|
Подготовка и проведение открытых занятий в доу Подготовка и проведение открытых занятий в ДОУ
Открытые занятия или воспитательные мероприятия для детей дошкольного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Но в образовательной практике не всегда различают открытые и обычные занятия, порой не выделяют особенности их подготовки и проведения. При этом следует учитывать, что открытое занятие в отличие от обычного — это специально подготовленная форма организации методической работы, в ходе которой реализуются основные направления воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения. На открытом занятии педагог демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт по реализации методической идеи и применению конкретного приема или метода обучения.
Цели открытых просмотров разнообразны. Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений — это обучение детей решению обратных арифметических задач, логических упражнений на нахождение недостающих фигур; по развитию речи — использование опорных схем, моделей при составлении описательных рассказов о природе; по ознакомлению с окружающим миром — показ методики организации интегративных занятий познавательного цикла (развитие речи, детское экспериментирование).
Открытое занятие может включать в себя "новинки"
■ научного характера;
■ представляющие интерес на региональном уровне;
■ представляющие интерес для конкретного ДОУ;
■ представляющие интерес для гостей занятия, поскольку то, что успешно использует сам педагог, нет смысла наблюдать на открытом занятии.
Требования к подготовке и проведению открытого занятия
К подготовке и проведению открытых занятий с детьми дошкольного возраста предъявляется ряд требований. Так, открытое занятие должно проводиться педагогами, имеющими высокий уровень научно-методической подготовки и обеспечивающими высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Такие занятия должны стать источником инновационного опыта и затрагивать актуальные проблемы методической науки в области дошкольной педагогики и психологии и иметь новизну. Новизна может относиться к содержанию дидактического материала или методикам его изучения. Показ занятий, в которых реализуется широко распространенная на практике методика, не способствует профессиональному росту других педагогов. Однако в методической работе с молодыми педагогами это ограничение не всегда нужно учитывать, поскольку для них даже традиционные, общеизвестные методики представляют определенный интерес.
Являясь формой организации воспитательно-образовательного процесса, открытое занятие должно содержать новую, особую структуру. Оно может отражать решение методической проблемы, тему самообразования, над которой работает педагог. Его индивидуальная методическая тема связывается с общей методической проблемой коллектива ДОУ. Именно этот показатель в рамках занятия способствует реализации системного подхода к организации научно-методической работы в педагогическом коллективе. Данные занятия должны показывать (доказывать) преимущества, высокую эффективность инновации или традиции в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, мультимедиа, оборудование, организовать пространство для проведения занятия и т. д.
Проводятся открытые занятия без "репетиции" в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Накануне рекомендуется сообщить детям и их родителям о предстоящем занятии. Это подготовит ребят к ситуации, когда будут присутствовать посторонние люди.
Занятие проходит в соответствии с планом методической работы ДОУ. Педагоги должны располагать достаточным временем для его подготовки. Практика показывает, что нельзя проводить в одной группе в один день несколько открытых занятий, не следует также организовывать их в одной и той же группе несколько раз в месяц. Это объясняется большой психологической нагрузкой, которую испытывают дети и педагог.
Виды мотивации педагога при подготовке открытого занятия
социальная - создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
содержательная - формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми, создание проблемной ситуации;
прагматическая - усиление внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса.
Строится открытое занятие с учетом дидактических целей: обучающей, воспитывающей, развивающей и дополнительно-мотивационной. На занятии дети должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая эту тему в обычных условиях. Недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя остальные аспекты на следующее занятие или перенося их на другую деятельность.
В ходе открытого занятия для актуализации познавательного интереса детей могут использоваться следующие методические приемы:
■ четкая организация, планирование всех частей занятия;
■ интригующее начало;
■ учет индивидуальных особенностей детей;
■ дружелюбный тон, жесты, мимика, располагающие к себе;
■ мотивы побуждения к деятельности.
Присутствие посторонних людей в помещении не должно отвлекать детей, создавать дискомфорт. Для посетителей обязательно готовятся рабочие места, которые располагаются за спинами дошкольников, чтобы гости их не отвлекали. Нельзя сажать посетителя рядом с ребенком, сбоку. Число приглашенных должно быть ограниченным. Наблюдения показывают, что посещение таких мероприятий хотя бы одним посторонним человеком создает неудобства и для педагога, и для детей, в связи с чем в настоящее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписи его профессиональной деятельности.
