Главная страница

Умножение чисел. Составные примеры и задачи



Скачать 188.96 Kb.
НазваниеУмножение чисел. Составные примеры и задачи
Дата05.04.2016
Размер188.96 Kb.
ТипУрок

Урок математики. Учитель: Еремина О.В.

Тема: Умножение чисел. Составные примеры и задачи.

Цель:

1. Обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся умножать числа, посредствам решения составных примеров и задач.

2. Развитие вычислительных навыков, закрепить навык письменного умножения;

закрепить умение решать составные задачи и примеры, развивать навык устного счёта; развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;

  1. Коррекция памяти: работать над умением воспроизводить ранее полученные знания, в новых изменившихся условиях. Коррекция устной речи.

  2. Воспитывать умение работать в команде. Воспитание интереса к рабочим профессиям.

Оборудование: карточки с примерами, карточки – названия этапа строительства, иллюстрации к задачам, опоры с правилами, лучевая указка.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел звонок? Начнём урок. Сейчас вы ученики и ваш труд – это хорошо учиться. Посмотрите на слово ТРУД. В этом слове зашифровано всё, что нужно ученику на уроке. Давайте расшифруем это слово. (Ответы детей)

Т- тетрадь, Р – ручка, У - учебник, Д – дневник.

  1. Устные упражнения. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы научились умножать числа с переходом ч/з разряд.

- Сегодня на уроке мы обобщим наши знания и умения умножать числа и покажем, как мы можем эти знания применить при решении задач и составных примеров.

- А зачем нам уметь умножать числа? (Ответы детей)

Эти знания и умения нужны будут и в дальнейшей жизни. Например, при подсчете сдачи в магазине, при расчете своей з/п, при подсчёте доходов и расходов семейного бюджета и т.д.

-Откроем тетради, запишем число и тему урока.

Сегодня на уроке мы поиграем в игру «Построй дом». Наш класс превращается в строительную фирму «СТРОЙКА-КЛАСС», вы все - в строителей. Работы много.

Поделимся на бригады.

1-я бригада : 1й ряд. 1БРИГАДА – выбирайте бригадира._________

2-я бригада : 2й ряд. 2 БРИГАДА - выбирайте бригадира._________

- А кто на стойке управляет, следит за всей работой, проверяет её качество?

- Кто правильно решит цепочку, тот узнает ответ на вопрос. Дети работают устно.






-Правильно прораб.

Я буду вашим прорабом. А гости будут - приёмной комиссией и в конце урока они примут у нас работу. Так давайте, постараемся!

- Начиная работу нужно пройти технику безопасности, т.е. вспомним ПРАВИЛА.

Каждая бригада получает свой конверт.

-Ребята, дополните и прочтите всему классу правила. Ответы детей.

III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

-Нам поступил заказ на постройку дома. Как вы думаете, с чего начнём строительство дома? Дети предлагают ответы.

Давайте составим план: (на партах у детей карточки) работа в парах.

1.Готовим площадку под строительство дома.

2. Роем котлован.

3. Закладываем фундамент.

4. Подвозим кирпичи и делаем раствор.

5. Кладка стен.

6. Крыша.

7. Окна, двери.

8.Благоустройство территории и внутренняя отделка. (Словарная работа).

- Работы много. Начали!

1.ПОДГОТОВКА И ВЫБОР ПЛОЩАДКИ.

Перед решением примеров повторим правило на порядок действий(на доске схема)

Двое учеников у доски: 25+ 5 х 7=…(60); (25+5) х 7=…(210);

остальные пишут в тетрадях . Сравним полученные результаты. Ответы детей

2.РОЕМ КОТЛОВАН.

Задача. (оформление на доске с иллюстрацией

Устно

Было: 10 тракторов и 5 бульдозеров.

На сколько бульдозеров

меньше чем тракторов?

Решение: 10 - 5=5 машин

Ответ: Б. меньше чем Т. на 5 машин.

3. ПОДВОЗ КИРПИЧА И РАСТВОРА.

-Работаем по бригадам. Отвечаем устно.

