|
Урок-конференция по литературе в 9 классе «Мои открытия в творчестве М. Ю. Лермонтова» Цель урока Урок-конференция по литературе в 9 классе
«Мои открытия в творчестве М.Ю. Лермонтова» Цель урока: представление исследовательских работ по творчеству М.Ю. Лермонтова
Задачи урока:
выявить влияние природы родных мест и Кавказа на лирику поэта;
выявить основной мотив творчества поэта;
прививать интерес к русской классической литературе;
развивать умения выразительного чтения, исследовательских навыков.
Оформление:
- иллюстрации к произведениям Лермонтова.
- компьютерные презентации учеников.
- критерии оценки исследовательских работ учащихся Организационный момент
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, обязательно открыть для себя что-то новое.
Сообщение темы урока
У нас сегодня урок-конференция.
Словарь Ожегова дает такое толкование слову «конференция» - собрание, совещание представителей каких-нибудь организаций для обсуждения какого-либо вопроса.
Так вот тема нашей встречи, собрания «Мои открытия в творчестве М.Ю. Лермонтова»
Начну нашу встречу замечательными словами русского поэта Сергея Наровчатого: «Лермонтов – то явление в поэзии, которое принято называть чудом… Каждый заново для себя открывает Лермонтова. Гений его настолько всеобъемлющ и многогранен, что эти открытия будут продолжаться без конца»
Сегодня мы подводим итоги ваших исследований, наблюдений над произведениями Лермонтова, надеюсь, что открытия, которые вы сделали, будут удивительны и интересны всем: и гостям, и участникам конференции.
Темы исследований представлены на доске:
«Влияние природы родной земли Тархан на лирику Лермонтова».
«Мотив одиночества в лирике Лермонтова»
«Роль природы Кавказа в творчестве Лермонтова».
«Образ коня в творчестве Лермонтова».
«Диалог художественных миров».
Оценивать ваши исследования, то, как вы презентуете их, будет компетентное жюри. Критерии раздаются жюри.
Сейчас я предоставляю слово участникам конференции.
Исследование «Мотив одиночества в лирике Лермонтова»
Выступление по плану
Сообщение цели, задач
Список произведений, для анализа
Анализ стихотворений
Чтение стихотворения «Листок» наизусть
Вывод
Слово учителя:
Стихи Лермонтова, полны грусти, тем не менее, очень музыкальны. Пример этому - известный романс “Выхожу один я на дорогу…” Предлагаю вам его послушать.
Исследование «Влияние природы родной земли Тархан на лирику Лермонтова».
Выступление по плану
Сообщение цели, задач
Список произведений, для анализа
Анализ стихотворений
Чтение стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен …» наизусть
Вывод
Слово учителя:
На одном поэтическом вечере дагестанский поэт Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина – Лермонтов!» Следующая исследовательская работа поможет раскрыть все грани художественного таланта поэта в произведениях, посвящённых Кавказу. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу».
Исследование: «Роль природы Кавказа в творчестве Лермонтова»
Выступление по плану (музыкальное сопровождение)
Сообщение цели, задач
Список произведений, для анализа
Анализ стихотворений
Чтение наизусть «Синие горы Кавказа, приветствую вас».
Чтение наизусть «Люблю я цепи синих гор».
Вывод Слово учителя:
Образ лошади, которая играла важную роль в жизни человека, довольно часто возникает на страницах литературы. Многие поэты и писатели воспевали верного друга. Давайте послушаем, какой образ этого животного создал М.Ю. Лермонтов в своих произведениях.
4. Представление исследования «Образ коня в лирике Лермонтова »
Выступление по плану
Сообщение цели, гипотезы, задач
Список произведений, для анализа
Анализ произведений
Вывод
Слово учителя:
Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он был великолепно образован, начитан, легко решал сложные математические задачи, слыл сильным шахматистом, владел несколькими иностранными языками. Он обладал редкой музыкальностью – виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку. А ещё Лермонтов прекрасно рисовал и писал картины маслом. Давайте посмотрим, как взаимодействовали в одном человеке художник слова и живописец. 5. Исследовательская работа «Диалог художественных миров»
Выступление по плану
Сообщение цели, задач
Список произведений, для анализа
Анализ стихотворений
Прослушивание актерского чтения стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива»
Вывод
Слово учителя:
Благодарю всех участников конференции за интересные, содержательные работы. Хочу пожелать вам, чтобы творчество Лермонтова продолжало вас пленять своей силой пламенных страстей, необычайной прямотой и честностью, пусть в ваших сердцах отзывается благородный голос поэта, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга, чести и, конечно же, любви к Родине. Жюри подводит итоги исследований и оценивает выступления учеников:
- Какие открытия сделали сегодня в своих исследованиях ребята?
- У кого это лучше получилось?
Дома написать сочинение (на выбор)
1. «Над какими сторонами жизни заставил меня задуматься Лермонтов?».
2. «Какие тайны открылись мне в поэзии Лермонтова?» |
|
|