Главная страница


Оглавление Страницы Краткая аннотация проекта. 2 Обоснование необходимости проекта. 3 Цели и задачи проекта. 7 Основное содержание проекта.



Скачать 418.29 Kb.
НазваниеОглавление Страницы Краткая аннотация проекта. 2 Обоснование необходимости проекта. 3 Цели и задачи проекта. 7 Основное содержание проекта.
страница1/2
Дата06.03.2016
Размер418.29 Kb.
ТипДокументы
  1   2


Оглавление

Страницы
1. Краткая аннотация проекта. 2

2. Обоснование необходимости проекта. 3

3. Цели и задачи проекта. 7

4. Основное содержание проекта. 9

5.Ресурсы. 19

6.Партнеры. 20

7. Целевая аудитория. 20

8. План реализации проекта. 21

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект. 23

10. Перспективы дальнейшего развития проекта. 24

11. Список литературы. 25

1. Краткая аннотация проекта
Педагогический проект посвящен проблеме формирования учебно - познавательных компетенций обучающихся на уроках математики, которая основана на использовании приемов проектной технологии.

Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению проблемы формирования учебно - познавательных компетенций обучающихся на уроках математики через использование методов проектного обучения.

Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта.

Проект четко структурирован, прослеживается сценарий всей деятельности учителя-предметника, имеются лаконичные выводы и умозаключения резюмирующего характера, содержательно и емко раскрыты методологические и концептуальные основы проекта, детально представлен механизм и план его реализации, дан полный всесторонний анализ ресурсного обеспечения, доказательно аргументирована педагогическая и психологическая целесообразность инновационного опыта работы. Обозначен конкретный образовательный продукт проекта.

В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности реализации проекта являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, слетах научных обществ. Данная работа содержит список информационных источников, использованных в работе.



  1. Обоснование необходимости проекта


Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности за результат своей работы. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный (гуманистический) подход. Именно поэтому развитие творческих способностей, формирование учебно - познавательных компетенций учащихся на уроках математики и во внеурочное время становится актуальной и основополагающей.

Проектно-исследовательская деятельность это один из методов, направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствующий развитию творческих способностей и логического мышления, объединяющий знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщающий к конкретным жизненно важным проблемам.

Актуальность данного вопроса определяется наличием противоречия: между существующими требованиями к результатам образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и отсутствием практических, методических рекомендаций в адрес учителя по технологическому обеспечению процесса обучения.

Актуальность метода проектов для педагога  обусловлена,  прежде всего, необходимостью  самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и не случайно один из параметров нового качества образования - способность проектировать.

Актуальность данного педагогического проекта определяется его многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности. Еще более актуальным данный опыт становится в период введения новых стандартов и перехода к узкой профильной направленности.

Актуальность проекта для МБОУ «СОШ№8» заключается в том, что он разработан и апробирован в рамках «Программы развития школы на 2013-2017 годы» и подпрограмм «Информационные технологии в школе» и «Одаренные дети», реализующиеся школой.

Актуальность проекта для города и региона состоит в том, предложенная система обучения может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений.

Актуальность данного вопроса определяется наличием противоречия:

  • между существующими требованиями к результатам образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и отсутствием практических, методических рекомендаций в адрес учителя по технологическому обеспечению процесса обучения.

Выявленное противоречие позволили сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия должны быть созданы в образовательном учреждении, чтобы обеспечить внедрение в педагогическую практику технологию проектного обучения, направленного на развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы. Общеизвестно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на сиюминутные интересы детей; реальное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения и др. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Под проектом подразумевается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

При осуществлении проектного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

  • выбор подходящих ситуаций, способствующих разработке хороших проектов;

  • структурирование задач, как например, возможностей для обучения;

  • сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов;

  • управление процессом обучения;

  • использование технологий там, где это необходимо;

  • поиск надежного способа оценки;

Считаю, что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике. Суть проекта на уроке математики в том, что его участниками реально моделируется процесс научного поиска, происходит внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.

