Главная страница


Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо



НазваниеПояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо
страница12/30
Дата10.02.2016
Размер4.11 Mb.
ТипПояснительная записка
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

  1. описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

  2. характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

  3. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России» и с УМК «Школа 2100»;

  4. типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России» и с УМК «Школа 2100»;

  5. описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России» и с УМК «Школа 2100»;

  6. планируемые результаты сформированности УУД.

2.1.1. Ценностные ориентиры программы формирования универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России» и УМК «Школа 2100»

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- отказ от деления на «своих» и «чужих»;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Выпускник начальной школы - это человек:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

  • Владеющий основами умения учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

2.1.2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяется три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

КОДИФИКАТОР УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Общеучебные универсальные действия

УУД

Познавательные




Коммуникативные




Регулятивные




Личностные

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

использование

знаково - символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное;

построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

поиск разнообразных способов решения задач;

структурирование знания.

П1

П2


П3

П4



Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулирование собственного мнения (позиции);

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

построение понятных для партнёра I высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет;

умение задавать вопросы;

контроль действий партнёра;

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

построение монологического высказывания;

владение диалогической формой речи.

К1

К2

К3

К4

К5
К6

К7


К8

К9

К10
К11

К12
К13

Принятие и сохранение учебной задачи;

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её

реализации и, в том числе во внутреннем плане;

учёт правила в планировании и контроле способа решения;

осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

адекватное восприятие оценки учителя;

различение способа и результата действия;

оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки;

внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его

оценки и учёта характера сделанных ошибок;

выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме


Р1
Р2

Р3
Р4


Р5
Р6

Р7

Р8


Самоопределение

Осуществление гражданской идентификации, личности (осознание своей этнической

принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина

России);

формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразую

щей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимо-

стью и содержанием);

развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации,

адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


Л1

Л2

Л3

Л4


Л5

Л6
Л7



Логические учебные действия

Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

выделение существенной информации из текстов разных видов,

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществление синтеза как составления целого из частей;

сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей

построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

доказamельство;

выдвижение гипотез и их обоснование

П6

П7
П8
П9

П10

П11

П12
П14

П15

П16

П17













Смыслообразование

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;

формирования мотивов достижения и социального признания; формирования границ собственного знания и «незнания»


Л8
Л9

Л10

Л11

Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем


П18

П19













Морально-этическая ориентация

Освоение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);

выполнение, моральных норм;

решение моральных проблем на основе децентрации,

оценка, своих поступков в соответствии с нормами нравственности


Л12


Л13
Л14
Л15
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   30