1.Задания на таблицу умножения. Раздаточный материал – кирпичи-карточки (каждый ученик получает свой кирпич – карточку.

Опрос бригад.– Внимательно слушаем задание, пишем на листочке ответ, загибаем листочек, ниже пишем следующий ответ.

1. Уменьши 54 в 6 раз (9).

2. Первый множитель 4, второй – 8. Запишите произведение (32).

3. Во сколько раз 72 больше 9? (8)

4. Вычисли частное 42 и 7. (6)

5. Увеличить 5 в 7 раз. (35)

6. Во сколько раз 4 меньше 36? (9)

7. Делимое 15, частное 5. Запишите делитель. (3)

8. Сколько раз по 2 взяли, чтобы получить 18? (9)

- Достаточно кирпича и раствора.

4.ОБЕД. ЗАДАЧА НА СДАЧУ. Работа в тетради.

(оформление на доске с иллюстрацией)

Было: 3 купюры по 10 рублей.

– Что такое купюра? Ответы детей.

Купили: 4 булочки – по 6 рублей.

Сколько получим сдачи?

Решение.

Всего сколько денег было? 3х10=30рублей

Сколько нужно заплатить за покупку? 6+6+6+6= или 4х6=24рубля.

Расчёт сдачи: 30-24=6 рублей.

Карточки для индивидуальной работы слабым ученикам.

ФИЗ.МИНУТКА.

– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.

Как построить новый дом,

Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)

Чертежом проекта

Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)

К кирпичу кладёт кирпич,

Ты считать устанешь.

Стены дома возведёт

Каменщик. («Кладут кирпичи».)

Рамы, двери, подоконник –

Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)

Красить и белить пора –

Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)

И теперь, пожалуйста,

В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)

Дети выполняют комплекс упр. на снятие усталости. На 18 мин!

5.КЛАДКА СТЕН. Работа по учебнику, стр.171. №818.

Работа в тетради.

-Делим на две части тетрадь (чертим по линейке карандашом прямую находящуюся ровно посередине тетради).

I часть – пишем со скобками пример

II часть – пишем без скобок этот же пример

(134+85)х4= 134+85х4=

-Выходят к доске решать 2 ученика (Правило проговаривают при решении), остальные решают в тетради.

Сразу после решения примеров объяснение Д/З. стр.171. №818 (3 столбик, 2, 3-й пример).

5.КРЫША. КРОВЛЯ-КРОВЕЛЬЩИК.

-Тут нужно быть внимательным и очень осторожным, чтобы не упасть с крыши.

-Я уверена, что сегодня на уроке вы отлично потренировали свои внимание, мышление, память, смекалку и другие качества. Самое необходимое из них – это внимание.

-Будьте внимательны.

«Составь домик».

-Найдите к каждому домику его крышу. По каким признакам вы ориентировались?

Ответы детей.


ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

Дети выполняют комплекс упр. на снятие усталости с глаз. На 30 мин!

Гимнастика для глаз проводится при помощи лучевой указки.

6.ОКНА. ДВЕРИ.

- Кто какие хочет поставить окна в дом? (пластиковые, деревянные окна). Ответы детей.

- Вставляем двери и окна по своему вкусу. Самостоятельная работа (кратковременная).

Стр. 171 №822 (каждому свой пример).

7.БЛАГОУСТРОЙСТВО И ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА. ЗАДАЧА.

Крыжовник -37кустов

Малина -?, в 3 раза больше чем

На сколько кустов крыжовника меньше чем малины?

Решение:

  1. 37х3=111(М.) 2) 111-37=74.

Ответ: Малины на 74 куста больше чем крыжовника.
ЗАДАЧИ в стихах. (Если осталось время)

- Все работа завершена. Комиссия ставит оценку за работу.

IV. ИТОГИ УРОКА:

- Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?

Используется метод незаконченного предложения. САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ.

  • Я научился…

  • Я хотел бы больше…

  • Оказывается, что…

ОЦЕНКИ ЗА УРОК. Оцени себя сам.

-Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.
- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.



- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а)

чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.