Метод проектов может быть реализован как во внеурочной деятельности, так и на уроке. Выбор метода, который будет использован в учебном проекте, проектно-исследовательской деятельности, зависит от конкретного содержания урока. Урок, реализованный с помощью метода проектов, может быть:  

  • уроком освоения нового материала при изучении новой темы;

  • уроком закрепления  полученных знаний и умений;

  • уроком  отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов.

Объект исследования: проектная технология в образовательном процессе.

Предмет исследования: учебно - познавательные компетенции.

Мною сформулирована и в процессе реализации проекта доказана гипотеза: предположим, что внедрение методов и приемов проектной технологии способствует оптимизации познавательной деятельности учащихся, развитию навыков практической деятельности и формированию учебно - познавательных компетенций.

Продукт педагогического опыта – авторский образовательный модуль «Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочное время»

Информационный блок:

1.Статьи и доклады по теме проекта.

2.Презентации к выступлениям в рамках семинаров, педагогического совета, заседаний методического объединения.

Методический блок:

1.Педагогический проект.

2. Образовательный модуль «Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочное время».

3.Авторская образовательная программа «Основы проектирования на уроках математики и во внеурочное время».

Исполнительский блок:

1.Сценарии уроков с приемами и методами проектной технологии.

2.Методические рекомендации по организации проектной деятельности для учащихся, родителей и коллег.

Контролирующий блок:

1.Банк ученических проектных работ.

2.Анкеты, тесты,

3.Результаты мониторинга.

Проектная технология позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему, как технология обучения, более тесно связанная с жизнью, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности.

Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся. Традиционная классификация умений: организационные; информационные; коммуникативные; интеллектуальные умения. Последние включают мыслительные операции; специальные математические умения, проектно-исследовательские умения: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результатов деятельности.

Инновационность данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме.

Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль ««Использование метода проектов на уроках математики и во внеурочное время».

  1. Цели и задачи проекта

Цель опыта:

  • выявить, апробировать и обосновать педагогические условия, необходимые для внедрения технологии проектного обучения на уроках математики, направленного на формирование учебно - познавательной компетентности учащихся основной школы.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:

  1. изучить методическую и соответствующую литературу;

  2. вовлечь учащихся в практическую проектную деятельность как фактор личностного развития школьников;

  3. создать авторский учебный модуль;

  4. разработать методические рекомендации обучающимся, коллегам и родителям по организации проектной деятельности;

  5. обобщить результаты исследовательской работы и на этой основе сделать выводы о целесообразности использования данной методики для реализации указанной цели.

Для достижения поставленных целей нами использовались следующие методы исследования:

  • изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы;

  • анализ нормативных документов об образовании;

  • анализ учебников и школьной программы по математике;

  • наблюдение за учащимися во время работы над проектными работами;

  • анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.

Целесообразность проекта:

1.Интенсификация учебно-воспитательного процесса.

2.Повышение мотивации к изучению математики и точных наук.

3. Повышение эффективности усвоения материала.

4. Формирование ключевых компетенций обучающихся.

5.Развитие ресурсного обеспечения учебно - воспитательного процесса.


  1. Основное содержание проекта


Создание проектов – формирование учебно - познавательных компетенций. Особое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А главное – приводит к пониманию “некомпетентности”, создавая тем самым предпосылки для дальнейшего самосовершенствования.

А. А. Ярулов в статье “Познавательная компетентность школьников” [3] очень четко выделяет следующие условия, в которых может быть сформирована успешность обучения:

1)школьник имеет ясные представления о целях своей учебной деятельности и ориентирует их на решение задач, которые ставит перед ним школа;

2)школьник осознает мотивы своей учебной деятельности;
3) школьник планирует свою учебную деятельность и оценивает ее последствия;
4)при возникновении трудностей школьник концентрирует свои психологические и физические силы на достижение поставленных целей;
5)школьник учится нести ответственность за правильность выбора задания, темпа изучения материала.

