|
«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями» Урок рефлексии. Математика. 4 класс. УМК «Школа России»
Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».
Цели:
Продолжать формировать умения учащихся письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.
Формировать умения учащихся фиксировать собственные затруднения, выявлять их причину, находить выход из затруднений.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
общеучебные – работать с числовой и текстовой информацией, выделять опорные слова;
логические – умение анализировать,
проблемные - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; построение алгоритма.
Регулятивные УУД:
целеполагание - принятие, сохранение и удержание учебной задачи;
контроль и коррекция - выявление места затруднения, нахождение и исправление ошибок;
оценка - соотнесение собственного результата решения с эталоном.
Коммуникативные УУД:
умение работать в группе, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
речевая деятельность - формулирование математически грамотных высказываний.
Оборудование урока: ПК, проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал, учебник.
Ход урока.
1.Мотивация к коррекционной деятельности.
Цель:
1.Создать мотивацию к коррекционной деятельности на личностно значимом уровне.
2.Определить тематические рамки урока: Приёмы письменного умножения двух чисел, оканчивающихся нулями.
3.Сформулировать основную образовательную цель урока. Прочитайте стихотворение.
Чтобы много знать,
Нужно знания закреплять,
Всё по полкам разложить
И «пробелы» устранить.
-Чему будет посвящён сегодняшний урок? (Закреплению изученных тем)
-Как мы закрепляем свои знания? (Выполняем самостоятельную работу, смотрим, допускаем ошибки или нет; если допускаем, то над ними работаем)
-Что нового вы узнали на прошлых уроках? ( Познакомились с письменным приёмом умножения двух чисел, оканчивающихся нулями.)
- Какую цель вы перед собой поставите? ( Проверить умения выполнять письменный приём умножения двух чисел, оканчивающихся нулями.)
Все результаты записываем в лист самооценки. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Цель:
1.Актуализировать знание письменного приёма умножения двух чисел, оканчивающихся нулями.
2.Актуализировать соответствующие мыслительные операции.
3.Организовать обобщение актуализированных способов действий.
4.Организовать выполнение учащимися теста.
5.Провести самопроверку по образцу с фиксацией учащимися своих результатов.
6.Организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки. - Что необходимо знать, чтобы правильно выполнить письменный приём умножения двух чисел, оканчивающихся нулями?
Задание. Восстановите порядок в алгоритме. (Приложение1.)
Работа в паре. Составляют алгоритм. Взаимопроверка.
Тест. ( Приложение 2).
-Запишите ответы, через запятую в тетради.
-Проверим ваши ответы. (Запись ответов на доске).
-Кто ошибся при выполнении задания?
- В чем причина ваших ошибок?
-Что вы повторили? (алгоритм письменного умножения двух чисел, оканчивающихся нулями)
-Какой вид работы теперь вам предстоит? ( Самостоятельная работа)
-С какой целью? ( Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет)
Самостоятельная работа №1. ( приложение3 )
-Время закончилось. Проверьте свои работы по образцу. (Слайд.3)
- Зафиксируйте правильность выполнения каждого задания.
+---- верно выполнил.?— ответ не совпал.
- Что вы выяснили для себя, проверив работу по образцу? ( Где есть затруднения, а где всё получилось.)
- Вы это выяснили. Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании.
- Проверьте свои работы по эталону для самопроверки. ( Те, у кого все плюсы должны проверить ход решения, правильность рассуждений, а те, кто выявил затруднения, должны определить место ошибки, определить на какое правило допущена ошибка? 3. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель:
Организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи)
Организовать выявление учащимися места затруднения.
Организовать выявление учащимися причины затруднения.
Организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.
Проверяем. У кого возникли затруднения?
- В каком месте вы допустили ошибку? В чём причина допущенной ошибки? ( Слайд 6).)
- У кого всё верно, что это означает? (У нас нет затруднений) 4.Коррекция выявленных затруднений.
Цель:
1.Уточнить индивидуальные цели будущих действий.
2. На основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели.
