Главная страница

Подготовка и проведение открытых занятий в доу



Скачать 79.45 Kb.
НазваниеПодготовка и проведение открытых занятий в доу
Дата21.08.2016
Размер79.45 Kb.
ТипДокументы

Подготовка и проведение открытых занятий в ДОУ

      Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного — это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.

Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений — это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром — показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).

Открытое занятие может включать в себя "новинки"

■  научного характера;

■  представляющие интерес на региональном уровне;

■  представляющие интерес для конкретного ДОУ;

■ представляющие интерес для гостей занятия, поскольку то, что успешно использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом занятии. 

Требования к подготовке и проведению открытого занятия

К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.

Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Оно может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе. Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.

Проводятся открытые занятия без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.

Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог. 

Виды мотивации педагога при подготовке открытого занятия

социальная - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;

содержательная - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми, создание проблемной ситуации;

прагматическая - усиление внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.

Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.

В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:

■   четкая организация, планирование всех частей занятия;

■   интригующее начало;

■   учет индивидуальных особенностей детей;

■   дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;

■   мотивы побуждения к деятельности.

Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких мероприятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобства и для педагога, и для детей, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.

Открытое занятие не должно противоречить программам, по которым работают педагог и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расширять содержание информационно-учебного материала.

Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определенному плану (приложение 1). 

Анализ открытого занятия

Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу — автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия, дает краткое описание работы по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.

При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В качестве примера в приложении 2 представлен такой прогноз для открытого занятия по развитию речи.

Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.

План характеристики открытого занятия

Пункт характеристики

Содержание

Характеристика группы

Возрастные особенности детей. Степень усвоения детьми программы. Реальные учебные возможности детей

Характеристика проекта предстоящего занятия

Определение места занятия в теме, разделе и т. п. Перечисление целей и задач занятия. Ознакомление с содержанием учебного материала. Озвучивание структуры занятия

Обоснование проекта предстоящего занятия

Обоснование актуальности выбранной темы занятия. Выявление связи темы занятия с методической проблемой, темой самообразования, над которой работает педагог

Проспект открытого занятия

Озвучивание темы и названия занятия.

Формулировка методических новинок, предлагаемых в предстоящем занятии.

Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:

•     озвучивание опорного конспекта;

•    представление образцов дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материал, образец и т. д.);

•    раздача памяток, буклетов;

•     зачитывание списка использованной литературы

Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков

открытого занятия по развитию речи

 

Ожидаемые результаты

Предполагаемые риски

Дети активны, каждый ребенок включен в работу

Дети не активны, малоинициативиы

Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгрывают роли эмоционально, выразительно

Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно

У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия

Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво

Дети активно вступают в диалог с воспитателем

Речь воспитателя монологична

Речь, вопросы воспитателя к детям соответствуют литературной норме, не содержат фактических и методических ошибок

Ошибки в речи воспитателя

Оборудование, наглядные материалы соответствуют возрасту детей и санитарным правилам

Материалы не наглядны: картинки малы, невыразительны, устарели, не актуальны и т. д.

Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, внимание)

Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход отсутствует

Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен

Эмоциональный уровень занятия неудовлетворителен

 

Информация взята из интернета,

Авторы:

О.И. Давыдова, канд. под. наук, доцент кафедры дошкольного образования Барнаульского государственного педагогического университета

Л.Г. Богославец, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования Барнаульского государственного педагогического университета, заведующий МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №41" г. Славгорода Алтайского края