|
Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста.
Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребёнка данного возраста.
Изготовление игрушек в большей степени, чем другие виды труда, прокладывает первые пути к политехническому образованию.
В этом труде дошкольники уточняют свои представления об окружающих предметах, делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное значение для их последующего развития.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.
На развитие творческих способностей детей по конструирования и ручному труду большое влияние оказывает использование игровых приёмов.
На занятиях по конструированию игровая мотивация открывает перспективу на интересную игру, провоцирует детей к созданию игровой обстановки. Например, занятие на тему “Город мастеров” начинается с рассказа о сказочном городе, который предлагают построить детям. В дальнейшем все происходящее в городе события требуют от детей создания разного рода построек. Так, благодаря заданной игровой мотивации происходит и непосредственное объединение детей для игры.
Создание игровой мотивации на занятиях по ручному труду осуществляется иначе. Вначале создаётся ситуация необходимости создания той или иной поделки. Например, можно рассказать, что в затаённом уголке группы хотят поселиться маленькие человечки. Ребята получают от них письма и посылки с просьбой что-то сделать. Просьба человечков и становятся заданием на занятии. Занятия, целиком построенные на игровых методах и приёмах, обязательно перерастают в увлекательную игру, приносят детям много радости и позволяют более плодотворно внедрять обучающие элементы.
Форма работы по конструированию и ручному труду в каждой возрастной группе:
Первая младшая группа
При работе с детьми третьего года жизни по конструированию выделяется четыре основные задачи:
вызвать у детей интерес к конструированию из различных видов конструктивного материала;
способствовать развитию у детей целенаправленного конструирования;
побуждать детей к практическому использованию выполненных ими построек;
знакомить детей с простейшими способами конструирования (накладывать одну деталь на другую, приставлять детали друг к другу, обстраивать предмет).
Далее рассмотрим эти задачи более конкретно.
Решаются эти задачи в единстве в процессе специально организованной работы с детьми по конструированию. Решать эти задачи в единстве подсказывает сама логика конструктивной деятельности. Ведь если строят, то обязательно овладевают какими-то способами конструирования. Выполненная постройка должна иметь практическое применение (построил мостик – по нему можно пройти), её можно использовать в игре (сделал машинку из модулей – можно ехать в гости к ёжику).
Задача способствовать становлению у детей целенаправленного конструирования довольно сложна. Целенаправленно конструировать – это значит ещё до начала работы знать, какой результат нужно получить в конце. Но ввиду психологических особенностей детей данного возраста формирование у них целенаправленности в конструировании не требует точного соответствия созданного задуманному, оно только формируется к трём годам.
Ведущими, главными в обучении конструктивной деятельности являются наглядные методы. Среди наглядных методов и приемов выделяют следующие: наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ способов действия. Прием показа способов действия – один из важнейших в обучении, так как у маленьких детей еще нет опыта изображения. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы (совет, напоминание, поощрение). Из практических методов и приемов используются упражнения, в первую очередь игровые.
Для развития конструктивных навыков у детей целесообразно использовать различные игрушки, которые помогают детям хорошо ориентироваться на высоту и другие размеры постройки. Например: ребёнок ставит зайчика, и как бы вокруг него строит домик, обстраивая его строительными деталями со всех сторон. Делая крышу, ребёнок замечает, что заячьи ушки мешают – значит, нужно увеличить высоту стен.
Задача воспитателя, показывая способы конструирования обязательно называть строительные детали: кубик, кирпичик, столбик (цилиндр), но не требовать от детей называть их. Главное, чтобы они умели отыскать нужные детали среди других.
Для плодотворной работы в данном направлении необходимы разнообразные материалы, расширяющие диапазон способов, которыми может овладеть ребёнок. Следует использовать все виды “Строителя”, мягкие модули, коробки большие и маленькие и т.д. Очень нужны для конструирования различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева), всевозможные виды конструкторов (кроме металлического). Всё это полезно для ориентировочно – исследовательской деятельности, дают работу голове и рукам, позволяют много экспериментировать.
