Главная страница

Цель: Закрепление и обобщение знания детей о родном крае – Урал. Задачи



Скачать 86.01 Kb.
НазваниеЦель: Закрепление и обобщение знания детей о родном крае – Урал. Задачи
Дата22.08.2016
Размер86.01 Kb.
ТипДокументы

«Город мастеров»
праздник (комплексное занятие) для детей подготовительной к школе группы

Цель:

Закрепление и обобщение знания детей о родном крае – Урал.

Задачи:

  • Уточнить знания детей о народных промыслах Урала.

  • Закрепить знания детей о народном русском костюме.

  • Развить память, внимание, наблюдательность

  • Закрепить умения и навыки детей при работе с ножницами, клеем и другими художественными материалами.

Музыкальный репертуар: Песни: Т. Струве «Моя Россия», «Как у нас- то в мастерской», А.Филиппенко «Уральский хоровод», хоровод «Прялица».

Действующие лица: Ведущая, Данила мастер, воспитатель по ИЗО и ХРТ (худож.- ручному труду).

Материал для творческой деятельности: Д/И «Русская изба», гуашь, деревянные ложки, заранее покрытые серебряной краской, бумажные одноразовые тарелки, вырезанные из картона прялки, вырезанные из бумаги контуры рубах и сарафанов, полоски цветной бумаги для украшения рубах и сарафанов, мелкие геометрические фигуры для украшения прялок. Ножницы, клей, кисточки для клея, салфетки, кисточки для росписи, ватные палочки, вода, короб.

Зрительный ряд: Работы детей, выполненные на предыдущих занятиях.

Оформление зала: Зал оформлен росписью, с изображением уральских гор, лесов, озёр, каменного цветка.

Предварительная работа: Изучение песен репертуара, танцев, разучивание стихов об Урале. На занятиях изобразительного искусства и художественного труда выполнение работ в различных техниках детского творчества по тематике «Народные промыслы Урала», посещение музея детского дошкольного учреждения «Родничок».

Литературный ряд: стих. Л.Татьяничева «Когда говорят о России», В.Кузнецов «Урал», сказы П.П.Бажова, стихи воспитателя Семёновых Н.А.

Активизация словарного запаса и умение применять новые слова в быту: Данила мастер, златоустовская гравюра, каслинское художественное литьё, русская изба, сарафан, рубаха, узор, прялки, Урал, уральские мастера, Хозяйка Медной горы, П.П.Бажов.

«Город мастеров»

Дети в русских костюмах с хороводом «В хороводе были мы» входят в зал. После исполнения садятся на места.

Ведущий: Среди просторов нашей Родины России есть край, где мы родились, где мы выросли, где наш дом, где наша родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всюду будешь вспоминать свою родную сторону – родной край.

Перекличка (4 человека)                        

1.У каждого листочка,У каждого ручья, Есть главное на светеЕсть Родина своя.2.Для ивушки плакучейНет реченьки милей,Для беленькой берёзкиОпушки нет родней  3.Есть ветка у листочка,Овражек у ручья,У каждого на светеЕсть Родина своя.4.То место, где мы родилисьГде радостно живёмКрая свои родныеМы родиной зовём.

Песня «Моя Россия» Г.Струве (детский ансамбль).

Ведущий: Ребята, как называется край, где мы живём?

Дети: Мы живём на Урале.

Ведущий: Да, мы живём на Урале - это наша Родина. Прекрасна уральская земля: лесистые горы, голубые озёра, быстрые реки. Богат наш край людьми трудовыми. Вот такие стихи о нашем крае написали уральские поэты.

Дети читают стихи уральских поэтов.    

Л.Татьяничева

«Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки, сосны босые

Сбегают с заснеженных скал.

В лугах, на ковровых просторах,

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей».

 

«Урал» В. Кузнецов

Урал ты мой гордый.

Гранитный озёрный,

Урал мой любимый, родной!

Сосновый, кедровый

Ты стражем суровым

Столетья летишь над страной.

От моря до моря

Ты с тучами споря

Стоишь и могуч, и высок.

Видна с Таганая

Страна вся родная

На запад, на юг, на восток.

Ведущий: Наши ребята много знают об Урале, помогают нам в этом книги уральских авторов и песни.

«Уральский хоровод» А. Филлипенко исполняет вся группа.

Входит Данила-Мастер.