Открытое занятие не должно противоречить программам, по которым работают педагог и ДОУ в целом. Нельзя непомерно расширять содержание информационно-учебного материала.
Перед проведением открытого занятия педагог предварительно знакомит коллег с его характеристикой, составленной по определенному плану (приложение 1).
Анализ открытого занятия
Анализ открытого занятия не является обязательным. Если же он предусмотрен планом методической работы ДОУ, то сначала слово предоставляется педагогу — автору занятия. Он напоминает методическую цель занятия, дает краткое описание работы по ее достижению. В отличие от анализа занятий, посещаемых с целью контроля педагога, обсуждение открытого просмотра предполагает консультирование гостей занятия, рефлексию, активное обсуждение, обмен мнениями, дискуссии, споры и т. п. Конспекты всех открытых занятий оформляются и хранятся в методическом кабинете.
При подготовке к открытому занятию педагогу необходимо составлять прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. В качестве примера в приложении 2 представлен такой прогноз для открытого занятия по развитию речи.
Таким образом, методически грамотная организация открытых просмотров детских видов деятельности, в т. ч. открытых занятий, способствует непрерывному повышению квалификации педагога в условиях ДОУ, осмыслению им передового педагогического опыта на более высоком теоретико-практическом уровне, совершенствует его профессиональные умения и навыки.
План характеристики открытого занятия Пункт характеристики
| Содержание
| Характеристика группы
| Возрастные особенности детей. Степень усвоения детьми программы. Реальные учебные возможности детей
| Характеристика проекта предстоящего занятия
| Определение места занятия в теме, разделе и т. п. Перечисление целей и задач занятия. Ознакомление с содержанием учебного материала. Озвучивание структуры занятия
| Обоснование проекта предстоящего занятия
| Обоснование актуальности выбранной темы занятия. Выявление связи темы занятия с методической проблемой, темой самообразования, над которой работает педагог
| Проспект открытого занятия
| Озвучивание темы и названия занятия.
Формулировка методических новинок, предлагаемых в предстоящем занятии.
Краткое структурное изложение наиболее интересного элемента занятия:
• озвучивание опорного конспекта;
• представление образцов дидактических материалов (дидактические игры, раздаточный материал, образец и т. д.);
• раздача памяток, буклетов;
• зачитывание списка использованной литературы
| Прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков
открытого занятия по развитию речи
Ожидаемые результаты
| Предполагаемые риски
| Дети активны, каждый ребенок включен в работу
| Дети не активны, малоинициативиы
| Дети охотно включаются в ролевую игру, разыгрывают роли эмоционально, выразительно
| Дети комплексуют при проведении ролевой игры, говорят тихо, невыразительно
| У детей проявляется устойчивый интерес к содержанию занятия
| Дети отвлекаются, шумят, внимание не устойчиво
| Дети активно вступают в диалог с воспитателем
| Речь воспитателя монологична
| Речь, вопросы воспитателя к детям соответствуют литературной норме, не содержат фактических и методических ошибок
| Ошибки в речи воспитателя
| Оборудование, наглядные материалы соответствуют возрасту детей и санитарным правилам
| Материалы не наглядны: картинки малы, невыразительны, устарели, не актуальны и т. д.
| Воспитатель работает в зоне ближайшего развития ребенка, осуществляя индивидуальный подход с учетом уровня его особенностей (темп речи, внимание)
| Воспитатель придерживается своего темпа ведения занятия: торопит детей, индивидуальный подход отсутствует
| Эмоциональный уровень занятия удовлетворителен
| Эмоциональный уровень занятия неудовлетворителен
|
Информация взята из интернета,
Авторы:
О.И. Давыдова, канд. под. наук, доцент кафедры дошкольного образования Барнаульского государственного педагогического университета
Л.Г. Богославец, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования Барнаульского государственного педагогического университета, заведующий МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №41" г. Славгорода Алтайского края |
|
|