|
Умножение чисел. Составные примеры и задачи Урок математики. Учитель: Еремина О.В.
Тема: Умножение чисел. Составные примеры и задачи.
Цель:
1. Обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся умножать числа, посредствам решения составных примеров и задач.
2. Развитие вычислительных навыков, закрепить навык письменного умножения;
закрепить умение решать составные задачи и примеры, развивать навык устного счёта; развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;
Коррекция памяти: работать над умением воспроизводить ранее полученные знания, в новых изменившихся условиях. Коррекция устной речи.
Воспитывать умение работать в команде. Воспитание интереса к рабочим профессиям.
Оборудование: карточки с примерами, карточки – названия этапа строительства, иллюстрации к задачам, опоры с правилами, лучевая указка.
ХОД УРОКА
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Прозвенел звонок? Начнём урок. Сейчас вы ученики и ваш труд – это хорошо учиться. Посмотрите на слово ТРУД. В этом слове зашифровано всё, что нужно ученику на уроке. Давайте расшифруем это слово. (Ответы детей)
Т- тетрадь, Р – ручка, У - учебник, Д – дневник.
Устные упражнения. Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы научились умножать числа с переходом ч/з разряд.
- Сегодня на уроке мы обобщим наши знания и умения умножать числа и покажем, как мы можем эти знания применить при решении задач и составных примеров.
- А зачем нам уметь умножать числа? (Ответы детей)
Эти знания и умения нужны будут и в дальнейшей жизни. Например, при подсчете сдачи в магазине, при расчете своей з/п, при подсчёте доходов и расходов семейного бюджета и т.д.
-Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Сегодня на уроке мы поиграем в игру «Построй дом». Наш класс превращается в строительную фирму «СТРОЙКА-КЛАСС», вы все - в строителей. Работы много.
Поделимся на бригады.
1-я бригада : 1й ряд. 1БРИГАДА – выбирайте бригадира._________
2-я бригада : 2й ряд. 2 БРИГАДА - выбирайте бригадира._________
- А кто на стойке управляет, следит за всей работой, проверяет её качество?
- Кто правильно решит цепочку, тот узнает ответ на вопрос. Дети работают устно.
-Правильно прораб.
Я буду вашим прорабом. А гости будут - приёмной комиссией и в конце урока они примут у нас работу. Так давайте, постараемся!
- Начиная работу нужно пройти технику безопасности, т.е. вспомним ПРАВИЛА.
Каждая бригада получает свой конверт.
-Ребята, дополните и прочтите всему классу правила. Ответы детей.
III. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
-Нам поступил заказ на постройку дома. Как вы думаете, с чего начнём строительство дома? Дети предлагают ответы.
Давайте составим план: (на партах у детей карточки) работа в парах.
1.Готовим площадку под строительство дома.
2. Роем котлован.
3. Закладываем фундамент.
4. Подвозим кирпичи и делаем раствор.
5. Кладка стен.
6. Крыша.
7. Окна, двери.
8.Благоустройство территории и внутренняя отделка. (Словарная работа).
- Работы много. Начали!
1.ПОДГОТОВКА И ВЫБОР ПЛОЩАДКИ.
Перед решением примеров повторим правило на порядок действий(на доске схема)
Двое учеников у доски: 25+ 5 х 7=…(60); (25+5) х 7=…(210);
остальные пишут в тетрадях . Сравним полученные результаты. Ответы детей
2.РОЕМ КОТЛОВАН.
Задача. (оформление на доске с иллюстрацией
Устно
Было: 10 тракторов и 5 бульдозеров.
На сколько бульдозеров
меньше чем тракторов?
Решение: 10 - 5=5 машин
Ответ: Б. меньше чем Т. на 5 машин.
3. ПОДВОЗ КИРПИЧА И РАСТВОРА.
-Работаем по бригадам. Отвечаем устно.
1.Задания на таблицу умножения. Раздаточный материал – кирпичи-карточки (каждый ученик получает свой кирпич – карточку.
Опрос бригад.– Внимательно слушаем задание, пишем на листочке ответ, загибаем листочек, ниже пишем следующий ответ.
