Главная страница

Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные



Скачать 113.46 Kb.
НазваниеПисьменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные
Дата09.03.2016
Размер113.46 Kb.
ТипКонспект


План – конспект урока математики

учителя начальных классов МАОУ «Самковская СОШ»

Колупаевой В. В.


  1. 4 класс

  2. Математика. Тема: Письменные приёмы деления многозначных чисел на однозначные.

  3. Этап обучения по данной теме: основной

  4. Цель: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.

Задачи для учителя: создать условия для формирования у учащихся практических навыков деления многозначных чисел на однозначные письменным способом; организовать учебную деятельность на уроке через сотрудничество с учащимися.

  1. Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

  2. Используемые приёмы, методы, технологии обучения: технология деятельностного метода (исследовательская технология), ИКТ

  3. Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

  4. Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, презентация к уроку, калькуляторы, раздаточный материал (фишки разного цвета, незаконченный алгоритм деления на карточках). Учебник: М. И. Моро «Математика» 4 класс, часть 1, Асмолов А. Г. «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты»

  5. Прогнозируемые результаты:


Предметные:

В конце урока ученики

  • знают алгоритм письменного деления многозначных чисел на однозначные.

  • умеют делить многозначные числа на однозначные письменным способом.


Метапредметные:

  • умеют ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы.

  • умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.


Личностные:

  • умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.





Ход урока:


Этап; время;

цель этапа; УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение

к деятельности

2 мин.

Цель: Включение в

учебную

деятельность на

личностно-

значимом уровне.

Формируемые УУД:

Личностные: самоопределение

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- Рада всех вас видеть на уроке математики. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

Включаются в учебную деятельность.

2.Актуализация знаний

7 мин.

Цель: Готовность

мышления и

осознания

потребности к

построению нового

способа действий.
Формируемые УУД:

Познавательные:

общеучебные; логические;

Коммуникативные:

Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы



1.Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

- Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем

выполнить.

(Слайд 2)



-Какую закономерность вы установили?

- Предлагаю, прежде чем вы назовёте частное, объяснить

приём деления.


Участвуют в диалоге:

- Можно посчитать треугольники.

- Можно выявить закономерность.

Выявляют закономерность.

-Нужно назвать частное.

Объясняют приём деления.

- В первом треугольнике пример на табличное деление

- Во втором – способ подбора.

- В третьем –

28 дес. : 7 = 7 дес.

- В четвёртом –

126 разбиваем на

удобные делимые

90 и 36; 90 : 9 = 10

36 : 9 = 4 10 + 4 = 14

- В пятом – 800 и 160

800 : 4 = 200

160 : 4 =40

200 + 40 = 240

- В шестом -

(затрудняются)

3. Постановка

учебной задачи

(Создание

проблемной

ситуации)

5 мин

Цель: Выявление

места и причины

затруднения,

постановка цели

урока.
Формируемые УУД:

Познавательные:

постановка и

формулирование

проблемы; поиск и

выделение

необходимой

информации

Регулятивные:

целеполагание;

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

1.Ведёт побуждающий диалог.

-Почему вы затруднились назвать частное в последнем треугольнике?

- Как предлагаете решить?


- Хорошо, вычислите на калькуляторе и запишите ответ.
- Этих знаний вам достаточно?

2. Побуждает к осознанию темы и цели урока.

- Можете ли вы сформулировать тему урока?

- Какая формулировка темы точнее?

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

(слайд 3)


Участвуют в диалоге.
- Не можем решить устно, т. к. число четырёхзначное

Выдвигают гипотезы:

- на калькуляторе

- столбиком
Вычисляют на калькуляторе и фиксируют ответ в тетради.

- Решив на калькуляторе, мы не научимся решать такие примеры сами.

В жизни бывают случаи, когда срочно нужно разделить одно число на другое, а калькулятора нет. Тогда можно решить пример письменно – столбиком.

Варианты:

- Деление многозначных чисел на однозначные столбиком

- Письменное деление многозначных чисел на однозначные.

- Вторая

-Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.

4. «Открытие»

детьми нового

знания.

12 мин

Цель: Построение

детьми нового способа

действий и

формирование

способности к его выполнению
Формируемые УУД:

Познавательные:

Построение

логической цепи

рассуждений;

самостоятельное

создание способов

решения проблем

поискового характера;

Коммуникативные:

Инициативное

сотрудничество в

поиске и сборе

информации со

сверстниками и с

учителем



1. Стимулирует к деятельности.

- Предлагаю два варианта: первый – сама покажу вам приём деления. Второй – на основе ранее полученных знаний попробуете решить сами.

Какой вариант выберете вы и почему?

2. Организует

деятельность

- Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.

( слайд 4 )

- Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и пытаясь решить самостоятельно.

- Назовите число, которое получили в частном.

- Где мы можем посмотреть и проверить решение?

- Откройте учебники на странице 78, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением.

- Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике.
- Молодцы. Значит, вы

умеете применять ранее

полученные знания.

- Открытые вами знания

позволили закончить

выполнение задания,

сформулированного в

начале урока?

(слайд 5)

- Сейчас объясним приём

деления на доске.
3.Вызывает к доске ученика, верно решившего пример.
4. Организует работу в парах по составлению алгоритма деления

- Что такое алгоритм?

- Сейчас мы составим алгоритм деления многозначных чисел на однозначные.

У вас на партах карточки, на которых действия алгоритма напечатаны не до конца. Работая и обсуждая в парах, вы допишите действия алгоритма. (Приложение)

5.Организует анализ составленных алгоритмов

(слайд 6)

- О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного?

Предпочитают «открывать» новое знание сами
Пытаются решить пример самостоятельно.

Называют ответы.
- В учебнике.

Работают с информацией в учебнике и корректируют ошибки.
Сверяют и поднимают руки.
Называют частное в треугольнике.

Объясняют приём деления


- Пошаговое выполнение действий
Работают в парах, дополняя алгоритм

  1. Выделяем первое (неполное делимое)

  2. Делением находим (цифру частного)

  3. Умножаем, узнаём сколько (разделили)

  4. Вычитаем, находим (остаток)

  5. Остаток сравниваем с (делителем)

- Остаток должен быть меньше делителя


5. Первичное

закрепление

5 мин.

Цель: Усвоение нового способа действий
Формируемые УУД:

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли

Регулятивные: овладение алгоритмом деления

1.Организует работу по закреплению нового знания

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное деление с объяснением на доске

(№389 – 2 примера)
2.К доске вызывает сначала «сильного» ученика, затем «слабого»
3. Проводит физминутку.

Поднимает руки класс –

это раз.

Повернулась голова –

это два.

Руки вниз, вперёд смотри

- это три.

Руки в стороны пошире

развернули – на четыре.

Самого себя обнять –

это пять.

Всем ребятам дружно

сесть – это шесть.

А когда мы скажем восемь

– значит тишины

попросим.




Два ученика работают у доски, остальные - в тетради.



6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

9 мин.

Цель: Применение нового способа действий; создание ситуации успеха

Формируемые УУД:

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция

Коммуникативные:

учебное

сотрудничество

1. Предлагает 4 задания, одно из которых не подходит к теме урока, и просит найти лишнее.

( слайд 7)



2.Предлагает определить уровень сложности оставшихся заданий.

3.Выделяет задания разным цветом на слайде по уровню сложности.

- Вы выбираете из оставшихся заданий только одно, то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить.

4. Наблюдает, какой уровень выбрал каждый из учащихся и кладёт рядом с его работой фишку (цвет – уровень сложности)

- Ребята, попрошу вас собраться в группы в соответствии с выполненным заданием. Проверьте своё решение с решением товарищей.

- Садитесь на свои места, посмотрите внимательно на экран и сверьте свою работу с образцом.

(слайд 8)



(слайд 9)




(слайд 10)



-Оцените свою работу.

Анализируют и делают вывод, что лишнее задание Б.


- Лишнее задание Б,

т. к. оно не подходит к теме урока. Оно подошло бы к теме – сложение многозначных чисел.
Определяют уровень сложности заданий и формулируют их

А – выполнить деление и проверку.

- В – вспомнить порядок действий и вычислить.

- Г) – решить уравнение


Выбирают и выполняют задание.

Собираются в группы по цвету фишек с целью взаимопроверки.

Сверяют решение с образцом на слайдах.

Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Оценивают: + или -


7.Рефлексия деятельности (итог урока)

5 мин

Цель: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения границ применения нового знания.

Формируемые УУД:

Познавательные:

умение структурировать знания

Коммуникативные:

аргументировать свои высказывания

Регулятивные:

саморегуляция; самооценка


1.Организует анализ полученного результата урока

- Какую цель урока мы ставили?

- Достигли мы этой цели?

2.Помогает ученикам оценить уровень знаний, полученный на уроке.

Оцените свою работу на «лестнице знаний»

Низшая ступень – плохо понял новый материал.

Средняя ступень – понял, но нужно ещё поработать.

Верхняя ступень – всё понял, всё получается!

(слайд 11)
- Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни?

3. Проводит инструктаж по домашнему заданию:

( слайд 11)

Обязательно выполнить №23 в тетрадях на печатной основе.

По желанию - №390 в учебнике

Вспоминают поставленную цель урока.

- Научиться делить письменно многозначные числа на однозначные.

- Достигли.

Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.

Высказывают мнения

Находят нужные задания и задают вопросы по их выполнению.


Приложение
Алгоритм

письменного деления

многозначного числа на однозначное


  1. Выделяем первое ________________________________

  2. Делением находим ________________________________

  3. Умножаем, узнаём сколько ___________________________

  4. Вычитаем, находим___________________________________

  5. Остаток сравниваем с_________________________________