Вторая младшая группа.
Конструктивная деятельность и ручной труд детей 3-4 лет представляет собой особую форму собственно детской деятельности.
Отсюда и задачи педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста:
Способствовать освоению, детьми пространственных отношений между предметами и некоторых физических закономерностей, познанию свойств материалов;
Сформировать у детей практические навыки работы с материалами и инструментами;
Заложить созидательное отношение к окружающему миру.
Работа с детьми по конструктивной деятельности осуществляется по двум направлениям:
– создание условий для самостоятельных практических действий детей; – проведение специально организованного обучения.
Для того чтобы проводимая работа по этим направлениям была более успешной необходимо использовать различный материал.
Для конструирования основным материалом является строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы с разными способами крепления деталей. Дети четвёртого года жизни предпочитают строить поодиночке. Поэтому строительному материалу необходимо выделить в группе свободное пространство. Конструкторы чрезвычайно полезны для детей данного возраста, так как развивают интеллектуально и развивают мелкую моторику.
Для совместной деятельности по ручному труду рекомендуется использовать следующие материалы: бумагу разных видов, вату, поролон, текстильные материалы (верёвочки, ленточки), природный материал, клей; инструменты: ножницы, кисть. В самостоятельное использование эти материалы можно предоставлять лишь после того, как дети научатся работать с ними и мастерить поделки в совместной с воспитателем.
Необходимым условием самостоятельной работы детей в конструктивной деятельности является не только наличие различных материалов, но и демонстрация им простых и доступных для воспроизведения образцов, сделанных взрослым. Образцы, предлагаемые взрослым, могут быть разными:
– очень простыми, такими, которые ребенок может легко воспроизвести; – более сложными, опережающими его возможности.
Во второй младшей группе обучение конструированию проходит по следующим направлениям:
– обучение детей некоторым обобщенным принципам создания построек; – обучение конструированию из строительного материала и конструкторов с соблюдением определенных, заранее заданных условий; – обучение конструированию по простейшим рисункам и схемам; – обучение некоторым простейшим способам работы с материалами и инструментами;
Совместная продуктивная деятельность в данной возрастной группе можно организовывать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей, т.е. необходимо подбирать содержание, интересное всем детям.
Средняя группа
На пятом году у детей совершенствуются способы работы с различными материалами и инструментами. Детям становится доступным выполнение более сложных практических задач, использование новых материалов и инструментов, овладение некоторыми обобщенными способами работы;
в частности воспроизведением простейших образцов, изображённых на рисунке.
У детей данного возраста чётко выражена направленность на получение качественного результата. Ребёнок может оценить результат своего труда, соотнести с образцом, заметить недостатки, усовершенствовать. Только красивая, аккуратно сделанная игрушка удовлетворяет ребёнка.
Особенности психического развития ребёнка на пятом году жизни позволяют определить задачи педагогической работы:
Формировать психические предпосылки трудовой деятельности.
В продуктивной практической и конструктивной деятельности способствовать появлению элементов сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек (работа по рисунку).
В программе реализация поставленных задач предлагается по трём
направлениям:
1) изготовление индивидуальных игрушек, обеспечивающих детям возможность в течение длительного времени заниматься с ними; 2) изготовление различных игрушек эпизодически, индивидуально или совместно со взрослыми; 3) обучение работе по образцу (картинке, рисунку) с различными конструктивными материалами.
Совместная деятельность педагога и детей представлена разнообразной работой, направленной на закрепление пройденного материала, отделку и доработку игрушки, совершенствование способов работы с различными материалами и инструментами. В работе педагога главное, чтобы учитывались интересы мальчиков и девочек, их потребности и желания, а также уровень их умений и навыков.
Игрушки и поделки можно изготавливать из следующих материалов:
из бумаги создавать объемные фигуры: делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам (домик, корзинка, кубик).
делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (флажки, сумочки, шапочки, салфетки и др.); сувениры для родителей, сотрудников детского сада; украшения на елку.
из бумаги: техника оригами сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек).