1. Уменьши 54 в 6 раз (9).
2. Первый множитель 4, второй – 8. Запишите произведение (32).
3. Во сколько раз 72 больше 9? (8)
4. Вычисли частное 42 и 7. (6)
5. Увеличить 5 в 7 раз. (35)
6. Во сколько раз 4 меньше 36? (9)
7. Делимое 15, частное 5. Запишите делитель. (3)
8. Сколько раз по 2 взяли, чтобы получить 18? (9)
- Достаточно кирпича и раствора.
4.ОБЕД. ЗАДАЧА НА СДАЧУ. Работа в тетради.
(оформление на доске с иллюстрацией)
Было: 3 купюры по 10 рублей.
– Что такое купюра? Ответы детей.
Купили: 4 булочки – по 6 рублей.
Сколько получим сдачи?
Решение.
Всего сколько денег было? 3х10=30рублей
Сколько нужно заплатить за покупку? 6+6+6+6= или 4х6=24рубля.
Расчёт сдачи: 30-24=6 рублей.
Карточки для индивидуальной работы слабым ученикам.
ФИЗ.МИНУТКА.
– Покажите жестами работу, которую выполняют герои стихотворения.
Как построить новый дом,
Чтоб удобно было в нём? (Разводят руками.)
Чертежом проекта
Займётся архитектор. («Чертят» в воздухе.)
К кирпичу кладёт кирпич,
Ты считать устанешь.
Стены дома возведёт
Каменщик. («Кладут кирпичи».)
Рамы, двери, подоконник –
Молотком пройдётся плотник. (Стучат кулаком о кулак.)
Красить и белить пора –
Приглашаем маляра! («Красят» в воздухе.)
И теперь, пожалуйста,
В дом добро пожаловать! (Приглашающий жест.)
Дети выполняют комплекс упр. на снятие усталости. На 18 мин!
5.КЛАДКА СТЕН. Работа по учебнику, стр.171. №818.
Работа в тетради.
-Делим на две части тетрадь (чертим по линейке карандашом прямую находящуюся ровно посередине тетради).
I часть – пишем со скобками пример
| II часть – пишем без скобок этот же пример
| (134+85)х4= 134+85х4=
-Выходят к доске решать 2 ученика (Правило проговаривают при решении), остальные решают в тетради.
Сразу после решения примеров объяснение Д/З. стр.171. №818 (3 столбик, 2, 3-й пример).
5.КРЫША. КРОВЛЯ-КРОВЕЛЬЩИК.
-Тут нужно быть внимательным и очень осторожным, чтобы не упасть с крыши.
-Я уверена, что сегодня на уроке вы отлично потренировали свои внимание, мышление, память, смекалку и другие качества. Самое необходимое из них – это внимание.
-Будьте внимательны.
«Составь домик».
-Найдите к каждому домику его крышу. По каким признакам вы ориентировались?
Ответы детей.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
Дети выполняют комплекс упр. на снятие усталости с глаз. На 30 мин!
Гимнастика для глаз проводится при помощи лучевой указки.
6.ОКНА. ДВЕРИ.
- Кто какие хочет поставить окна в дом? (пластиковые, деревянные окна). Ответы детей.
- Вставляем двери и окна по своему вкусу. Самостоятельная работа (кратковременная).
Стр. 171 №822 (каждому свой пример).
7.БЛАГОУСТРОЙСТВО И ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА. ЗАДАЧА.
Крыжовник -37кустов
Малина -?, в 3 раза больше чем
На сколько кустов крыжовника меньше чем малины?
Решение:
37х3=111(М.) 2) 111-37=74.
Ответ: Малины на 74 куста больше чем крыжовника. ЗАДАЧИ в стихах. (Если осталось время)
- Все работа завершена. Комиссия ставит оценку за работу.
IV. ИТОГИ УРОКА:
- Что мы сегодня повторили? Что узнали нового?
Используется метод незаконченного предложения. САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ.
Я научился…
Я хотел бы больше…
Оказывается, что…
ОЦЕНКИ ЗА УРОК. Оцени себя сам.
-Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки. - Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.
- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а)
чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.