3. Организовать реализацию согласованного плана действий.
4.Для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий. - Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей деятельности. (Выполнить дополнительные задания).
-Какова дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? ( Исправить решение, используя эталон для самопроверки).
-Используем алгоритм исправления ошибок.
- Каждый проговаривает свою учебную задачу.
В зависимости от количества ошибившихся, работу организуем фронтально у доски или самостоятельно. 5.Обобщение затруднений во внешней речи.
Цель:
Организовать обсуждение типовых затруднений.
Организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.
-Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений?
-Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.
Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1.Организовать выполнение самостоятельной работы № 2, аналогичной первой.
2.Организовать самопроверку учащимися своих работ по эталону для самопроверки и фиксацию результатов.
3.Зафиксировать достижение индивидуальной цели. - Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки)
-Как будете проверять вашу работу? ( По эталону, результат отметим +или?)
Самопроверка по эталону.
-Кто допустил ошибки в самостоятельной работе №2? В чём их причина?
-Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно ещё тренироваться.)
-Где вы можете это сделать? ( При выполнении домашнего задания)
Проверка задания творческого уровня. 7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1.Тренировать вычислительные навыки.
-В конце урока я предлагаю вам потренироваться в вычислениях.
Проверка.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1.Уточнить алгоритм исправления ошибок.
2.Зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки.
3.Установить степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
4.Оценить собственную деятельность на уроке. -Какова была цель урока?
-Кто смог справиться с ошибками?
- Кто не смог этого сделать? В чём причина ваших ошибок? Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, образцы, эталоны для самопроверки).
Подведём итоги по листу самооценки.
Рефлексия деятельности. ( приложение 9, 10)
Приложение 1
Алгоритм умножения. 1. Правильно подписать: число под число, а нули сбоку.
2.Сначала умножаем на число.
3. К полученному числу приписываем столько нулей, сколько их содержится в обоих множителях.
4.Читаю ответ.
Приложение 2.
Тест.
1. Какой пример записан, верно?
а) 2430 б) 2430 в) 2430
× 200 × 200 × 200
2. В значении, какого выражения не хватает нуля?
а) 5320 б) 5320 в) 5320
× _ 30 × 300 × 30
159600 1596000 15960
3. Найдите значение выражения 150×30
а) 4150 б) 4500 в)3500
4. Догадайся, какой второй множитель в произведении
440 ×… = 8800
а) 2 б) 20 в) 200
Приложение 3.
Самостоятельная работа №1.
2340*70 3740*500 15900*50
1590*300 38600*60 53800*40
Приложение.4.
Самостоятельная работа №2.
4200*90 640*500 23480*30
Приложение5.
Самостоятельная работа.
506070*30 6090*500 78090*300
1430*600+23820*30=
Запиши и реши уравнение:
а) Частное неизвестного числа и числа 8 равно сумме чисел 320 и 80.
б) Частное неизвестного числа и числа 7 равно сумме чисел 275 и425. Приложение 6.
Причины затруднений.
1.Не знаю алгоритм умножения.
2.Неправильно записываю выражение.
3.Не правильно выполняю сложение чисел.
4.Не знаю таблицу умножения.
Приложение 7.
Фиксация результатов по месту затруднения.
1.Исправил ошибку в применении алгоритма умножения.
2.Исправил ошибки на таблицу умножения.
3 Исправил ошибки на сложение. Приложение 8. Оценка деятельности на уроке.
-
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
| активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
| приложение 9. Лист самооценки.
№ задания
| Выполнено ( + или ?)
| Исправлено (+ или ? )
| Самостоятельная работа №1
1 пример
|
|
| 2 пример
|
|
| 3 пример
|
|
| 4 пример
|
|
| 5 пример
|
|
| 6 пример
|
|
| Самостоятельная работа №2
1 пример
|
|
| 2 пример
|
|
| 3 пример
|
|
| Дополнительные задания.
1.
|
|
| 2.
|
|
| 3.а
|
|
| 3.б
|
|
| Мне необходимо поработать над
|
| |
|
|