- У меня не было желания работать.

Сегодня не мой день.


Пояснительная записка

Полное описание разработки:

Урок дан в 6 классе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, по федеральной программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой, раздел «Математика» авторы М.Н.Перова, В.В.Эк., в год –136ч, 4 ч в неделю. Использован ученик «Математика.6 класс»,авторы Г.М.Капустина, М.Н.Перова., допущен Министерством образования РФ. Москва. Издательство «Просвещение» 2009г.

Урок дан по теме «Умножение чисел. Составные примеры и задачи». Данный урок в разделе 23-ой. Раздел «Арифметические действия. Умножение и деление чисел» не имеет структурных подразделений.

В соответствии с программой и номером урока в разделе поставлены цели и выбран тип урока.

Тип урока – урок-закрепление.

Урок строился с учетом всех дидактических принципов (наглядности, последовательности, доступности, научности, коррекционной направленности).

В начале урока был дан настрой на продуктивную деятельность, с элементами ответственности за проделанную работу. Выполнены все психогигиенические требования: освещение, проветривание и проведение физ.минуток, целесообразного размещение наглядности, его количества и периодичность предъявления. В течение всего урока поддерживалось внимание обучающихся с помощью смены видов деятельности и наглядно-дидактического материала. Утомление обучающихся предупреждалось путём чередования видов и форм коррекционной деятельности, индивидуальной, устной и письменной работы, динамической паузы.

Уровень образования обучающихся:

В классе обучаются 12 человек, на уроке присутствовало 12 человек.

Исходя из реальных учебных возможностей класса, а это:

- Высокий уровень внимания у 3 обучающихся из 12,что составляет 25%;

- Средний уровень внимания 7 человек, что составляет 58%;

- Низкий уровень у двоих учеников, что составляет 17% от всего класса.

Урок носил динамичный характер, с опорой на хорошие знания обучающихся.

В этом классе:

- Запоминают материал и воспроизводят его самостоятельно – 6 учеников;

- Умеют анализировать – 9 учеников, допуская лишь несущественные ошибки. И лишь двое обучающихся имеют низкий уровень обученности, в силу своего психофизического развития.

- Речь логична у 7 обучающихся (58%), три ученика допускают несущественные ошибки (25%), у двоих обучающихся речь слабо развита(16%).

- У одного ученика завышена самооценка. У остальных вполне адекватна.

Повышенный интерес к обучению у 9 обучающихся (75%), у 3 детей нет интереса к овладению знаниями или не выражен.

ЦЕЛИ УРОКА

Образовательная:

  • Повторить табличное умножение;

  • закрепить навык умножения чисел;

  • закрепить умение решать составные примеры;

  • закрепить умение решать задачи на сдачу;

  • повторить название геометрических фигур;

Коррекционно-развивающая:

  • коррекция и развитие навыка устного счёта;

  • совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;

  • коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);

  • развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;

  • развивать интерес детей к математике, их математические способности;

  • развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе обучения;

  • воспитывать умение работать в команде;

  • воспитание и укрепление интереса к профилирующим рабочим специальностям;

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Цели урока выполнялись и реализовывались через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.

Организационная деятельность учителя включала в себя:

    • рациональную организацию труда обучающихся;

    • подготовку и оформление на доске ключевых моментов;

    • дисциплинированности обучающихся;

    • регламентирование времени форм деятельности обучающихся;

    • подведение промежуточного и общего итогов;

    • завершенность дидактических моментов при фронтальной проверке;

    • проведение физ.минутки и зарядки для глаз;

    • выполнение плана урока;

    • реализация основных психологических требований.

Обучающая деятельность учителя состояла:

    • в отборе содержания учебного материала;

    • в осуществлении принципа научности и коррекционной направленности обучения детей с ограниченными возможностями;

    • в организации самостоятельной работы обучающихся;

    • применение способов обобщения учебного материала через коллективную работу, самостоятельную работу;

    • контроль ЗУН обучающихся через фронтальную, индивидуальную и самостоятельную работу.