Раскрытие особенностей реализации проектной технологии лучше всего сделать на основе освещения сущностной характеристики понятий «проектная технология», «метод проектов», «проект», «учебный проект» и «проектная деятельность». Характеризуя проектную технологию, следует указать на то, что это технология обучения, реализация которой расширяет возможности традиционного обработки учащимися определенной темы (раздела), поскольку направлена на создание при выполнении ими учебного проекта определенного материального или интеллектуального продукта, который относится темы (раздела). Предусмотрены учебным проектом виды деятельности школьники осуществляют индивидуально или группой, при этом они общаются между собой и консультируются со взрослыми (учителем, родителями, специалистами различных отраслей производства) и таким образом вспоминают необходимые знания и приобретают новые. Механизм реализации проектной технологии всегда ориентирован на самостоятельную индивидуальную, парную или групповую деятельность учащихся, которая происходит в определенный промежуток времени.

Следует акцентировать внимание на том, что проектная технология не является заменителем классно-урочной системы обучения, а рассматривается как компонент процесса обучения в системе компетентно направленной образования. Процесс создания проектной технологии представляет собой целенаправленную, социально значимую, педагогически целесообразную, практически реализованную инновационную деятельность педагога по проектированию и обеспечению функционирования образовательно-развивающей среды, в которой будет осуществляться проектная деятельность воспитанников.

Реализация проектной технологии должно организовываться с соблюдением следующих дидактических принципов, как:

  • принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития удовлетворения личностных образовательных потребностей;

  • принцип научности;

  • принцип мотивации учебно-познавательной деятельности учащихся;

  • принцип активности, сознательности и самостоятельности учащихся

Ориентированность проектной технологии на познавательный интерес и творческую самореализацию учащихся обеспечивает развитие их интеллектуальных возможностей, волевых качеств, творческих способностей, поскольку осуществляется с целью решения определенных проблем путем рационального сочетания теоретических знаний с их практическим применением. Согласно реализация проектной технологии заключается в постановке перед учащимися социально или личностно значимой проблемы, решение которой требует приобретения новых знаний, интеграция их с предварительно приобретенным жизненным и учебным опытом, осуществления конкретных исследовательских действий, анализа полученных результатов, формулирование выводов.

К организации проекта представляют следующие требования:

Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.

Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

Проект педагогически значим, т.е. учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжение школы ресурсы.

Образовательный проект имеет структурную основу, которая отражается в его положение или программе:

Название проекта;

Цитата, лозунг или иная форма представления проекта;

Общая характеристика проекта;

Идея проекта;

Цели и задачи проекта;

Участники проекта;

Условия регистрации в проекте;

Сроки реализации проекта;

Условия участия в проекте (организационные, технические, другие);

Особенности проведения проекта, виды деятельности участников;

Форма взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами;

Критерии оценки работ отдельных участников, всего проекта

Диагностическая и оценочная группа;

Результаты проекта, их оценка; призы и награды;

Возможное продолжение и развитие проекта;

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы проекта.

Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач. Стиль положения о проекте может соответствовать основной идее проекта.

Основные требования к использованию метода проектов:

Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

Выдвижение гипотезы их решения;

Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);

Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным.

Выполнение проекта проходит на трех уровнях самостоятельности:



1-й уровень

Учащиеся выполняют проект в рамках внеклассной работы по предмету под непосредственным руководством учителя на конкретном математическом или историческом материале. Проект реализуется в рамках коллективной работы, не содержит глубоких исследований и математических выкладок. Скорее всего, носит исторический информационный характер. Работа основана на использовании нескольких источников, иногда достаточно одного. Это могут быть темы о великих математиках, об открытиях, интересных фактах.

В 5–6-й классе: «Великие Математики Древнего мира». Цель: знакомство с великими математиками Древнего Мира. «Число». Учащиеся изучают популярную литературу и готовят сообщение по темам: «История счета», «Римская нумерация», «Магические числа», другие.

