|
«Общая схема исследования и построения графика функции» Актюбинский кооперативный колледж Методическая разработка урока
Преподаватель математики
и информатики: Пластун Н.А.
Предмет: «Основы высшей математики»
Тема: «Общая схема исследования и построения графика функции»
Группа: П-22, специальность №1304000 «Вычислительная техника и ПО»
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: интегрированный урок
Метод обучения: частично - поисковый
Цель:
Учебная: - способствовать развитию навыков построения графиков функций, используя
схему исследования функции с использованием ПК;
- выработать навыки исследования функций и построения её графика.
Развивающая: - способствовать развитию логического мышления по разработке алгоритмов
программы;
- развивать профессиональные навыки и умения.
Воспитательная: - активизировать внимание; выработать умение мыслить;
- привитие стремления к процессу познания и интересу к предмету, связывая
изучение теоретического материала с профессиональной деятельностью.
Межпредметные
связи: черчение, информатика, алгебра.
Наглядные
пособия: - проектор, слайды; калькуляторы, папки с заданиями, ПК. Структура занятия.
I. Организация занятия: 2 мин.
-приветствия учащихся;
-проверка их явки и готовности аудитории к уроку
II. Контроль знаний учащихся: 10 мин.
- устный опрос
С помощью проектора на доску проектируется задание, на которое учащиеся отвечают устно
1. По данным таблицы указать промежутки возрастания, убывания, точки максимум и минимума
х
| -3; 0
| 0
| 0; 4
| 4
| 4; 8
| 8
| 8;
| ƒ'(х)
| +
| 0
| -
| 0
| +
| 0
| -
| ƒ(х)
|
| -3
|
| -5
|
| 6
|
|
2. По данным таблицы указать промежутки выпуклости, вогнутости и точки перегиба
-
х
| -;-2
| -2
| -2;0
| 0
| 0;5
| 5
| 5;
| ƒ''(х)
| +
| 0
| -
| 0
| +
| 0
| -
| ƒ(х)
|
| -3
|
| 0
|
| -4
|
|
III. Актуализация и мотивация учебной деятельности. 5 мин.
Вопросы: - Сформулируйте правило нахождения промежутков монотонности
- Дайте определение точек экстремума.
- Как определить промежутки выпуклости и вогнутости?
IV. Сообщение темы и плана, постановка цели. 2 мин.
V. Изложение материала 20 мин
С помощью проектора на доску проектируется схема исследования функции
Найти область определения.
Исследовать функцию на четность – нечетность.
Найти точки пересечения с осями координат.
Найти интервалы монотонности и экстремумы функции.
Найти интервалы выпуклости, вогнутости и точки перегиба.
Найти асимптоты графика функции.
Найти область значений функции.
Найти дополнительные точки, уточняющие график.
Построить график.
Комментируя каждый пункт, учащиеся записывают схему в тетради.
- У доски выполняется задание: Исследовать и построить график функции
К доске одновременно вызываются по два учащихся, которые поэтапно выполняют задание.
Учитель: - В связи с внедрением ПК в повседневную жизнь построить график можно и на компьютере. С его использованием мы можем увидеть процесс построения графика визуально, что позволяет сэкономить время на ручную работу в расчетах и построении. Сегодня построение этих графиков на бумаге и с помощью компьютера предваряет Вашу будущую работу по моделированию. Этот курс Вы будете изучать в следующем году. А сейчас мы попробуем составить программу, используя язык программирования Pascal, построения графика функции
Изложение материала: 10 мин.
1. Постановка задачи
2. Основные этапы разработки программы VI.Закрепление знаний. 20мин. Учащиеся делятся на две группы: теоретики и практики.
Задание: исследовать и построить график функции
Группа теоретиков исследует функцию математическим методом, а группа практиков (6 человек) с помощью программы на языке Паскаль построят данную функцию на компьютере. Результаты Вашей работы сравним через 15 – 17 мин.
Вывод о проделанной работе
VII. Обобщение и систематизация изучаемого материала. 4 мин
Вопрос: – Что нового на уроке Вы узнали?
VIII. Подведение итога урока и оценка деятельности учащихся. 4 мин
Учащимся сообщается общее количество баллов, которые они заработали за урок.
IX. Сообщение домашнего задания 2 мин
1. Исследовать и построить график функции .
2. Напишите программу для построения графика функции у = - х2+2х+3
X. Рефлексия 1мин
Спасибо за урок! |
|
|