Главная страница

Практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»



Скачать 75.16 Kb.
НазваниеПрактикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»
Дата05.04.2016
Размер75.16 Kb.
ТипПрактикум

Урок-практикум в 9 классе по теме «Решение систем уравнений второй степени»

Цели урока: 1) знать суть основных способов решения систем уравнений: способа подстановки, способа сложения, графического способа;

2) развивать навыки самостоятельного комплексного применения знаний; развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД;

3) воспитывать культуру математических записей, графическую культуру, стремление к достижению цели.

Форма урока: урок- практикум.

Тип урока: систематизация знаний с элементами (по целям) развивающего дифференцирования и модульной технологии.

Формы работы: коллективная, групповая.

Формы контроля: контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: проектор, блок-предписание для каждой группы, оценочные листы

. Класс разделён на группы однородного состава по итогам диагностической самостоятельной работы предыдущего урока с той целью, чтобы, работая над более трудными заданиями своего уровня, вторая и третья группы закрепились на достигнутых рубежах, а первая группа развивалась в творческом направлении.

Ход урока.

1)Мотивация.

Как известно, системы уравнений имеют древнюю историю. Они встречаются в трудах китайских математиков, «Арифметике Диофанта», в древневавилонских текстах в III - II веках до нашей эры. И, возможно, кто-то из вас будет работать в области атомной физики или заниматься расчётом фундаментов строений, составлять карты геодезических съёмок – вам необходимо уметь решать системы уравнений.

2) Актуализация.

Устная работа с классом:

а) Какие способы решения систем изучили? В чём суть каждого из них?

б) Выразите y через x через y или х через у из уравнений:

х + у = 1; 2х + у = 2; х – у = 5; у – х2 = 0,

в) Что является графиком уравнения:

х2 + у2 = 4; х2 – у = 2; х + у = 1; у – 2х = х2, у =

3) Перейдём к работе в группах. Каждый из вас получает блок- предписание и оценочный лист. Ознакомьтесь с планом ваших действий на уроке. При возникновении проблем внутри группы обращайтесь за помощью к учителю.

УЭ

Название учебных элементов

Управление обучением

I группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть




2.1.

Решить систему уравнений



а) графическим способом;

б) аналитическим способом.

См. определение модуля:

, если ≥ 0,

= -, если < 0

а) используя определение модуля, не забудьте проверить корни полученных уравнений по условиям: а) ≥ 0; б) < 0;

б) какой из способов в данном случае более рациональный?

в) отчитайся у доски за проделанную работу.

2.2.

Выполни контрольное задание: решить систему уравнений графическим способом:

I в. IIв.



а) результат проверь по контрольной карточке учителя.

б) проставь оценку в оценочный лист.

2.3.

При каких значениях k система

имеет

а) одно решение;

б) два решения;

в) не имеет решений.

а) выполнив подстановку, исследуй квадратное уравнение с параметром k в случае: а) D = 0; D > 0; D < 0, сделай выводы;

б) отчитайся у доски за проделанную работу;

в) сдайте тетради.

3.

Запиши домашнее задание.

1.Решить задание п.2.3. графическим способом:



2.№510.

.

Спасибо за работу!

прочитай п.23, особое внимание удели примеру 4 (симметрические системы)



II группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть




2.1.

Решить систему уравнений графическим способом:



проверь решение через проектор.


2.2.

Реши систему уравнений:

а) будь внимателен при раскрытии скобок:

б) проверь ответ у учителя.

2.3.

Реши систему уравнений :

а) примени способ сложения;

б) можно ли эту систему решить способом подстановки?

2.4.

Выполни контрольное задание: реши систему уравнений графически:

I в. IIв

2) № 107 (1) № 107(2)

стр. 106 сборника

сдать тетради на проверку.

2.5.

Решить систему уравнений:

1 _ 1 1 1 _ 1__ 1

у х 3 , у 2у + 2 3 ,

х – 2у = 2; х = 2у +2;

Решим первое уравнение системы

НОЗ:

3у (2у + 2) 0;

1 _ 1__ 1

у 2у + 2 3

3(2у + 2) – 3у = у (2у +2);

6у + 6 - 3у = 2у2 + 2у;

2 – у – 6 = 0;

D = 49; у = 2 или у = -1,5.

Проверка: если у = 2, то 3у (2у + 2) 0;

если у = -1,5, то 3у (2у + 2) 0.

Таким образом

Ответ: (6;2), (-1;-1,5).


а) Рассмотри решение системы;

б) какой способ решения систем уравнений применили?

в) обрати внимание на важный момент в решении: проверку!

г) сделай заметки в тетради; д) реши систему, предварительно упростив первое уравнение.

3.

Решите дома: 1. № 443б(учебник)

1 _ 1 1

у х 3 ,

х - у = 5.

2.№6 СР№21 стр.51. Дидактические материалы:

Не выполняя построения, найдите координаты точек пересечения окружности

и параболы у=

Спасибо за работу!

а) используй информацию п.2.5;

б) составь и реши систему уравнений.



III группа

1.

Проверка домашнего задания

Сдать тетради в конце урока

2.

Практическая часть




2.1.

Cборник *, стр. 160, № 539 (вместе с учителем)



.

Какой из способов решения более рациональный: а) способ сложения; б) способ подстановки;

в) графический способ?

2.2.

Решите контрольное задание:

I в IIв.




а) проверь ответ по листам самоконтроля;

б) проставь оценку в оценочный лист.


2.3.

Решите систему уравнений (коллективно) : № 557, стр. 160, сборник



а) способом подстановки;

б) графическим способом.

х2 + у2 = R2 – уравнение окружности.


2.4.

Выполните контрольное задание.

I в IIв.

.

№ 561 № 562

стр. 160 сборника

Примени способ подстановки.

Проверка работы учителем.

3.

Решите дома.



Спасибо за работу!

Решите систему тремя способами.

Итог урока: рассмотрели различные способы решения систем, увидели преимущество тех или иных способов в конкретных ситуациях. Каждый из вас работал в меру своих сил и возможностей.

За каждый этап урока вы проставили оценки в оценочный лист, каждый из вас получил несколько отметок за урок.

Рефлексия: урок понравился; я активно работал; я доволен своими результатами; у меня не всё получилось, не хватило времени для самостоятельной работы.

Прикрепи один из смайликов на доску.

.

Источники информации:

1.Алгебра.9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А45Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б.Суворова; под ред. С.А.Теляковского.- М.: Просвещение, 2011.

2.Алгебра. Дидактические материалы.9 класс/Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б. Крайнева.- М.:Просвещение,2009.

3.Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной щколы. 9 класс/ Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова.- М.: Дрофа,2007.

Оценочный лист.

Фамилия, имя учащегося

Этапы урока

Отметка

Формы контроля

Домашнее задание




Проверка учителем

2.1




Самооценка

2.2




Самоконтроль, взаимоконтроль

2.3




Контроль, взаимоконтроль

2.4




Контроль со стороны учителя

Итог