Приложение IV Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2», г. Ханты-Мансийск
Конспект урока на тему: «Решение расчётных задач
«Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса»
8 класс Пережегина Ю.П., учитель химии
МБОУ СОШ № 2 г. Ханты-Мансийска
Цель: углубление полученных ранее знаний по теме «Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса» с помощью системы вопросов и экспериментальных заданий для самостоятельной работы.
Задачи урока
Образовательные:
продолжить формирование понятий: количество вещества, моль, молярная масса, число Авогадро;
научить использовать их при решении экспериментальных задач;
вспомнить правила определения массы вещества с помощью весов и объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра и применить.
Развивающие:
развивать умения и навыки по решению расчётных задач и выполнению эксперимента;
развивать познавательный интерес и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
развивать логическое мышление обучающихся;
развивать умение работать в должном темпе, организованность;
развивать эмоции и мотивацию обучающихся, создавая на уроке эмоциональные, игровые и мотивационные ситуации;
развивать мировоззрение обучающихся;
способствовать формированию познавательной активности учащихся на уроке через применение медиапрезентации.
Воспитательные:
воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
воспитывать аккуратность в оформлении и записи задач;
содействовать воспитанию трудолюбия, чувства уважения к науке;
Тип заданий: теоретико-экспериментальный.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый.
Виды работ: фронтальная работа, парная работа на месте.
Методы контроля: устный, письменный, экспериментальный.
Основные понятия. Количество вещества, моль, число Авогадро, постоянная Авогадро, молярная масса.
Планируемые результаты обучения:
Научить рассчитывать массу исходя из объёма и плотности вещества.
Научить вычислять количество вещества, используя массу.
Научить определять число структурных единиц по количеству вещества.
Оборудование: мультимедийное оборудование, периодическая таблица Д.И. Менделеева, весы с разновесками, химический стакан, измерительный цилиндр, стеклянная палочка.
Вещества: сахар-рафинад, вода. Ход урока 1. Организационный этап.
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Петровна. Я получила «особо важное задание» как бывает у военных. Надеюсь, вы поможете мне выполнить его сегодня на уроке.
Слайд 1.
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова римского философа и поэта Сенеки, жившего около 4 века до нашей эры: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Как вы понимаете его высказывание?
Слайд 2.
Верно. Вы имеете надёжное оружие - теоретические знания по теме «Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса». Мишенями, что придётся сегодня поражать, будут доска и бумага.
2. Актуализация субъектного опыта обучающихся.
научиться
- рассчитывать массу исходя из объёма и плотности вещества;
- вычислять количество вещества, используя массу;
- определять число структурных частиц по количеству вещества
II. Проверка знаний ранее изученного материала.
Ну что ж, по-моему, все готово к началу основной части боевого задания. Начнём мы с теоретической подготовки, которая всегда должна предшествовать любой практической деятельности. Перед вами карточки с обозначениями физических величин: n, M, m, V, N, Na, P. Назовите их. Составьте из них на доске расчётные формулы (При выполнении задания воспользуйтесь магнитами). Оцените ответ.
Но перед тем как вы получите задание, я зачитаю стихотворение-загадку, которое введёт Вас в курс дела.
Восточное изобретенье - К нему желательно варенье. Но, если такового нет, Сойдет и парочка конфет. Напитка и в жару нет лучше, Да и на Севере зимой: Он в зной облегчит Вашу душу, Согреет зимнею порой.
О чём здесь говорится?
Чай – это один из тех немногих напитков, который прочно вошёл в нашу жизнь.
Но задумывался ли кто-нибудь из вас, сколько молекул воды и сахара попадает в организм человека, когда он выпивает одну чашку чая?
Так это и есть наше «особо важное задание». Так как сахар, входящий в состав чая даёт человеку энергию, вещество кофеин-бодрость, а вода участвует в обмене веществ, который лежит в основе всех процессов жизнедеятельности.
А ответ на этот вопрос вы получите при выполнении задания. Поможет в этом карта-инструкция.
3. Выполнение эксперимента и расчётов. ТБ: при выполнении экспериментальной части заданий помните о правилах работы со стеклянной посудой. Будьте осторожны при обращении с ней.
Все расчёты прошу выполнять в таблице, которая так и называется «Таблица расчётов».
Хочу отметить, что не все колонки в первом исследовании нужно заполнять и результаты будут индивидуальны, в зависимости от количества сахара в чае.
В чашках-Петри находятся несколько (2-3) кусочков рафинада. Какое это вещество по агрегатному состоянию? Для определения количества мы должны знать массу, т.е. взвесить его. Прежде чем это выполнить, вспомните правила взвешивания на рычажных весах. Вам в помощь предлагаю Приложение 1. Очень быстро прочитайте и вспомните. А теперь приступаем к взвешиванию (на взвешивание и расчёты 7-10 мин.). Практическое исследование Карта-инструкця Первое исследование
Оборудование: весы с разновесками.
Вещества: сахар-рафинад.