из природного материала (шишки, ветки, ягоды) делать игрушки, сувениры из других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.), прочно соединяя части.
готовые формы (цилиндры, конусы и различные предметы бросового материала: банки, пакеты, крышки, коробки и т.д.);
текстильные материалы (лоскутки тканей, шнур, верёвка, сутаж);
Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей.
Чтобы работа была успешной, необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к рисункам для конструирования:
– образцы должны быть расчлененными, т. е. каждая деталь постройки должна хорошо просматриваться и легко выделяться на рисунке; – первые образцы должны быть легкими для воспроизведения. Это необходимо для появления у ребенка интереса к работе; – усложнение в образцах должно нарастать понемногу и постепенно, чтобы ребенок не испытывал страха, разочарования, опасения, что снижает интерес к данной деятельности; – предлагаемые детям для воспроизведения образцы должны соответствовать их интересам (робот и машина из конструктора — для мальчиков, мебель, карета, дворец — для девочек и т. п.).
Наиболее целесообразно использовать для этого мелкий и средний по размерам строительный материал и различные конструкторы, готовые объёмные формы, и т.д. Постепенно разнообразные образцы можно использовать в самостоятельной практической работе детей.
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности.
Изменения, произошедшие в общем психическом развитии, возросшие возможности детей, а также интерес к продуктивной деятельности и желание заниматься ими позволяют решать следующие задачи:
формирование предпосылок трудовой деятельности;
привлечение детей к выполнению общего дела, к участию в решении коллективных задач;
совершенствование у детей обобщённых способов работы (воспроизведение образцов);
готовить руку ребёнка к письму и развивать мелкую моторику.
Организуя продуктивную и конструктивную деятельность детей, воспитатель должен побуждать их создавать поделки, длительное время обустраивая жизнь игровых и вымышленных персонажей (сделать для листовичков дом, слепить для них мебель, посуду и т. п.), показывать детям способы получения обобщенного продукта, который они могут по своему желанию “превращать” в разные предметы или использовать в качестве средства украшения. Педагог может помогать детям украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности, создавать ситуации совместной продуктивной деятельности по конструированию и рукоделию, позволяющей получать интересный для детей коллективный продукт.
Для конструктивной деятельности и ручного труда необходимо создать условия, которые способствую творческому развитию детей. Наличие образцов различных поделок и конструкций.
С детьми этого возраста возможны многие виды работ: бумажная пластика, изготовление игрушек, вязание крючком, моделирование конструкций, вышивание, техника изонить, работа с природным материалом, с бумагой, плетение, составление букетов, макраме, работа с солёным тестом, с крупами, с тканью.
Работа с бумагой и картоном: складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки-забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и др.). создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. создавать разнообразные объемные игрушки в технике оригами.
Работа с тканью: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперед иголку», делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и т. д.), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. Работа с природным материалом: создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»). Изобразительные материалы, коробки с бросовым материалом, клей и т. п. должны всегда находиться в доступном месте – эти стационарные условия побуждают детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием конструируют, вышивают, плетут и т. д. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. И такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства.
Необходимым условием для самостоятельной работы детей является наличие различных образцов игрушек и поделок (рисунки, схемы, чертежи и др.), подобранных взрослым. Это позволяет ребенку видеть возможности использования разных материалов, заимствовать новые идеи, знакомиться с вариантами применения известных ему приемов и способов работы, цветовых решений, конструкций.
Иногда в ходе самостоятельной детской работы возникает необходимость в индивидуальном или подгрупповом обучении различным видам конструктивной деятельности и рукоделия. Инициатива чаще исходит от детей, которые просят помочь, показать, научить, как выполнить задуманное. Так возникают условия для полезного и интересного общения между взрослым и одним ребенком или группой детей.
Важно включать в конструктивную деятельность детей старшего дошкольного возраста различные задания, способствующие интеллектуальному развитию детей. Это конструирование по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам, работа с разнообразными плоскостными мозаиками и играми типа “Танграм”, преобразование поверхности листа бумаги и объемных форм их бумаги.
|
|
|