трудовом законодательстве.

Программа

«Твой выбор» (профориентация)

Направление 6: воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание

Ценности:

красота; гармония; духовный мир человека; самовыражение личности в творчестве и искусстве; эстетическое развитие личности



- развитие представлений о душевной и физической красоте человека;

- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств подростка;

- формирование эстетического восприятия предметов и явлений действительности;

- развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;

- формирование ценностного отношения к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;

- формирование представления об искусстве народов России; 

- Поощрение и поддержка собственных занятий подростков художественным творчеством в различных областях (включая моду, дизайн собственного жилища и территории дома и школы и др.).



Посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных спектаклей, фестивалей народного творчества, тематических выставок.

Встречи с представителями творческих профессий.

Экскурсии на художественные производства,

к памятникам зодчества (в т.ч. заочные).

Знакомство с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам.

Изучение художественных произведений, просмотр учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах.

Знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее обсуждение.

Встречи с людьми, побывавшими в интересных местах.

Читаем классику: «За что народ любил И.Муромца и чтил своих былинных героев», «Былинные и сказочные герои в творчестве В.М.Васнецова», «Зло, как и добро, имеет своих героев».

Обсуждение прочитанных книг, художественных фильмов, телевизионных передач, компьютерных игр на предмет их этического и эстетического содержания.

Выставки семейного художественного творчества (поделки, рисунки), музыкальные вечера, концерты.

Устройство подростками публичных лекций (с приглашением родителей, местных жителей и др.) о выдающихся произведениях искусства.

Беседы «Красивые и некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас» и др.

Посещение концертов ДШИ.

Традиционные школьные мероприятия:

концерты: «Нашим учителям», «Школьная звездочка», «Две звезды»;

вечера: «Осенний вернисаж», «Моя прекрасная леди»;

КТД «Школа карнавальная»;

КВН, фестиваль «Альтернатива».

Ценностное отношение обучающихся к прекрасному.

Понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира.

Способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни.

Опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Представление об искусстве народов России;

Опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

Интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности.

Опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества.

Опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Программа «Успех»


.

2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальным субъектами.

Социальное воспитание - это целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. В широком смысле слова социальное воспитание включает в себя все виды воспитания (нравственное, трудовое, физическое и др.).

Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни человека и которое рассматривается учёными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация), был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

Ступень основного общего образования принимает взрослеющего человека в драматический момент перехода многих до поры скрытых процессов его становления в явные. Именно на эту ступень приходится момент взрывоподобной «самопрезентации» подростка в качестве юного взрослого.

И система образования призвана найти и использовать такие формы и методы детских и детско-взрослых деятельностей, которые обеспечили бы процесс формирования индивидуальности, максимально адекватной задачам самоактуализации и самореализации подростков в этих непростых обстоятельствах. Поэтому исключительно важно учитывать индивидуальные особенности типов личности обучающихся.

Социализация обучающихся на ступени основного общего образования – не некая изолированная деятельность, искусственно привнесенная в образовательный процесс. Она осуществляется всюду – и при освоении академических дисциплин, и в развитии у обучающихся универсальных компетентностей, и в их собственном поведении во всевозможных внеучебных деятельностях. Она осуществляется просто в жизни ребенка.

Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что основным социальным ожиданием для подростков является успешность, признание со стороны семьи и сверстников, состоятельность и самостоятельность в реализации собственных замыслов.

На ступени основного общего образования необходимо постоянно иметь в виду и такой фактор, как доверие подростков к педагогам и другим лицам, общающимся с ними и участвующим в совместной деятельности. Чувство доверия младших к старшему строится не только на искренней озабоченности воспитателя судьбами подростков, но и на убедительности для них его жизненного опыта, на его способности ставить себя на место каждого из них и в доверительном диалоге обсуждать все возможные сценарии развития конкретных актуальных ситуаций.

От воспитателя, претендующего на роль «значимого взрослого», помимо обширной эрудиции (в том числе общекультурной и психологической), требуется высочайший педагогический профессионализм, включающий весь диапазон средств вербальной и невербальной коммуникации. А главное – он должен испытывать чувство отеческой любви к внимающим ему младшим современникам, глубоко сознавая, что им придется жить в огромном, очень сложном и непредсказуемо меняющемся мире.

Цели и задачи социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Цели социализации:

  • обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности;

  • обретение воспитанниками способности операционально владеть набором программ деятельности и поведения, характерных для актуальной социокультурной традиции и перспектив ее развития, а также усвоение (интериоризация) ими тех знаний, ценностей и норм, которые эти традиции выражают.

