Главная страница

Программа по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью



Скачать 78.26 Kb.
НазваниеПрограмма по математике для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Дата12.02.2016
Размер78.26 Kb.
ТипПрограмма


Программа по математике

для учащихся с умеренной умственной отсталостью

10 класс

(10 год обучения)

Пояснительная записка

Курс математики предполагает обучение учащихся 10 класса решению жизненно важных экономических задач и направлен на углубленную социально-бытовую ориентировку в обществе. Курс включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися математические и экономические понятия.

Данная программа предназначена для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида для детей с умеренной умственной отсталостью (специальная (коррекционная) школа VIII вида №77 СЗАО г. Москвы, 2009г.).

Основной задачей обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью (F71) является социальная адаптация с целью дальнейшей интеграции в общество в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.

Для реализации задачи социальной адаптации содержание программы по обучению математике носит ярко выраженный прикладной характер и максимально связывается с жизненным опытом учащихся, имеет для них практическую значимость и жизненную необходимость.

Небольшой объем часов по учебному базисному плану, ограниченные возможности интеллектуального развития детей с умеренной умственной отсталостью, узкий круг бытовых и социальных ситуаций, требующих в повседневной жизни применения тех или иных математических знаний, позволяют ограничиться имеющимися знаниями, умениями и навыками, полученными учащимися на уроках математики в 5 – 9 классах. Учебный материал с целью совершенствования ранее приобретенных знаний, умений и навыков дается в виде повторения тех разделов, которые будут актуальными для отработки конкретных социально значимых тем. Наиболее полно и четко эти темы сформулированы в содержании учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка». Поэтому курс математики 10 класса построен в тесной связи с тематикой СБО, а содержание задач определяется содержанием жизненных ситуаций, которые рассматриваются программой СБО. На уроках математики отрабатываются те вычислительные навыки, которые приходится использовать учащимся для освоения социальных знаний.

Основные задачи преподавания математики состоят в том, чтобы:

- дать из ранее изученного такие доступные знания, умения и навыки, которые будут применяться в жизненных ситуациях;

- учить распознавать в реальной окружающей жизни математические факты;

- учить применять математические знания в решении конкретных практических задач, которые будут встречаться в дальнейшей жизни после окончания школы;

- использовать процесс обучения математике для компенсации и коррекции недостатков познавательной деятельности и личностных качеств детей с умеренной умственной отсталостью.

Познавательная деятельность детей с умеренной умственной отсталостью особенно затруднена в вопросах овладения элементарными математическими знаниями. С большим трудом формируется понимание количества, числа, меры, временные и пространственные представления, операции сравнения, сущность действий сложения и вычитания, математические отношения между числовыми данными простой задачи и т.п. Поэтому содержание обучения математике детей с умеренной умственной отсталостью базируется на трех основных принципах: доступность, практическая значимость и жизненная необходимость тех знаний, умений и навыков, которыми будут овладевать дети.

Принцип доступности предполагает с целью создания мотивации к познанию сделать предлагаемый учебный материал максимально понятным, приближенным к «Я» ребенка, к жизненной ситуации, в которой находится ребенок в данный период его жизни. Что понятно – то доступно, что доступно – то интересно, что интересно – то вызывает желание познавать новое. Весь предъявляемый учебный материал каждого урока также рассматривается с позиции принципа доступности: объем, последовательность прохождения тем, виды работ, форма предъявления, количество повторений и частота обращений к одной и той же теме, как для всего класса в целом, так и для каждого ребенка в отдельности. Это позволяет более эффективно осуществлять дифференцированную работу на уроке.

Не менее важным фактором в организации обучения детей с умеренной умственной отсталостью является привлечение жизненного опыта, организация возможно большего количества практической деятельности в процессе обучения математике на практической и наглядной основе. В качестве наглядной основы используются натуральные объекты и предметы (или их имитация) в натуральную величину (например, купюры, монеты, и т.д.). С позиции этих принципов в программу включены такие темы как «Работа с часами», «Работа с календарем», «Работа с денежными знаками», «Работа с калькулятором». С этими объектами учащиеся сталкиваются постоянно в повседневной жизни. При систематической, определенным образом построенной работе, можно добиться усвоения этих тем детьми с умеренной умственной отсталостью.

Одна из главных задач уроков математики в школе – научить умственно отсталых детей узнавать в окружающем социуме ситуации, в которых необходимо и возможно применить полученные на уроках математические знания. Эти ситуации берутся учителем из жизни и вводятся в образовательный процесс (например, проверка по чеку соответствия оплаченных товаров наличию товара в корзинке, пересчет полученной сдачи и сравнение с суммой сдачи по чеку и т.п.).

Представленное в данной программе по математике содержание обучения в целом доступно детям с умеренной умственной отсталостью. Учащиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями.

  1. Нумерация в пределах 1000.

  • Чтение одно-, дву-, трехзначных чисел и поиск этих чисел в календаре, в таблице.

  • Запись одно-, дву-, трехзначных чисел и поиск этих чисел в календаре, в таблице.

  • Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.

  • Счет прямой и обратный сотнями в пределах 1000.

