Главная страница

Приёмы работы с учебником на уроках математики



Скачать 41.34 Kb.
НазваниеПриёмы работы с учебником на уроках математики
Дата06.03.2016
Размер41.34 Kb.
ТипДокументы

Приёмы работы с учебником

на уроках математики.

Г.Б. Береснева,

Учитель математики, школа №1, г. Белоярский

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа с учебником. Учебник является важнейшим источником вопросов, задач и заданий, которые учитель ставит перед учащимися или которые они находят самостоятельно. Научить школьника приёмам работы с учебником, с книгой – это значит научить его учиться. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, вырабатывать умения и навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного в ней материала.

По опыту могу утверждать, что специально работой по обучению учащихся приёмам самостоятельной работы с книгой в школе редко кто занимается. Часть школьников вообще не работают с учебником, часть работают, как умеют, то есть многократно прочитывают текст с установкой на запоминание. А чтобы читать учебник с карандашом в руке, вникая в смысл прочитанного, требуется чрезвычайная добросовестность ученика или чрезвычайная заинтересованность.

Встаёт вопрос, каким приёмам и как научить учащихся работать с книгой?

Для того чтобы учащиеся могли самостоятельно работать с книгой и сформировали у себя навыки репродуктивной и творческой умственной деятельности, их надо обучать таким приёмам работы с книгой, которые ведут к формированию познавательной самостоятельности и навыков решения учебных проблем. В такую группу приёмов входят выделение существенного; сортировка материала; ответы на вопросы; пересказ в определённой логической последовательности; составление плана, тезисов; конспектирование.

Какие из этих приёмов я использую в своей работе?

Выделение существенного. Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, предлагаю прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём я вообще не говорила на уроке. Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» я опускаю в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся даю задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке. После ответа на вопрос, предлагаю задание: «Определите, какие из равенств верные?»

5∙a = 5a

5+b = 5b

(x+4)∙(y-5) = (x+4)(y-5)

6∙8∙n = 48n

x∙(2+c) = x(2+c)

7∙2+k = 14k

(ab)∙c = abc

Сортировка материала. Сортировка материала строится на анализе логической структуры текста. В тексте есть основные положения и их доказательства. Нужно обучить школьников выделять в тексте эти компоненты. Основные положения текста учащиеся должны запоминать. Аргументацию нужно как следует понять и уметь излагать своими словами. Иллюстрации следует разобрать, а иногда достаточно просто прочитать и не воспроизводить.

Ответы на вопросы. Ответы на вопросы могут требовать от человека разной деятельности: восприятие какого – либо фактического материала, анализ явлений или событий, сравнение явлений, установление причинно – следственных связей, обобщение и т. д.

После изучения на уроке темы даётся задание составить по материалу учебника контрольные вопросы. Каждый пишет свои вопросы на листочках, которые прикрепляются на «дерево знаний» (изображение на листе ватмана). В начале следующего урока ещё раз прочитывается текст учебника, после чего с «дерева знаний» снимаются листочки, вопросы зачитываются, учащиеся отвечают на них. Такая работа развивает самостоятельность мышления, стремление к знаниям, речевые умения, снижает утомляемость.

Составление плана. План текста – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Пунктами плана могут быть заголовки, данные автором, или вопросы к тем заголовкам, которые читатели детализируют, разбивая текст на части.

Как научиться составлять план? Самый простой приём – это разбить текст на логические части и озаглавить их.

Пересказ текста. Пересказ может быть подробным или кратким. К краткому пересказу можно перейти от работы над планом, именно краткому, потому что с полным пересказом учащиеся успешно справляются сами.

При подготовке к пересказу предлагаю учащимся следующую памятку:

Памятка

1. Определи, всё ли ты рассказал.

2. Найди по учебнику то, что ты пропустил.

3. Определи, всё ли ты правильно рассказал.

4. Найди свои ошибки и исправь их.

Составление тезисов. Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определенной последовательности даются только названия основных объектов в виде заголовков, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.

Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол».

План.

1. Понятие угла.

2. Равные углы.

3. Развёрнутый угол.

4. Прямой угол.

Тезисы.

1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят,- вершиной угла.

2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.

3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.

4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.

Конспектирование. Конспект составляется, когда возникает необходимость записать не только основные вопросы и мысли, полученное в тексте доказательство, объяснение, пояснение, но и само доказательство, объяснение, пояснение. Конспекты различаются по полноте содержания. Некоторые кратко воспроизводят все текстовые субъекты. В других конспектах какие – то части текста излагаются тезисно или в виде пунктов плана, а другие – подробно. Считается, что такие записи являются экономичными и целесообразными.

Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.