Задачи социализации:

    • развитие способности подростков согласовывать самооценки и притязания с возможностями их реализации в наличной социальной среде;

    • уметь создавать социально-приемлемые условия для такой реализации.

    • Центральная воспитательная задача - формирование у подростков позитивной "Я - концепции".


Основны формы социализации подростков:

- социальное проектирование (ведущая форма )

- участие детей в работе органов детского самоуправления.

- участие в общественно-полезном труде

- воспитание традицией

Проектная деятельность: проекты разрабатываются в режиме детско-взрослого сотрудничества, где приветствуется детская инициатива, активность в реализации своих идей, результативность действий. При желании дети могут участвовать в нескольких проектах одновременно. Задачи педагога на этом этапе: увлечь детей проектом, удержать интерес к деятельности в течение длительного времени, при потере интереса «переключить» на другую деятельность.

Учащимся, уже подготовленным к выбору на более или менее длительный срок определенного вида деятельности, предлагается самим определить – кто и чем будет заниматься в рамках реализуемых в школе проектов. Если в предложенных проектах ребенок не видит себя в какой-либо роли или не находит интересную для себя деятельность, то он может предложить собственный проект, выступив в роли автора. Функции педагога на этом этапе заключаются как в оказании помощи при распределении социальных ролей, так и в содержательном развитии «сценария» проекта. Здесь важны партнерские детско-взрослые отношения, внутри которых педагог создает ситуации, побуждающие детей к конструктивным действиям. Например, в реализации проекта «Школьный Пресс-центр» взрослые, выступая в роли консультантов «отделов», направляют детей, помогают наполнять деятельность содержанием. Руководство «отделами» осуществляют сами дети.

Начиная с пятого класса, осуществляется интеграция приобретенных навыков выбора вида деятельности и социальной роли через участие детей в работе органов детского самоуправления.

В рамках воспитательной системы МБОУ «ОБСШ» созданы Совет старшеклассников и Совет лидеров детской общественной организации «Радуга», которые являются выборными органами, состоящими из наиболее активных учащихся. Они определяют основные традиционные направления деятельности как в рамках реализуемых в школе проектов, так и в другой деятельности: культурно-массовой, научной, трудовой, спортивной. Классы направляют одного-двух представителей для работы в Советах. Работа внутри классных коллективов строится на основе самостоятельного выбора каждым ребенком вида деятельности. Срок работы Советов - учебный год. По окончании работы Советы организуют и проводят отчетные мероприятия. Затем начинают работу новые Советы и на следующий учебный год они становятся хозяинами жизни школы. Таким образом, за пять лет (с пятого по девятый класс) у каждого ученика есть возможность попробовать себя в роли "лидера", отрабатывается выбор социальной роли по масштабу.

Ученическое самоуправление призвано обеспечить:
- содержание школьной жизни на каждой ступени образования;
- активную жизненную позицию учащихся;
- выработку навыков анализа и самоанализа;
- сформированность умения контроля и самоконтроля.
Задача совершенствования системы самоуправления актуальна для нашей школы, т.к. всё-таки даже самые активные учащиеся школы являются прекрасными исполнителями идей, но редко их авторами. Повышение инициативности учащихся школы – основная задача на пути совершенствования системы самоуправления. В новом ФГОС активная жизненная позиция ребёнка определяется как один из основных результатов воспитательной работы школы.

Обучающиеся участвуют в различных формах общественно-полезного труда: уборка школьной территории, поселкового парка, дежурство по школе, классу, а также в традиционной акции «Радуга добрых дел» школьной детской общественной организации и др.

Школа имеет свои сложившиеся традиции, которые являются неотъемлемой частью воспитательного процесса. Традиции формируют у детей собственную позицию, убеждения, ценностные ориентиры. Для мотивации детей к участию в традиционных мероприятиях коллектив ОУ совершенствует формы их проведения.

Воспитание традицией способствует стимулированию и инициации собственного творчества школьников и предоставляет им для этого многообразие форм, возможностей и условий для становления социально компетентной, нравственной личности.
Школьные традиции: Таблица 2.


Основное содержание

Основные формы

Приобщение к школьным традициям

-        «Здравствуй, школа»

-        «День учителя»

-        «Посвящение в первоклассники»

-        «Прощание с начальной школой»

-        «Посвящение в пятиклашки»

-        «Прощание с азбукой»

-        «Посвящение в читатели»

-        «Последний звонок»

-        «День защиты детей»

-        «День рождения детской общественной организации «Радуга»»

Воспитание духовно-нравственных ценностей


-        «День пожилого человека»

-        «День матери»

-        «Традиции нашей семьи»

-        Акция «Радуга добрых дел»

-        Правовая декада

Формирование гражданско - патриотической позиции

-        Воекнно-спортивная декада, посвященная Дню защитника Отечества

-        Операция «Чистый обелиск»

- Вахта памяти.

