Главная страница

Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке к гиа



Скачать 74.32 Kb.
НазваниеУчет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке к гиа
Дата09.03.2016
Размер74.32 Kb.
ТипДокументы

Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке к ГИА.

( в рамках применения технологии личностно-ориентированного обучения)
Особенности познавательной сферы учащихся подросткового возраста и их учет при подготовке к ГИА по математике. В настоящее время наблюдается повышенный интерес учителей математики к психолого–педагогическим проблемам организации учебного процесса. Это обусловлено тем, что учителя в повседневной практике встречаются с такими проблемами, которые можно разрешить лишь на основе психолого–педагогических знаний, а также при глубоком психологическом осмыслении сущности этих проблем. Не все ребята к концу обучения в 9-м классе могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. В это время усиливается значимость собственных ценностей, хотя девятиклассники еще во многом подвержены внешним влияниям. В 8-9х классах возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают относительно нейтральные ситуации как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за этого переживают страх, сильное волнение. Повышение такого рода тревожности вызвано так же и тем, что впереди у девятиклассников экзамены, отбор в 10-й класс, начало нового жизненного пути.

О том, что надо учитывать возрастные особенности учащихся, говорится всегда, но не всегда указывается, какие особенности надо учитывать и как их надо учитывать, в том числе в процессе подготовки к ГИА. Подростковый возраст — это сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ученика. Развёртывается процесс полового созревания. С этим связано возникновение у подростка физического ощущения собственной взрослости. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых. Родители и вообще взрослые при всём их желании не могут решить проблемы, встающие перед подростками в связи с возникновением у них новых потребностей. Всё это зачастую болезненно сказывается на отношении учащихся к учению. Вот как характеризует это известный психолог Н.С. Лейтес: “Дети 12–13 лет в подавляющем большинстве своём относятся к учению в основном благодушно: не утруждают себя излишними раздумьями, выполняют только уроки в пределах заданного, часто находят поводы для развлечения… Ослабление связи с учителем, снижение его влияния особенно дают о себе знать в недостатках поведения учеников. Теперь учащихся не только иногда позволяют себе игнорировать получаемые замечания, но могут и активно им противостоять. В средних классах можно столкнуться с изобретательными шалостями и проявлением самого легкомысленного поведения” .

Общая картина работы учащихся–подростков на уроках по сравнению с младшими классами ухудшается. При решении математических задач многие подростки не проявляют нужной настойчивости и прилежания. Попытки учителя заинтересовать учеников занимательностью формы изложения или какими–либо другими способами зачастую не приносят ожидаемого результата. В то же время они охотно участвуют в работе кружков. Дело в заинтересованности подростка в результатах своей деятельности. Поэтому учитель должен формировать у них соответствующую мотивацию - совокупность побуждений к деятельности. Любая деятельность должна иметь определённую цель - чего сознательно хочет достичь человек в результате этой деятельности. Чтобы побуждения ученика были направлены на достижение его собственных целей, учитель должен «развернуть» перед ним перспективу его развития, показать зависимость успешности положения в обществе от полученной профессии, от успешной сдачи ГИА, получения новых и закрепления ранее полученных знаний и т.д. Мотивация достижения поставленной цели должна быть обоснованной, реальной, понятной подростку, т.е. способной превратить ученика в субъекта процесса обучения. Ученик всегда является объектом деятельности в процессе обучения, а субъектом этой деятельности он становится тогда, когда сознательно принимает объективные цели деятельности за свои личные. Очевидно, что только в этом случае процесс обучения является наиболее эффективным.
Учет индивидуальных особенностей учащихся при подготовке к ГИА. Методика организации обобщающего повторения математики меняется от класса к классу. Так, в младших классах учитель чаще сам обращал внимание учащихся на необходимость всестороннего изучения понятия, явления, на взаимосвязь изучаемых понятий, то в старших классах необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно пришли к открытию новых связей между усвоенными понятиями, к обобщению полученных знаний. Проблема развития самостоятельности мышления учащихся в процессе обучения математике является острой, ещё не полностью раскрытой проблемой методики математики. Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д. Сама процедура выпускного экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. В каждой школе существуют группы детей, которые с наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзамена. В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений можно выделить следующие группы риска.

1) Тревожные дети. Для них учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка.

2) Неуверенные дети. Они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора решения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать. При сдаче ГИА они испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна. Важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение.

3) Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации. Обычно этих детей характеризуют как невнимательных, рассеянных. Однако у них редко имеют место истинные нарушения внимания, чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низок. У них неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности, они могут часто отвлекаться. Любой экзамен требует организованной деятельности, но неорганизованные дети даже при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время. На этапе подготовки важно научить ребенка приемам саморегуляции своей деятельности, например, используя различные материальные средства. Такими средствами могут стать составленный план действий на экзамене, часы, отмеряющие время, нужное для выполнения каждого задания; составление списка этапов решения задачи (что дано в условии, наличие чертежа, полнота решения, наличие ответа и т.д.); линейка, указывающая на нужную строчку и др.

4) Дети - «отличники». Обычно отличаются высокой успеваемостью, повышенной ответственностью, организованностью, исполнительностью. Очень чувствительны к похвале и к любой оценке своей деятельности. Для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими. Во время ГИА им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Они не могут пропустить задание, если не могут с ним справиться («зацикливаются» на нем), в результате неэффективно тратят время, не успевая решить следующие посильные им задания. Помочь скорректировать их ожидания, дать понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать все подряд.

5) Астеничные дети. Характерной особенностью является высокая утомляемость, снижение темпа деятельности и увеличение количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции очень ограничены. ГИА требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени, поэтому у астеничных детей высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости. При работе с такими детьми важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать. Учителю следует «дозировать» объем домашнего задания, знакомить ребенка с минимумом задач, необходимым для получения положительной отметки. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки: чтобы ребенок не переутомлялся, ему необходимы перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям желательно проконсультироваться у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка в период подготовки и сдачи ГИА.

6) Слабоуспевающие дети (не относящиеся ни к одной из перечисленных групп) – дети с большими пробелами знаний, не умеющие самостоятельно их восполнить. Это часто и подолгу болеющие дети, не получающие образовательной поддержки в семье, с особенностями психического развития. Такие учащиеся при выполнении заданий используют набор усвоенных навыков-блоков. Работа по готовым блокам удобна для ученика, не требует дополнительных усилий. Для них характерна нестабильность даже в решении типовых заданий, происходит чередование верных и неверных ответов. Получение верного ответа часто носит случайный характер и вовсе не означает прочного усвоения знаний. Они чаще, чем другие, отказываются от решения заданий. Ранее решенные задания в дальнейшем могут восприниматься ими, как совершенно новые. Обучение таких детей сводится к пополнению набора блоков знаний, что происходит довольно медленно. При подготовке таких детей к ГИА только постоянное упоминание и повторение пройденного материала является залогом успешного применения имеющихся у ученика навыков-блоков. Для них хорошо создавать индивидуальные образовательные маршруты по слабо усвоенным темам. По остальным темам эти ученики могут работать вместе со всем классом. Им требуется ежеурочный контроль деятельности.

По завершении итогового повторения необходимо указать ребенку на наиболее успешно освоенные им темы, посоветовать при сдаче ГИА обратить внимание на задания по этим темам. Особенность подготовки группы «троечников» состоит в том, что они освоили алгоритмическую составляющую курса, но имеют существенные пробелы в понятийной стороне. Возможно, отсюда и проблемы с решением задач, в которых нет четкого алгоритма, а известны лишь общие соображения, из которых учащийся должен самостоятельно «собрать» решение задачи.