Главная страница

Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся



Скачать 86.23 Kb.
НазваниеМетоды мотивации и стимулирование деятельности учащихся
Дата04.03.2016
Размер86.23 Kb.
ТипДокументы


Методы мотивации и стимулирование деятельности учащихся

Личность-звено между мотивацией и ее реализацией.З. Фрейд.

Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности ,а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности.Он заключается в том , что ребенок получает" удовольствие от самой деятельности ,значимости для личности непосредственного ее результата""(В. И Додонов).

Однажды один ученик сказал на уроке: "Мне тогда все понятно, когда интересно". Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес"(по И. Герберту)-это синоним учебной мотивации. Если рассматривать все обучение в виде цепочки "хочу-могу-выполняю с интересом- лично значим каждому"( И. С. Якиманская ) , то мы опять увидим, интерес стоить в центре этого построения. Так как же сформировать его у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Например,6класс. Тема: "Координатная плоскость". Начиная с построение всевозможных фигур :гриб, самолет, петух, бегун. Учителя годами накапливают подобные рисунки для уроков. Часть материала берем со страниц газеты « Математика», а часть ученики придумывают сами. И только после этого переходим к работе по учебнику, строим точки, отрезки, треугольники, но делается это уже легко и просто.

5Класс.Тема:"Диаграммы". Удивительный получается эффект от принесенных информаций валяно-обувной фабрики и с кирпичного завода. Рассматривая их в виде раздаточного материала, ученики почерпнут настолько богатую информацию о заводе и фабрики. У них возникает желание отразить некоторые информации в виде диаграммы. Ученики предлагают отобразить процесс питания в школе, успеваемость в начальных классах, в среднем звене, в старших классах, и очень многое другое.

Ученику интересно делать то, что требует напряжения, но трудности должны быть посильными. "Неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные, однообразные повторения не могут способствовать интенсивному развитию.(Л.В.Занков)

Интересно,если учитель использует не только материал учебника по которому занимаются ученики,но и занимательный материал, значимый для ученика.

Алгебра,9 класс.Тема «Последовательности» приобретает совершенно другое качество после лекции,в которую включен материал о завещании Франклина потомкам, о легенде о шахматах,о глупом купце и ,конечно же ,о «пирамидах», которые рано или поздно рушатся.

Ну, и бесспорно, ученикам интересно на уроках ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ : МЫ РАССЧИТЫВАЕМ ПЛОЩАДИ СЛОЖНЫХ ФИГУР, ИЗМЕРЯЕМ РАССТОЯНИЯ МЕЖДУ НЕДОСТУПНЫМИ ТОЧКАМИ, С ПОМОЩЬЮ ЗЕРКАЛА ОПРЕДЕЛЯЕМ ВЫСОТУ ДЕРЕВА, ШКОЛЫ, ДОМА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «Пропорция»(6 КЛАСС) ИЛИ ТЕМЫ «Подобие треугольников»(9 класс)

Главнейшей задачей, которая стоит передо мной, - это» личностно-мотивированное обеспечение деятельности ученика» (критерий технологичности процесса обучения).В основу данной системы положены следующие принципы:

1)принцип воспитывающего обучения - учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремленность;

2)принцип ориентации на зону ближайшего развития-заметить и не пропустить малейший успех, закрепить , его и идти дальше ,выше;

3)принцип ориентации на успех – каждый ученик имеет право быть умным на уроке;

4)учет результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;

5)принцип диалогичности и сотрудничества предполагает изменение моих функций. Я рядом с учениками, мы вместе решаем их проблемы, радуемся их успехам .

В классе висит плакат со следующим текстом:

Каждый ученик имеет право

  1. Высказывать свое мнение и быть услышанным.

  2. Выбирать уровень знаний.

  3. Выбирать форму работы на уроке.

  4. Самостоятельно планировать домашнюю самоподготовку.

  5. Знать больше учителя и отстаивать свои гипотезы.

Каждый ученик обязан

1.Добросовестно работать на уроке и дома.

2.Быть аккуратным при оформлении работ, соблюдать орфографический режим при ведении тетради.

3.Уважать труд учителя.

4.Не ставить личные интересы выше интересов одноклассников.

Никогда нельзя оставлять ученика наедине со своими неприятностями, нельзя пропустить его успех. Подготовил самостоятельно теоритический материал – покажи. Нашел другой способ доказательства – поделись; предложил оригинальный метод решение задачи – все улыбки тебе. Таким образом строится система: значимость – компетентность – добытые знания. И хочется добывать новое как можно чаще. « Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи – это способствует развитию мотивации и центров саморегуляции » (Л. С. Выготский). Таким образом получается . что каждый ученик « свободен» принять любое решение, любой объем материала, но он, конечно, постарается принять такой уровень, какой ему по силам, но в будущем этот уровень будет обязательно расти. Бывают случаи, когда ученик переоценивает свои возможности, вот в этом случае и нужна моя интуитивность и эмпатия. Ученик сделал выбор, а моя задача – помочь ему осуществить его. И это является еще одним методом повышения мотивации: дать возможность поверить учащемуся в свою неповторимость, свои возможности.

