|
Программа формирования универсальных учебных действий содержит:
описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России» и с УМК «Школа 2100»;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России» и с УМК «Школа 2100»;
описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России» и с УМК «Школа 2100»;
планируемые результаты сформированности УУД.
2.1.1. Ценностные ориентиры программы формирования универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России» и УМК «Школа 2100»
1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от деления на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа.
2. формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.
- доброжелательность, доверие и внимание к людям,
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3. развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
4. развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5. развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;
- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;
- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Выпускник начальной школы - это человек:
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир
Владеющий основами умения учиться.
Любящий родной край и свою страну.
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
2.1.2. Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности выделяется три вида личностных действий:
• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.
КОДИФИКАТОР УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Общеучебные универсальные действия
| УУД
| Познавательные
|
| Коммуникативные
|
| Регулятивные
|
| Личностные
| Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
использование
знаково - символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; осознанное и произвольное;
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
поиск разнообразных способов решения задач;
структурирование знания.
| П1
П2
П3
П4
| Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулирование собственного мнения (позиции);
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
построение понятных для партнёра I высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет;
умение задавать вопросы;
контроль действий партнёра;
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
построение монологического высказывания;
владение диалогической формой речи.
| К1
К2
К3
К4
К5 К6
К7
К8
К9
К10 К11
К12 К13
| Принятие и сохранение учебной задачи;
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации и, в том числе во внутреннем плане;
учёт правила в планировании и контроле способа решения;
осуществление итогового и пошагового контроля по результату;
адекватное восприятие оценки учителя;
различение способа и результата действия;
оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта характера сделанных ошибок;
выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме
| Р1 Р2
Р3 Р4
Р5 Р6
Р7
Р8
| Самоопределение
| Осуществление гражданской идентификации, личности (осознание своей этнической
принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина
России);
формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразую
щей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимо-
стью и содержанием);
развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации,
адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
| Л1
Л2
Л3
Л4
Л5
Л6 Л7
| Логические учебные действия
| Осуществление смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
выделение существенной информации из текстов разных видов,
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществление синтеза как составления целого из частей;
сравнение, сериация и классификация по заданным критериям; установление причинно-следственных связей
построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
доказamельство;
выдвижение гипотез и их обоснование
| П6
П7 П8 П9
П10
П11
П12 П14
П15
П16
П17
|
|
|
|
| Смыслообразование
| Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания; формирования границ собственного знания и «незнания»
| Л8 Л9
Л10
Л11
| Постановка и решение проблем
| Формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
| П18
П19
|
|
|
|
| Морально-этическая ориентация
| Освоение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность);
выполнение, моральных норм;
решение моральных проблем на основе децентрации,
оценка, своих поступков в соответствии с нормами нравственности
| Л12
Л13 Л14 Л15
| |
|
|