- У меня не было желания работать.
Сегодня не мой день.
Пояснительная записка
Полное описание разработки:
Урок дан в 6 классе, для детей с ограниченными возможностями здоровья, по федеральной программе для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой, раздел «Математика» авторы М.Н.Перова, В.В.Эк., в год –136ч, 4 ч в неделю. Использован ученик «Математика.6 класс»,авторы Г.М.Капустина, М.Н.Перова., допущен Министерством образования РФ. Москва. Издательство «Просвещение» 2009г.
Урок дан по теме «Умножение чисел. Составные примеры и задачи». Данный урок в разделе 23-ой. Раздел «Арифметические действия. Умножение и деление чисел» не имеет структурных подразделений.
В соответствии с программой и номером урока в разделе поставлены цели и выбран тип урока.
Тип урока – урок-закрепление.
Урок строился с учетом всех дидактических принципов (наглядности, последовательности, доступности, научности, коррекционной направленности).
В начале урока был дан настрой на продуктивную деятельность, с элементами ответственности за проделанную работу. Выполнены все психогигиенические требования: освещение, проветривание и проведение физ.минуток, целесообразного размещение наглядности, его количества и периодичность предъявления. В течение всего урока поддерживалось внимание обучающихся с помощью смены видов деятельности и наглядно-дидактического материала. Утомление обучающихся предупреждалось путём чередования видов и форм коррекционной деятельности, индивидуальной, устной и письменной работы, динамической паузы.
Уровень образования обучающихся:
В классе обучаются 12 человек, на уроке присутствовало 12 человек.
Исходя из реальных учебных возможностей класса, а это:
- Высокий уровень внимания у 3 обучающихся из 12,что составляет 25%;
- Средний уровень внимания 7 человек, что составляет 58%;
- Низкий уровень у двоих учеников, что составляет 17% от всего класса.
Урок носил динамичный характер, с опорой на хорошие знания обучающихся.
В этом классе:
- Запоминают материал и воспроизводят его самостоятельно – 6 учеников;
- Умеют анализировать – 9 учеников, допуская лишь несущественные ошибки. И лишь двое обучающихся имеют низкий уровень обученности, в силу своего психофизического развития.
- Речь логична у 7 обучающихся (58%), три ученика допускают несущественные ошибки (25%), у двоих обучающихся речь слабо развита(16%).
- У одного ученика завышена самооценка. У остальных вполне адекватна.
Повышенный интерес к обучению у 9 обучающихся (75%), у 3 детей нет интереса к овладению знаниями или не выражен.
ЦЕЛИ УРОКА
Образовательная:
Повторить табличное умножение;
закрепить навык умножения чисел;
закрепить умение решать составные примеры;
закрепить умение решать задачи на сдачу;
повторить название геометрических фигур;
Коррекционно-развивающая:
коррекция и развитие навыка устного счёта;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
коррекция и развитие связной устной речи (пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь);
развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;
развивать интерес детей к математике, их математические способности;
развитие умения давать самооценку своей деятельности;
Воспитательная:
воспитывать дисциплинированность, ответственность; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе обучения;
воспитывать умение работать в команде;
воспитание и укрепление интереса к профилирующим рабочим специальностям;
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Цели урока выполнялись и реализовывались через организационную и обучающую деятельность учителя на уроке.
Организационная деятельность учителя включала в себя:
рациональную организацию труда обучающихся;
подготовку и оформление на доске ключевых моментов;
дисциплинированности обучающихся;
регламентирование времени форм деятельности обучающихся;
подведение промежуточного и общего итогов;
завершенность дидактических моментов при фронтальной проверке;
проведение физ.минутки и зарядки для глаз;
выполнение плана урока;
реализация основных психологических требований.
Обучающая деятельность учителя состояла:
в отборе содержания учебного материала;
в осуществлении принципа научности и коррекционной направленности обучения детей с ограниченными возможностями;
в организации самостоятельной работы обучающихся;
применение способов обобщения учебного материала через коллективную работу, самостоятельную работу;
контроль ЗУН обучающихся через фронтальную, индивидуальную и самостоятельную работу.