В целях обеспечения индивидуального подхода предусмотрительно проведен выбор содержания учебного материала, уровень сложности заданий, подобраны и разработаны индивидуальные карточки, учитывался оптимальный темп деятельности обучающихся.

На данном уроке использовались следующие методы работы:

  • Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

  • Метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации.

  • Метод стимулирования и мотивации обучающихся (эмоциональные и познавательные).

  • Метод игры + распределение по группам и ролям;

  • Объяснительно – иллюстративный метод (схема строительства дома).

  • Метод проблемного обучения применялся при решении задачи на сдачу (схема+рисунок).

  • Репродуктивный метод (решение по образцу).

  • Работа с учебником.

  • Методы контроля и самоконтроля.

Работа обучающихся оценивалась, в соответствии с нормами. Контроль результативности письменных работ осуществлен после проверки тетрадей.

Структура урока: комбинированная.

Урок разбит на 4 части.

1 часть. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ. Эмоциональный настрой.

    • Цель – настроить на работу.

    • Использован познавательный материал.

2 часть. УСТНЫЙ СЧЁТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

- Цель этого этапа – повторить знания, необходимые для работы по теме урока, повторить табличное умножение и его практическое применение. Проведена работа в группах, которая способствует формированию коллектива, взаимоконтролю, взаимовыручке, уважительному отношению друг к другу.

3 часть. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

    • В структуре третьей части урока использован игровой приём, осуществлялась межпредметная связь с уроками штукатурно-малярного дела, а также прослеживалась профоринтационная работа.

    • работа с учебником, работа с опорой на правила, решение с комментированием, самостоятельная работа.

    • Формы работы на данном этапе чередовались в соответствии с возрастными особенностями и с учетом уровня обученности учащихся. Проведена зарядка для глаз, физ. минутка.

    • В структуре третьей части урока осуществляется повторение геометрического материала, упражнение на развитие внимания, решение примеров на порядок действий, составление и решение математических выражений с объяснением приёмов вычислений. Использован занимательный материал для привлечения внимания обучающихся.

С целью развития коммуникативной функции речи использовалось:

проговаривание, выслушаны ответы учащихся, пояснения учителя к новым словам (8 минут урока уделяется устному математическому счету).

Контроль знаний осуществляется через все виды деятельности:

Решение задачи на сдачу.

Цель – закрепить умение решать задачи на расчет сдачи. Разбор задачи проведён с использованием иллюстраций. Разбор – коллективный, решение – самостоятельно с последующей проверкой.

Решение составных примеров.

Цель – проверить умения обучающихся решать составные примеры. Использована самостоятельная работа с последующей проверкой и объяснением хода решения, а так же задействован занимательный материал и средства обратной связи.

Задачи в стихах помогают развивать слуховую память, активизируют мыслительные процессы и развивают воображение.

4 часть. ИТОГИ УРОКА:

Цель – подвести итоги, выяснить степень усвоения материала. В этой части урока важно создать ситуацию успеха, которая вызывает желание учиться. В период, когда учащийся не может получить хорошую отметку, важно создать ситуацию успеха другими методами, например: система «Оцени себя сам».
ВЫВОД

Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности. В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В ходе урока главным было применение знаний, умений и навыков в новых различных ситуациях. При построении урока учитывались реальные возможности обучающихся.


Карточки для индивидуальной работы



Решение.

Всего сколько денег было?

3х10= … рублей

Сколько нужно заплатить за покупку?

Выбери: 6+6+6+6= или 4х6= … рубля.




Расчёт сдачи:





Не забудь! Нельзя от 0 – 4!
Ответ: Сдачи получим….рублей.



План урока - 45 минут.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент (2мин).

Создание ситуации для включение в учебную деятельность.

Расшифровывают слово ТРУД.

II.Актуализация опорных знаний, мотивация, постановка учебной задачи (2мин).

1.Использование фронтальной формы работы.

2.Организация групповой работы.

1-я бригада : 1й ряд. 1БРИГАДА – выбирайте бригадира._________

2-я бригада : 2й ряд. 2 БРИГАДА - выбирайте бригадира._________

3.Создание ситуации для игры-имитации «Стройка-класс».