- Урок мужества

Изучение национальных культур и соблюдение национальных традиций

-        Неделя толерантности. Конкурс «Евровидение»

-        Масленица

-        Фестиваль национальных культур «Дружба»

Развитие творческих возможностей учащихся

-        Конкурс «Волшебница Осень»

-        «Школьная звездочка»

-        Концерт «Две звезды»

-        Творческие конкурсы

- КВН

Развитие интеллектуального потенциала учащихся

-        Предметные декады

-        Предметные олимпиады

- Клуб интеллектуальных забав

-        Школьная научно-практическая конференция

Развитие партнерских отношений

-        Встречи с ветеранами

-        Встречи с интересными людьми


Развитие трудовых навыков

-        Субботники

-        Дежурство по школе. Конкурс «Лучший дежурный класс»

-        Озеленение школьного двора

- День профориентации

Формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения

-       «Папа, мама, я – спортивная семья»

-         Дни здоровья

-         Спартакиада




2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся.  
Основными принципами организации совместной социально значимой деятельности детей и взрослых являются сотрудничество, уважительное отношение к правам и индивидуальным возможностям друг друга.

Содержание предлагаемых детям образовательных программ усваивается ими не только в ходе организуемых учебных занятий по курсу, но и в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий.

Педагогически целесообразным является добровольное участие в социально значимой деятельности не только детей, но и их родителей.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для последовательного перехода ребенка из позиции объекта воспитания в позицию субъекта.

Содержание деятельности субъектов социального воспитания представляют собой определенную совокупность различных воспитывающих модулей:

- в образовательном учреждении (на уроке и во внеурочное время);

- вне школы и семьи;

- в семье.

Каждый из модулей выступает как форма жизнедеятельности учащихся, вмещая в себя учение, игру, творчество, личностные смыслы, профессинальную ориентацию, труд, общение.


Таблица 3.





Урочная и внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

Работа с родителями

Формы работы

Беседы

Классные часы

Диспуты

Дискуссии

Публичные выступления

Просмотры видеофрагментов, фильмов

Концерты

Выставки

Акции

Волонтерское движение

ДЮО «Радуга»

Совет старшеклассников

Совет лидеров

Пресс-центр

Кружки

Спортивные секции

Спортивные соревнования

Клуб интеллектуальных забав

Литературная гостиная

Школьная звездочка

КВН

Творческие встречи

Тьюторство

Экскурсии по району и области

Туристические походы

Исследовательская деятельность

Социальное проектирование

слеты

эстафеты

марафоны

Работа детских коллективов художественной самодеятельности из учащихся школы:

- хореографические группы

- детский хор

-фольклорный коллектив «Малена»

-детский театральный коллектив

- изостудия «Блик»

- эстрадная студия «Сюрприз»

- подростковый клуб «Аструм»

Дней профориентации

Конкурс «Безопасное колесо»



Беседы

Родительский лекторий

Походы

Экскурсии

Две звезды

Родительский патруль

День матери

Папа, мама, я – спортивная семья

Классные вечера

Родительские комитеты

Индивидуальные, групповые

консультации с психолого-педагогической службой

День «открытых дверей» Конференции отцов

Родительские собрания

рейд «Здоровое питание»

Совместные творческие дела

Помощь в укреплении материально-технической базы.

Индивидуальная работа с неблагополучными семьями.

Участие родителей в управлении школой через:

- совет школы;

- - родительские комитеты



Ответственные

Классные руководители

Педагог ДО

Педагог-организатор

Зам по ВР

Руководители ШМО

Социальный педагог

Психолог

Классные руководители

Педагог ДО

Педагог-организатор

Зам по ВР

Руководители ШМО

Педагоги ЦВР

Специалисты ведомств - социальных партнеров

Администрация школы

Классные руководители

Педагог ДО

Педагог-организатор

Зам по ВР

Руководители ШМО

Родители

Социальный педагог

Психолог

Администрация школы

Планируемые результаты

Повышение общего уровня культуры школы.

Создание социально развивающей среды ОУ.

Сплочение общешкольного коллектива детей и взрослых

Повышение социальной активности, закрепление социокультурного опыта детей-подростков.

Закрепление ценностных ориентаций, идеалов, успехов и достижений, признание общественно-личностной значимости. Осознание обучающимися целей, жизненных планов, эталонов
  1   2   3