В целях обеспечения индивидуального подхода предусмотрительно проведен выбор содержания учебного материала, уровень сложности заданий, подобраны и разработаны индивидуальные карточки, учитывался оптимальный темп деятельности обучающихся.
На данном уроке использовались следующие методы работы:
Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.
Метод наглядной передачи и зрительного восприятия информации.
Метод стимулирования и мотивации обучающихся (эмоциональные и познавательные).
Метод игры + распределение по группам и ролям;
Объяснительно – иллюстративный метод (схема строительства дома).
Метод проблемного обучения применялся при решении задачи на сдачу (схема+рисунок).
Репродуктивный метод (решение по образцу).
Работа с учебником.
Методы контроля и самоконтроля.
Работа обучающихся оценивалась, в соответствии с нормами. Контроль результативности письменных работ осуществлен после проверки тетрадей.
Структура урока: комбинированная.
Урок разбит на 4 части.
1 часть. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ. Эмоциональный настрой.
Цель – настроить на работу.
Использован познавательный материал.
2 часть. УСТНЫЙ СЧЁТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Цель этого этапа – повторить знания, необходимые для работы по теме урока, повторить табличное умножение и его практическое применение. Проведена работа в группах, которая способствует формированию коллектива, взаимоконтролю, взаимовыручке, уважительному отношению друг к другу.
3 часть. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
В структуре третьей части урока использован игровой приём, осуществлялась межпредметная связь с уроками штукатурно-малярного дела, а также прослеживалась профоринтационная работа.
работа с учебником, работа с опорой на правила, решение с комментированием, самостоятельная работа.
Формы работы на данном этапе чередовались в соответствии с возрастными особенностями и с учетом уровня обученности учащихся. Проведена зарядка для глаз, физ. минутка.
В структуре третьей части урока осуществляется повторение геометрического материала, упражнение на развитие внимания, решение примеров на порядок действий, составление и решение математических выражений с объяснением приёмов вычислений. Использован занимательный материал для привлечения внимания обучающихся.
С целью развития коммуникативной функции речи использовалось:
проговаривание, выслушаны ответы учащихся, пояснения учителя к новым словам (8 минут урока уделяется устному математическому счету).
Контроль знаний осуществляется через все виды деятельности:
Решение задачи на сдачу.
Цель – закрепить умение решать задачи на расчет сдачи. Разбор задачи проведён с использованием иллюстраций. Разбор – коллективный, решение – самостоятельно с последующей проверкой.
Решение составных примеров.
Цель – проверить умения обучающихся решать составные примеры. Использована самостоятельная работа с последующей проверкой и объяснением хода решения, а так же задействован занимательный материал и средства обратной связи.
Задачи в стихах помогают развивать слуховую память, активизируют мыслительные процессы и развивают воображение.
4 часть. ИТОГИ УРОКА:
Цель – подвести итоги, выяснить степень усвоения материала. В этой части урока важно создать ситуацию успеха, которая вызывает желание учиться. В период, когда учащийся не может получить хорошую отметку, важно создать ситуацию успеха другими методами, например: система «Оцени себя сам». ВЫВОД
Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности. В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В ходе урока главным было применение знаний, умений и навыков в новых различных ситуациях. При построении урока учитывались реальные возможности обучающихся.
Карточки для индивидуальной работы
Решение.
Всего сколько денег было?
3х10= … рублей
Сколько нужно заплатить за покупку?
Выбери: 6+6+6+6= или 4х6= … рубля.
Расчёт сдачи:
Не забудь! Нельзя от 0 – 4! Ответ: Сдачи получим….рублей.
План урока - 45 минут.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Орг. момент (2мин).
| Создание ситуации для включение в учебную деятельность.
| Расшифровывают слово ТРУД.
| II.Актуализация опорных знаний, мотивация, постановка учебной задачи (2мин).
| 1.Использование фронтальной формы работы.
2.Организация групповой работы.
1-я бригада : 1й ряд. 1БРИГАДА – выбирайте бригадира._________
2-я бригада : 2й ряд. 2 БРИГАДА - выбирайте бригадира._________
3.Создание ситуации для игры-имитации «Стройка-класс».
| 1.Устные ответы детей.