1.Устные ответы детей.

Пишут число, тему урока.

2.Делятся на бригады, выбирают бригадира.

УСТНЫЙ СЧЕТ (4мин).

Цепочки примеров на табличное умножение.



Правильный ответ соответствует слову прораб. Учитель объясняет, чем занимается прораб на стройке.

1.Дети выходят к доске и пишут ответы в цепочку, затем выбирают слово соответствующее правильному ответу.

III.Работа по теме урока.(18мин)

Учитель раздает карточки со сло­вами: «Строительство дома».

Готовим площадку под строительство дома. Роем котлован. Закладываем фунда­мент. Подвозим кирпичи и делаем раствор. Кладка стен. Крыша. Окна, двери. Благо­устройство территории и внутренняя от­делка.

Теперь вся работа детей опреде­лена, учитель объявляет «Готовим площадку под строительство дома», что со­ответствует подготовиться к реше­нию составных примеров, т.е. по­вторение правил.

Учитель называет следующий этап строительства « Роем котлован» и предлагает решить устно задачу

Задача (оформление на доске с ил­люстрацией). Устно.

Было: 10 тракторов и 5 бульдозеров.

На сколько бульдозеров меньше чем тракторов?

Решение: 10 - 5=5 машин

Ответ: Б. меньше чем Т. на 5 машин.

Организация самостоятельной работы по карточкам. Учитель объявляет следующий этап постройки дома «Подвоз кирпича» и раздает каждому карточки-кир­пичики с примером, «делаем раствор» - учитель дает вторую карточку, справившимся с первым заданием, учащимся.

Учитель сразу проверят ответы обучающихся, и объявляет оценку за выполненное задание.

Учитель объявляет перерыв на стройке и предлагает решить задачу на сдачу. Условие задачи оформлено на доске.

Было: 3 купюры по 10 рублей.

– Что такое купюра? Ответы детей.

Купили: 4 булочки – по 6 рублей.

Сколько получим сдачи?

Решение.

Всего сколько денег было? 3х10=30рублей

Сколько нужно заплатить за покупку? 6+6+6+6= или 4х6=24рубля.

Расчёт сдачи: 30-24=6 рублей.

Карточки для индивидуальной работы слабым ученикам.

1.Дети выстраивают логическую цепочку постройки дома на парте, а также выстраивают макет дома на доске.

2. Работа парами у доски с карточками-опорами. Дети повторяют правила решения составных примеров, затем решают их в тетради и сравнивают полученные результаты.


3. Устные ответы детей.


4.Дети решают примеры и пишут ответы в карточки.

5.Дети записывают в тетради условие и решают самостоятельно, затем желающие решают задачу на доске. Слабые ученики работают по карточке.

IV.Физическая разминка. На 26 минуте урока.

(3мин)




Дети выполняют комплекс упр. на снятие усталости.

V.Закрепление.(12 мин)

Организация работы по учебнику.

Письменно решаем составные примеры со скобками и без.

Дети сами называют следующий этап строительства дома «Кладка стен». Решают примеры в тетради.

Геометрический материал. (3мин)

Организация цветовой задачи с геометрическим материалом.



Учитель объясняет, чем занимается кровельщик на стройке.

Дети сами называют следующий этап строительства дома. Выполняют задание.

Зарядка для глаз










Объявляется последний этап стойки, учитель задает вопросы о необходимости озеленения двора.

Задача №824.

Крыжовник -37кустов

Малина -?, в 3 раза больше чем

На сколько кустов крыжовника меньше чем малины?

Решение:1)37х3=111(М.) 2) 111-37=74.

Ответ: Малины на 74 куста больше чем крыжовника.

Ответы детей.

Решают задачу в тетради.

VII.Итоги урока.(2мин)

Учитель работу по постройке дома выполненной.

Учитель предлагает вложить в тетрадь одну из трех карточек «Оцени себя сам».

ОЦЕНКИ ЗА УРОК. Оцени себя сам.

- Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.


Самооценка обучающихся.