А интегрированный урок - это находка возможность для учителя осуществить межпредметную связь: "Гомотетия и обслуживающий труд" (как построить выкройку). "Математика и космонавтика". Особенно нравится этот урок мальчикам средних классов. Урок, который соединяет биологию с математикой по теме "Симметрия". Математика и немецкий язык нашли точки соприкосновения вкладов английских и немецких ученых в математику. Интегрированный урок это не только впечатляющий мотивационный прием, у этих уроков есть возможность помочь уйти от перегрузок. Если придумать систему уроков всей школы, с их помощью учебное пространство можно сделать более однородным, взаимосвязанным. Остановлюсь на волевых методах мотивации и стимулирования . Компоненты данных методов:

а. информирование об обязательных результатов;

б. формирование ответственного отношения;

в. познавательные затруднения;

г. самооценка и коррекция своей деятельности;

д. рефлекс поведения;

е. прогнозирование будущей жизнедеятельности.

Мотивация деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт, ребятам понятны и интересны задачи, связанных с работой родителей, так как дети постоянно как привесы, удои, урожайность, грузоподъемность, делают знания понятными и значимыми.

Очень важно, чтобы учитель имел установку: любой наученной материал связать с жизнью, показать его значимость.

Тема: "Масштаб".(6класс) Объявляете конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе, планировка своего дома. Задумки ребят просто поражают.

Если остановится на нетрадиционных уроках - игровых и интегрированных , которые бесспорно, относятся к эмоциональным методам мотивации. Это, как правило, живые интересные уроки, полные выдумок, фантазий, показывающие роль математики во всех областях науки. Особенно мне нравятся уроки "Следствие ведут знатоки". Здесь имеется широкое поле для фантазии учителя при его подготовке.

Волевые мотивации являются стержнем личности , к которому "стягиваются" такие ее свойства, ка направленность на ценные ориентации, установки, социальные переживания, эмоции, волевые качества. И все это проявляется через самостоятельную учебную деятельность. Она имеет не только учебное , но личностное общественное значение. Это организуемая самим школьником и силу своих внутренних познавательных мотивов в наиболее удобное, рациональную с его точки зрения, время, конструируемая им самим в процессе и по результату деятельности на уроке и в ходе домашней самоподготовки.

Отдельно хочется остановиться на некоторых методах обучения, способствующих мотивации. Это, конечно же, метод сравнение, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал связывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая, а систематически. Волевые качества учащихся играют основную роль в систематической учебной деятельности.

На доске написаны высказывания великих людей о качествах человеческого характера. Необходимо определить качества характера, которые зашифрованы в этих высказывания.

1.Человеком с настоящим характером является тот, кто умеет ставить перед собой цели и делает все, чтобы достичь их.

2.Отклад не идет в лад.

3.Упорство есть мозг государственного человека, меч-война секрет изобретателя, магическое слово ученого ( Леббок ).

4.Не может воздержаться только тот, кто вперед уверил себя, что это невозможно. (Л.Толстой).

Учащимся предлагается самим определить этапы волевого действия. Они сравнивают то, что ту них получилось с тем, что записано на доске. Этапы волевого действия:

1.Осознание цели.

2.Стремление к ее достижению.

3.Осознание подкрепляющих или опровергающих мотивов своего желание достичь цели.

4.Борьба мотивов достижение цели.

5.Выбор решения.

6.Осуществление решения.

Вывод:

Волевым человек станет, если:

-он осознает уровень развития своей цели;

-он понимает, что лень-главный враг воли;

-он систематически упражняет в себе волевые качества;

-он пытается самоутвердится;

-он работоспособен.

Может ли человек проверить какова его воля? Да и в первую очередь, путем преодоления препятствий.

Учеба-это тоже преодоление. Успешное учение-это работа на время :все успеть научиться преодолевать нежелание что-то делать-эти условия способствуют формированию воли.

Стремление к легким заданиям, поиск легких вопросов, решение задач пониженного уровня трудности - это корм для слабой воли. Это ведет к проявлению безответственности, импульсивности, эгоизму. Чем выше требование к себе, тем больше реальных шансов для того, чтобы состояться как личность. Умение приказывать себе, заставить себя-это умение, которые нуждаются в постоянной тренировке.

Учащимся предлагаются правила, с помощью которых можно развивать волю и беречь свое время.

Разработано правила:

1. Ставь перед собой реальные цели.

2. Стань хозяином своего времени.

3.Помни! Время быстротечно!

4. Критично относись к себе, к своим умениям!

5.Умей преодолевать трудности!

6. Борись с собственной ленью и страхом.

7.Анализируй свои поступки и свое поведение.

8. Умей преодолевать собственные соблазны.

9. Не позволяй другим людям или страстям властвовать над собой.

10.Ищи друзей, которые не боятся сказать тебе правду. Гони от себя льстецов.

Учащимся нужно предложить.

Обратите внимание на тот совет, на который у них вообще не остается времени. Подумайте над тем как можно изменить ситуацию.

–Находите время для работы – это условие успеха.

– Находите время для размышлений – это источник силы.

– Находите время для игры – это источник молодости.

– Находите время для чтения – это источник знаний.

– Находите время для дружбы – это источник вашего счастья.

-Находите время для мечты-это путь к звездам.

– Находите время для проявления чувства – это путь к радости.

– Находите время для веселья – это путь собственного восстановления.

Делая вывод по сказанному можно сказать, что волевая мотивация играет огромную роль в качестве учебного процесса. Поэтому возникает необходимость развивать волевые качества у учащихся как первые из основных компонентов успешного обучения в школе.

Я верю медикам, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять голову свежей, а человека работоспособным, энергичным, а задача учителя – убедить в этом учеников.

«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Вот так и для учителя математики радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику, или хотя бы такого, которыйс интересом учит математику.

Литература

1.»Математика» 1 сентября 2005, №1 2.Н.И.Дереклеева »Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся», 6-11 класс.