  • Счет прямой двойками, пятерками, десятками, сотнями до заданного числа.

  • Счет обратный двойками, пятерками, десятками, сотнями до заданного числа.

  • Разложение числа по разрядам.

  • Составление числа по разрядным единицам.

  • Сравнение чисел в пределах 1000, постановка знака >, <, = и поиск их в календаре, в таблице.

  • Счет прямой до заданного числа, поиск его в календаре, в таблице.

  • Счет обратный до заданного числа, поиск его в календаре, в таблице.

  • Запись чисел под диктовку, поиск их в календаре, в таблице.

  • Поиск и называние соседей числа по календарю, по таблице.

  • Счет от заданного до заданного числа.

  • Вписывание пропущенного числа, поиск его в календаре, в таблице.

  • Называние предыдущего числа, поиск его в календаре, в таблице.

  • Называние последующего числа, поиск его в календаре, в таблице.

  • Чтение и запись чисел с 0 в пределах 100.

  1. Устный счет в пределах 10.

  2. Письменное сложение в столбик в пределах 1000 без перехода через разряд.

  • Сложение круглых сотен.

  • Сложение круглых сотен с однозначным и двузначным числами.

  • Сложение круглых сотен с трехзначным числом.

  • Сложение трехзначного числа с однозначным, двузначным и трехзначным числами.

  1. Письменное вычитание в столбик в пределах 1000 без перехода через разряд.

  • Вычитание круглых сотен.

  • Вычитание круглых сотен из трехзначного числа.

  • Вычитание из трехзначного числа однозначного, двузначного или трехзначного числа.

  1. Работа над задачей.

  • Составление простых задач в пределах 1000 без перехода через разряд:

- на увеличение и уменьшение на число;

- на нахождение суммы и остатка;

- на разностное сравнение.

  • Решение простых задач в пределах 1000 без перехода через разряд:

- на увеличение и уменьшение на число;

- на нахождение суммы и остатка;

- на разностное сравнение.

6. Работа с календарем (все виды работ в пределах 1000).

  • Определение количества месяцев в году, дней в неделе, дней в месяцах.

  • Называние месяцев, дней недели.

  • Называние времен года; называние месяцев, относящихся к определенному времени года.

  • Определение последовательности месяцев и дней недели.

  • Определение рабочих и выходных дней.

  • Определение длительности каникул, количества рабочих и выходных дней в месяце.

  • Запись даты. Нахождение даты в календаре.

  • Определение дня недели по дате.

  • Определение даты по дню недели.

  • Определение текущего года, предыдущих и последующих лет.

  • Вычисление срока хранения продуктов, даты употребления, срока годности.

7. Работа с часами (все виды работ в пределах 100).

I. Работа с механическими часами, с моделью часов, часовой и минутной стрелками.

  • Определение часовой и минутной стрелок. Что они показывают?

  • Чтение цифр на циферблате (арабских).

  • Определение времени по положению часовой стрелки (минутная показывает на 12).

  • Называние и определение частей суток.

  • Отнесение часов ко времени суток.

  • Чтение цифр на циферблате часов с двойным обозначением времени суток (с добавлением слов: утро день, вечер, ночь).

  • Чтение цифр на циферблате часов с одинарным обозначением времени суток (с добавлением слов: утро день, вечер, ночь).

  • Определение прошедшего времени.

  • Выставление времени на модели часов.

  • Определение времени начала передачи по телепрограмме.

II. Работа с часами с электронным циферблатом, без стрелок.

  • Определение местоположения показаний часов, минут, секунд.

  • Чтение показания на часах с называнием единиц измерения времени.

8. Работа с калькулятором.

  • Знание клавиатуры калькулятора (кнопка включения, кнопка выключения, сброс, цифры, знаки: (+), (-), (=)).

  • Набор однозначных, двузначных и трехзначных чисел по образцу и под диктовку.

  • Чтение однозначных, двузначных и трехзначных чисел с калькулятора.

  • Проверка решения примеров на (+) и (-) в пределах 1000 без перехода через разряд.

  • (+) и (-) в пределах 1000 без перехода через разряд.

  • Набор простых и составных именованных чисел – мер стоимости – рублей, типа 6р. = 6. ; 5р.32к. = 5.32.

  • Чтение с калькулятора простых и составных именованных чисел (мер стоимости).

  • (+) и (-) мер стоимости на калькуляторе. Все случаи в пределах 1000.

9. Геометрический материал.

  • Различение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

  • Обведение шаблонов геометрических фигур.

  • Измерение отрезков.

  • Построение отрезков по заданным размерам.

  • Построение треугольника, квадрата и прямоугольника по клеточкам.

При прохождении программы организуется контроль индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Для этого можно использовать специальные «Карты отслеживания динамики усвоения знаний и умений» на каждого ученика. В карте дается перечень основного содержания обучения в текущем учебном году. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и должна отражать не только уровень знаний детей с умеренной умственной отсталостью в пределах, определенных программой, но и те усилия, которые были затрачены учеником в процессе приобретения знаний. Назначение оценки – вознаграждать трудолюбие, отражать успех, то есть на первый план выдвигается этическая и стимулирующая функция оценки.