Порядок выполнения первого эксперимента:
Запишите химическую формулу сахарозы (сахара), если известно, что в состав молекулы входят двенадцать атомов углерода, двадцать два атома водорода, одиннадцать атомов кислорода.
Рассчитайте относительную молекулярную и молярную массу сахарозы.
Взвесьте на весах кусочек рафинада.
Определите, какое количество сахарозы вы употребляете с чашкой чая.
Рассчитайте число молекул сахарозы, содержащихся в этом количестве вещества.
Физкультминутка.
Второе исследование
Какое это вещество по агрегатному состоянию? Для определения количества мы должны знать массу, но вы её рассчитаете исходя из объёма воды. Прежде чем это выполнить, вспомните правила его измерения. Вам в помощь предлагаю Приложение 2. Очень быстро прочитайте и вспомните. На измерение и расчёт отводится 7 минут.
Оборудование: химический стакан - 2 шт., измерительный цилиндр.
Вещества: вода.
Порядок выполнения второго эксперимента:
С помощью мерного цилиндра отмерьте 150 мл (примерный объём чашки) воды.
Рассчитайте массу воды, зная её плотность.
Определите, какое количество вещества содержится в этой массе воды.
Рассчитайте число молекул воды, содержащихся в этом количестве вещества.
Заполните таблицу.
Сформулируйте вывод. Таблица расчётов
Название вещества
| Масса вещ-ва
| Относитель-ная молекуляр-
ная масса
| Моляр-ная масса
| Объём вещ-ва
| Плот-
ность вещества
| Вычис-
ления
| Вывод
| 1.Сахароза
2. Вода
|
|
|
| -
| -
|
|
|
Ну что же, вижу, что вы выполнили задание. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал, сколько в его организм попадает молекул воды и сахара с одной чашкой чая. Сравним с моими расчётами (на слайде). Проведём оценку работы.
Заслушиваются ответы.
4. Информация о выполнении домашнего задания.
Мы почти у финишной черты. Остался последний рывок. У меня на столе лежат задачи разные по степени сложности. Постарайтесь правильно оценить свои возможности и взять в качестве домашнего задания задачу по своим силам.
5. Подведение итогов урока.
Урок хочу завершить четверостишием:
В жизни всё не так-то просто, я сказала б даже сложно
И ко всем заданьям этим относитесь осторожно.
Если трудность все ж настигла, не посуйте, вас прошу,
Вспомните слова Суворова: «Тяжело в ученье, легко в бою».
Рефлексия.
А сейчас предлагаю оценить нашу совместную деятельность с помощью игры «Правая рука – да, левая рука – нет». Ответьте на вопросы:
Чувствуете ли вы в конце урока, что способны самостоятельно теперь решить подобные расчётные задачи и выполнить похожий эксперимент?
Считаете ли вы урок интересным и познавательным?
Считаете ли вы, что «особо важное задание выполнено»?
Спасибо за сотрудничество. Всего хорошего. До свидания. Дополнительные задания:
Школьник 13-14 лет имеет объём лёгких примерно 1,8 л. Сколько молекул кислорода (О2) поступает в лёгкие при полном вдохе, если количество кислорода в этом объёме воздуха составляет 0,0157 моль?
Что тяжелее: два моль кислорода (О2) или два моль углекислого газа (СО2)?
Приложение 1
Правила взвешивания
Весы должны быть уравновешены, т. е. стрелка должна быть в нулевом положении.
Взвешиваемое вещество помещают на левую чашку весов, а правая предназначена для разновесов.
Не кладите вещества непосредственно на чашку весов, а используйте для этого фильтровальную бумагу. Обязательно используйте противовес.
Разновесы нельзя брать руками, а специальным пинцетом.
Разновесы нужно ставить на чашку весов по порядку, от большей массы к меньшей.
После того, как будет достигнуто равновесие, посчитайте общую массу гирь и запишите результаты.
Приложение 2
Правила измерения объёма с помощью мерного цилиндра
Для того чтобы правильно измерить объём жидкости нужно правильно расположить его на столе. Правильно посмотреть на шкалу.
Вспомните, как правильно определить цену деления:
а) найти два ближайших штриха шкалы, возле которых написаны значения величины;
б) вычесть из большего значения меньшее и полученное число разделить на число делений, находящихся между ними.
3. Вода у стенок сосуда немного приподнимается (смачивает стенки), а в средней части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направлять на деление, совпадающее с плоской частью поверхности.
4. Запишите результаты измерения. Приложение 3
Задачи для домашнего задания «3» Тело восьмиклассника содержит примерно 2. 1027 атомов кислорода. Какое количество элемента кислорода содержится в теле подростка? «4» В теле подростка содержится примерно 0,35 моль кровообразующего элемента железа. Определите число атомов и массу железа, содержащееся в теле подростка. «5» Сколько атомов содержится в 1 см3 железа, меди, золота? Плотность этих металлов соответственно равны 7,68 г/см3, 8,96 г/см3, 19,3 г/см3.
Пережегина Юлия Петровна, МБОУ СОШ №2, г. Ханты-Мансийск
|