Пишут число, тему урока.
2.Делятся на бригады, выбирают бригадира.
| УСТНЫЙ СЧЕТ (4мин).
| Цепочки примеров на табличное умножение.
Правильный ответ соответствует слову прораб. Учитель объясняет, чем занимается прораб на стройке.
| 1.Дети выходят к доске и пишут ответы в цепочку, затем выбирают слово соответствующее правильному ответу.
| III.Работа по теме урока.(18мин)
| Учитель раздает карточки со словами: «Строительство дома».
Готовим площадку под строительство дома. Роем котлован. Закладываем фундамент. Подвозим кирпичи и делаем раствор. Кладка стен. Крыша. Окна, двери. Благоустройство территории и внутренняя отделка.
Теперь вся работа детей определена, учитель объявляет «Готовим площадку под строительство дома», что соответствует подготовиться к решению составных примеров, т.е. повторение правил.
Учитель называет следующий этап строительства « Роем котлован» и предлагает решить устно задачу
Задача (оформление на доске с иллюстрацией). Устно.
Было: 10 тракторов и 5 бульдозеров.
На сколько бульдозеров меньше чем тракторов?
Решение: 10 - 5=5 машин
Ответ: Б. меньше чем Т. на 5 машин.
Организация самостоятельной работы по карточкам. Учитель объявляет следующий этап постройки дома «Подвоз кирпича» и раздает каждому карточки-кирпичики с примером, «делаем раствор» - учитель дает вторую карточку, справившимся с первым заданием, учащимся.
Учитель сразу проверят ответы обучающихся, и объявляет оценку за выполненное задание.
Учитель объявляет перерыв на стройке и предлагает решить задачу на сдачу. Условие задачи оформлено на доске.
Было: 3 купюры по 10 рублей.
– Что такое купюра? Ответы детей.
Купили: 4 булочки – по 6 рублей.
Сколько получим сдачи?
Решение.
Всего сколько денег было? 3х10=30рублей
Сколько нужно заплатить за покупку? 6+6+6+6= или 4х6=24рубля.
Расчёт сдачи: 30-24=6 рублей.
Карточки для индивидуальной работы слабым ученикам.
| 1.Дети выстраивают логическую цепочку постройки дома на парте, а также выстраивают макет дома на доске.
2. Работа парами у доски с карточками-опорами. Дети повторяют правила решения составных примеров, затем решают их в тетради и сравнивают полученные результаты.
3. Устные ответы детей.
4.Дети решают примеры и пишут ответы в карточки.
5.Дети записывают в тетради условие и решают самостоятельно, затем желающие решают задачу на доске. Слабые ученики работают по карточке.
| IV.Физическая разминка. На 26 минуте урока.
(3мин)
|
| Дети выполняют комплекс упр. на снятие усталости.
| V.Закрепление.(12 мин)
| Организация работы по учебнику.
Письменно решаем составные примеры со скобками и без.
| Дети сами называют следующий этап строительства дома «Кладка стен». Решают примеры в тетради.
| Геометрический материал. (3мин)
| Организация цветовой задачи с геометрическим материалом.
Учитель объясняет, чем занимается кровельщик на стройке.
| Дети сами называют следующий этап строительства дома. Выполняют задание.
| Зарядка для глаз
|
|
|
| Объявляется последний этап стойки, учитель задает вопросы о необходимости озеленения двора.
Задача №824.
Крыжовник -37кустов
Малина -?, в 3 раза больше чем
На сколько кустов крыжовника меньше чем малины?
Решение:1)37х3=111(М.) 2) 111-37=74.
Ответ: Малины на 74 куста больше чем крыжовника.
| Ответы детей.
Решают задачу в тетради.
| VII.Итоги урока.(2мин)
| Учитель работу по постройке дома выполненной.
Учитель предлагает вложить в тетрадь одну из трех карточек «Оцени себя сам».
ОЦЕНКИ ЗА УРОК. Оцени себя сам.
- Дневники откройте, я пройду и поставлю оценки.
|
Самооценка обучающихся.
| |
|
|