2-й уровень,

7 класс

Учащиеся самостоятельно изучают математический материал. Тема проектной работы совпадает с тематикой учебной деятельности. Урок дает азы, опору коллективной проектной работе, которая в свою очередь расширяет, углубляет знания урока. Материал выходит за рамки учебника. Растет уровень самостоятельности учащихся в реализации всех этапов проекта. Результат может быть представлен на уроке обобщения, систематизации знаний. Создается презентация.

8-й класс «Замечательные числа». Обобщение понятия числа. Знакомство с иррациональными числами.

«Площадь плоских фигур». Применение формул площадей многоугольников для решения практических задач, связанных с выполнением строительных работ.

«Теорема Пифагора – источник великих открытий и математических идей». Разнообразие способов доказательства теоремы.

10-й класс «Функция». Изучение и обобщение свойств функций (без применения производной). «Модуль». Повторение и обобщение модуля числа, функции. Решение уравнений, неравенств с модулем.

Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме.

3-й уровень

Учащиеся выполняют проектно-исследовательскую работу на высоком уровне самостоятельности: постановка цели, планирование, поиск и обработка информации, согласование и консультирование в группе, создание продукта деятельности и его представление.

На этом этапе определяются учащиеся, способные самостоятельно выполнить индивидуальную исследовательскую работу по математике или в другой области знаний.

10-й класс «Функции и графики». Исследование функций, расширенное изучение свойств  различных функций. По геометрии: «Сечения в многогранниках».



Организации проектной деятельности учащихся свойственны:

  • признаки автодидактики

(участники проектирования усваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политические отношения между людьми, новое понимание содержания тех изменений, которых требует жизнь;)

  • участие в проектной деятельности ставит детей и взрослых в позицию хозяина жизни, то есть проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная форма участия в социальной деятельности;

  • проектирование - это специфический индивидуально-творческий процесс, который требует от каждого оригинальных новых решений и в то же время это процесс коллективного творчества.

Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуально-творческого саморазвития всех субъектов образования (учащихся, учителей, родителей), а в более узком смысле - средством развития проектных способностей.

Технологическая карта урока с использованием методов проектной технологии:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы учащихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Мною разработаны методические рекомендации для учащихся по созданию учебного проекта. (Приложение №1) Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Строгая добровольность участия школьников в проектной деятельности решает проблему опасений перегрузки школьников. Создание проектов повышает интерес к предмету и знаниям, вырабатывает самостоятельность и самооценку собственного труда. Каждый учащийся ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности. Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность. Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей.

Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности” для учащихся, которые должны выполняться участниками проекта (приложение№2), план действий учащихся в проекте (приложение№3). Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.

Чётко определяю этапы работы над проектом: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио. Стараюсь через различные формы организации: урок, элективный курс предпрофильного уровня, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную формы работы - формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.


Типы проектов

Исследовательские

Игровые,

ролевые

Творческие

Социальные

Краткосрочные

Старинные задачи с обыкновенными дробями.

ЕГЭ и ГИА как пример применения теории вероятностей в жизни.

Презентация к уроку «Я учитель»

по теме урока.

1. Дизайн дверей кабинета к новогоднему

празднику.

2.Первоапрельский коллаж.

3. Первоапрельская презентация.

«Ими гордится школа» (6 кл.).

«Дорогою добра», 8 класс

Среднесрочные

Занимательные задачи с обыкновенными дробями.

Роль процентов в жизни человека.

Банковские проценты.

Игра по теме «7 или 13? Какое число счастливее?»

Видеоотчет к родительскому собранию «Такими детьми надо гордиться», 1 раз в четверть.

Разработка сборника задач по теме «Координатная плоскость».

1.«Безопасная дорога в школу».

7 класс

2. «История города в памятниках»,

7 класс.

Долгосрочные

Золотая пропорция.

Числа Фибоначчи.

История возникновения отрицательных чисел и их применение в математике и других науках.

Презентация «Диаграммы вокруг нас».

Фотоотчет «Портфолио класса», 2013-2014гг. 9 класс

1.«Здоровый образ жизни- модно», 5 класс

2.«Милосердие-путь к доброте», 2009-2012гг.

  1   2