|
Программа по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью Программа по математике
для учащихся с умеренной умственной отсталостью
10 класс
(10 год обучения)
Пояснительная записка
Курс математики предполагает обучение учащихся 10 класса решению жизненно важных экономических задач и направлен на углубленную социально-бытовую ориентировку в обществе. Курс включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися математические и экономические понятия.
Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (специальная (коррекционная) школа VIII вида №77 СЗАО г. Москвы, 2009г.).
Основной задачей обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью (F71) является социальная адаптация с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.
Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике носит ярко выраженный прикладной характер и максимально связывается с жизненным опытом учащихся, имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.
Небольшой объем часов по учебному базисному плану, ограниченные возможности интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью, узкий круг бытовых и социальных ситуаций, требующих в повседневной жизни применения тех или иных математических знаний, позволяют ограничиться имеющимися знаниями, умениями и навыками, полученными учащимися на уроках математики в 5 – 9 классах. Учебный материал с целью совершенствования ранее приобретенных знаний, умений и навыков дается в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для отработки конкретных социально значимых тем. Наиболее полно и четко эти темы сформулированы в содержании учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка». Поэтому курс математики 10 класса построен в тесной связи с тематикой СБО, а содержание задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. На уроках математики отрабатываются те вычислительные навыки, которые приходится использовать учащимся для освоения социальных знаний.
Основные задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:
- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;
- учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;
- учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;
- использовать процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с умеренной умственной отсталостью.
Познавательная деятельность детей с умеренной умственной отсталостью особенно затруднена в вопросах овладения элементарными математическими знаниями. С большим трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.п. Поэтому содержание обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать дети.
Принцип доступности предполагает с целью создания мотивации к познанию сделать предлагаемый учебный материал максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно – то доступно, что доступно – то интересно, что интересно – то вызывает желание познавать новое. Весь предъявляемый учебный материал каждого урока также рассматривается с позиции принципа доступности: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Это позволяет более эффективно осуществлять дифференцированную работу на уроке.
Не менее важным фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью является привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты, и т.д.). С позиции этих принципов в программу включены такие темы как «Работа с часами», «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками», «Работа с калькулятором». С этими объектами учащиеся сталкиваются постоянно в повседневной жизни. При систематической, определенным образом построенной работе, можно добиться усвоения этих тем детьми с умеренной умственной отсталостью.
Одна из главных задач уроков математики в школе – научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс (например, проверка по чеку соответствия оплаченных товаров наличию товара в корзинке, пересчет полученной сдачи и сравнение с суммой сдачи по чеку и т.п.).
Представленное в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями.
Нумерация в пределах 1000.
Чтение одно-, дву-, трехзначных чисел и поиск этих чисел в календаре, в таблице.
Запись одно-, дву-, трехзначных чисел и поиск этих чисел в календаре, в таблице.
Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.
Счет прямой и обратный сотнями в пределах 1000.
Счет прямой двойками, пятерками, десятками, сотнями до заданного числа.
Счет обратный двойками, пятерками, десятками, сотнями до заданного числа.
Разложение числа по разрядам.
Составление числа по разрядным единицам.
Сравнение чисел в пределах 1000, постановка знака >, <, = и поиск их в календаре, в таблице.
Счет прямой до заданного числа, поиск его в календаре, в таблице.
Счет обратный до заданного числа, поиск его в календаре, в таблице.
Запись чисел под диктовку, поиск их в календаре, в таблице.
Поиск и называние соседей числа по календарю, по таблице.
Счет от заданного до заданного числа.
Вписывание пропущенного числа, поиск его в календаре, в таблице.
Называние предыдущего числа, поиск его в календаре, в таблице.
Называние последующего числа, поиск его в календаре, в таблице.
Чтение и запись чисел с 0 в пределах 100.
Устный счет в пределах 10.
Письменное сложение в столбик в пределах 1000 без перехода через разряд.
Сложение круглых сотен.
Сложение круглых сотен с однозначным и двузначным числами.
Сложение круглых сотен с трехзначным числом.
Сложение трехзначного числа с однозначным, двузначным и трехзначным числами.
Письменное вычитание в столбик в пределах 1000 без перехода через разряд.
Вычитание круглых сотен.
Вычитание круглых сотен из трехзначного числа.
Вычитание из трехзначного числа однозначного, двузначного или трехзначного числа.
Работа над задачей.
Составление простых задач в пределах 1000 без перехода через разряд:
- на увеличение и уменьшение на число;
- на нахождение суммы и остатка;
- на разностное сравнение.
Решение простых задач в пределах 1000 без перехода через разряд:
- на увеличение и уменьшение на число;
- на нахождение суммы и остатка;
- на разностное сравнение.
6. Работа с календарем (все виды работ в пределах 1000).
Определение количества месяцев в году, дней в неделе, дней в месяцах.
Называние месяцев, дней недели.
Называние времен года; называние месяцев, относящихся к определенному времени года.
Определение последовательности месяцев и дней недели.
Определение рабочих и выходных дней.
Определение длительности каникул, количества рабочих и выходных дней в месяце.
Запись даты. Нахождение даты в календаре.
Определение дня недели по дате.
Определение даты по дню недели.
Определение текущего года, предыдущих и последующих лет.
Вычисление срока хранения продуктов, даты употребления, срока годности.
7. Работа с часами (все виды работ в пределах 100).
I. Работа с механическими часами, с моделью часов, часовой и минутной стрелками.
Определение часовой и минутной стрелок. Что они показывают?
Чтение цифр на циферблате (арабских).
Определение времени по положению часовой стрелки (минутная показывает на 12).
Называние и определение частей суток.
Отнесение часов ко времени суток.
Чтение цифр на циферблате часов с двойным обозначением времени суток (с добавлением слов: утро день, вечер, ночь).
Чтение цифр на циферблате часов с одинарным обозначением времени суток (с добавлением слов: утро день, вечер, ночь).
Определение прошедшего времени.
Выставление времени на модели часов.
Определение времени начала передачи по телепрограмме.
II. Работа с часами с электронным циферблатом, без стрелок.
Определение местоположения показаний часов, минут, секунд.
Чтение показания на часах с называнием единиц измерения времени.
8. Работа с калькулятором.
Знание клавиатуры калькулятора (кнопка включения, кнопка выключения, сброс, цифры, знаки: (+), (-), (=)).
Набор однозначных, двузначных и трехзначных чисел по образцу и под диктовку.
Чтение однозначных, двузначных и трехзначных чисел с калькулятора.
Проверка решения примеров на (+) и (-) в пределах 1000 без перехода через разряд.
(+) и (-) в пределах 1000 без перехода через разряд.
Набор простых и составных именованных чисел – мер стоимости – рублей, типа 6р. = 6. ; 5р.32к. = 5.32.
Чтение с калькулятора простых и составных именованных чисел (мер стоимости).
(+) и (-) мер стоимости на калькуляторе. Все случаи в пределах 1000.
9. Геометрический материал.
Различение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Обведение шаблонов геометрических фигур.
Измерение отрезков.
Построение отрезков по заданным размерам.
Построение треугольника, квадрата и прямоугольника по клеточкам.
При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний и умений» на каждого ученика. В карте дается перечень основного содержания обучения в текущем учебном году. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и должна отражать не только уровень знаний детей с умеренной умственной отсталостью в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.
|
|
|