Главная страница

Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах



Скачать 86.79 Kb.
НазваниеОрганизация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах
Дата06.03.2016
Размер86.79 Kb.
ТипДокументы

Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах

Современные дети живут в условиях ежедневного обновления огромного объема информации. В процессе работы с ней учащиеся осознают, что человек должен учиться на протяжении всей жизни.

Особенно актуально для школьника и то, что знания не должны передаваться механически, а достигаться формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость такого формирования нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

Работая в составе творческой группы пилотной площадки по опережающему введению ФГОГ ООО на первоначальном этапе я провела анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, изучила литературу по данному вопросу. Данная работа позволила выявить особенности системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.) Основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения, которая используется на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом.

Базовый уровень технологии деятельностного метода позволияет повысить качество усвоения знаний по математике, способствовует развитию мышления учащихся. Ведь учитель не преподносит знания в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми. Сейчас учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.

Используя в своей педагогической деятельности основные элементы и идеи развивающего обучения, я выдвинула на первый план следующие задачи в обучении учащихся:

  • обеспечение умственного развития;

  • обеспечение познавательной самостоятельности детей (не давать никаких готовых знаний, вооружить детей такими средствами умственного труда, которые помогут им самим добывать знания);

  • формирование умений учиться.

  • Активное включение самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованную на внутренней мотивации.

  • Организация совместной деятельности.

  • Переход от сообщения знаний и их запоминания к частичному или полному самостоятельному поиску.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности ,непрерывности, преемственности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Организуется подготовка и мотивация к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

4. Реализация построенного проекта.

Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения первоначальной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5. Первичное закрепление

Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используя индивидуальные формы работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Обязательно проводим рефлексию.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учителем подбираются задания, в ходе решения которых используется изученный материал, позволяющий ввести новые способы действий в дальнейшем.

Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

В ходе работы над проектом была разработана технологическая карта урока математики, основанная на системно-деятельностном подходе.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Погружение в деятельность

Предлагает учащимся выполнить устные вычисления и заполнить рабочий лист

Выполняют вычисления и заполняют рабочий лист

Актуализация знаний по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Выполняют общую задачи

Формирование коллективной ответственности

Выполняют последовательные действий с учетом конечного результата

Проектирование маршрута работы на уроке,

Организует диалог, побуждающий к выдвижению проблемы: предлагает ученикам составить логические цепочки к математическим терминам – корень, слагаемое, вычитаемое.

Строят логические цепочек рассуждений

Построение рассуждений об объектах об свойствах и связях

Участвуют в диалоге

Умение выражать свои мысли, устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Сличают результат с эталоном

Прогнозирование своей деятельности на дальнейших этапах урока

Предлагает назвать основные объекты и метод, в котором они используются

Анализируют объект, выделяя существенные признаки

Умение анализировать и сопоставлять

Обмениваются знаниями

Достаточно полно и точно выражать свои мысли

Называют алгоритмы нахождения неизвестных компонентов арифметических действий

Находить и формулировать учебную проблему, составлять план работы на уроке

2

Организация деятельности

Предлагает классифицировать уравнения по арифметическим действиям в них, и сформулировать известные им алгоритмы нахождения неизвестных компонентов

Сравнивают различные объекты по компонентам

Выявление существенной для решения уравнения информации

Организуют и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно

Умение ставить перед собой задачу

3

Осуществление деятельности

Предлагает трем учащимся решить уравнения:

1)на нахождение неизвестного слагаемого;

2)на нахождение неизвестного уменьшаемого;

3)на нахождение неизвестного вычитаемого.

Овладевают общим приемом решения уравнений методом компонент

Умение применять известные алгоритмы в новых ситуациях

Сотрудничают в поиске способов решения

Умение сотрудничать в коллективе, умение выслушивать мнение других членов коллектива

Сравнивают свой результат с результатом отвечающих у доски; корректируют свою работу в соответствии с эталоном

Самоконтроль выполнения своей деятельности

Предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу: решить уравнения с последующей взаимопроверкой в процессе сравнения с эталоном решения(на слайде)

Применяют алгоритм для получения результата

Умение применять разработанные алгоритмы

Контролируют результат работы партнера

Умение сотрудничать в малых группах

Удерживают цель деятельности до получения конечного результата

Умение управлять своей деятельностью, самостоятельность

Проанализировав выполненную работу, назовите правила действий с положительными и отрицательными числами и их свойства

Осуществляют анализ объекта и применяют правила работы с ним

Умение выделять необходимую теоретическую информацию в данной ситуации

Инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации

Умение принимать мнение других, критично относиться к своему мнению

Оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений

Умение оценивать свои и чужие рассуждения

4

Рефлексия

Подведение итогов в ходе фронтального опроса

Перечисляют основные объекты и правила работы с ними;


Умение устанавливать связь между теорией и практикой в зависимости от конкретной ситуации

Положительно относятся к результатам своей и коллективной деятельности

Умение радоваться своим и коллективным успехам.

Проводят оценку, самооценку, контроль

Умение оценить товарища, оценить себя

Предлагает проанализировать свою деятельность и назвать ошибки, допущенные при выполнении задания, и способы их устранения

Перечисляют виды своей деятельности и формулируют правила, на которые были допущены ошибки

Умение работать с моделями

Обоснованно выражают свои мысли, управляют своим действиями

Выявление проблем, поиск и оценка способ деятельности

Осуществляют самоанализ и самокоррекцию

Приобретают навык рефлексии.