Данила: Здравствуй, народ уральский! Здравствуйте, уважаемые взрослые. Узнали вы меня?

Ведущий: Нет, не узнали, расскажи-ка, пожалуйста, о себе.

Данила: Есть знаменитый уральский писатель, он написал огромное количество сказов. Может вы, знаете, как его зовут этого писателя?

Дети: Павел Петрович Бажов.

Данила: А я - Мастер, живу в одном из сказов П.П.Бажова, а вместе со мной там живут невеста моя Катенька и Хозяйка.

Ведущий: Ребята, вы догадались, как зовут нашего гостя?

Дети: Данила Мастер!

Ведущий: В каком сказе П.П.Бажова живёт Данила Мастер?

Дети: Данила Мастер живёт в сказе «Хозяйка Медной горы».

Данила: Правильно отгадали, молодцы!

Ведущий: Перед твоим приходом, Данила Мастер, мы говорили с ребятами о богатствах нашего Урала, о том, чем славен Урал, какие трудолюбивые люди живут в нашем крае.

Данила: А знают ли ребята, чем занимались мастера в старину, как трудились, какие промыслы сложились на Урале?

Дети: Мы знаем уральские промыслы: каслинское литьё, златоустовскую гравюру, каслинскую роспись по дереву, камнерезное искусство, роспись Н-тагильских подносов…

Ведущий: Наши ребята выучили много стихов и песен о промыслах Урала.

1 ребёнок.

Прославлены уральцы - камнерезы

Хранители волшебного огня.

Чеканщики по стали и железу-

Уральцев знаменитая семья.

Русская народная песня «Во кузнице» (ансамбль и инсценировка).

Данила: Хороши мастера кузнечного дела. Сами куют, сами песни поют. А есть на Урале другие мастера по металлу. Из тяжёлого чугуна отливают ажурные решётки, вазы, скульптуры.

1 ребёнок обращает внимание на каслинскую скульптуру.

Каслинское литьё-

Замечательно оно.

Из чугуна отлито

Чёрным лаком покрыто… (авт. Семёновых Н. А.)

Данила: Посмотрите, какие скульптуры изготовили каслинские мастера (обходит ряд детей, демонстрируя фигурки).

Ведущий: Ребята, вы знаете, в каких жилищах жили в старину люди на Руси?

Дети: В избах.

Данила: Правильно, в избах. Из какого материала строили избы? Избы были каменные, кирпичные или деревянные?

Дети: Избы были деревянные, их строили из брёвен.

Ведущая: Данила Мастер, наши ребята умеют украшать русскую избу, знают все её части.

3 человека «строят» на фланелеграфе русскую избу. ( Дидактическая игра «Построй избу»).

Остальные дети поют песню «Русская изба» Е.Птичкина.

Дети построили русскую избу, читают стихи:   (авт. Семёновых Н.А.)

1.Избу русскую построим,

На крыше - причелины устроим,

И конёк, и трубу-

Мы нарядим вмиг избу.

 

2. В избе с наличником окно,

Далеко оно видно,

В избе у нас крыльцо и клеть-

Любо-дорого смотреть.

3.Избу русскую построим,

Праздник мы для всех устроим,

Будем петь и танцевать

Промыслы Урала прославлять!

Данила:

Мужчины строили дома,

Ковали в кузнице с утра.

Строгали стружки-

Делали ребячьи игрушки.

А что делали женщины?

Ведущая:

А женщины пряли,

Моточки мотали,

Ткани ткали,

Костюмы вышивали

И тихонько напевали.

Хоровод «Прялица» исполняют все девочки.

Ведущая: Посмотрите на костюмы наших девочек, они нам расскажут о женском русском костюме (дети демонстрируют свой наряд).

1девочка:

В старину глубокую

Девушки носили

Белые сорочки,

Изо льна, что шили.

Сарафан поверх одеть

Можно песни тихо петь.

2 девочка:

Кокошник-головной убор,

Украшал его узор,

Вышивка из ниток золотых,

Жемчужных бусин небольших.

Данила: демонстрирует свой наряд.

«В старину мужской наряд

На такой пошит был лад:

Косоворотка белая

Особо была сделана:

Вставку на груди из ткани

Другого цвета мастер ладил

Вышивкой рубахи украшали

И в штаны не заправляли.

Кожаные сапоги

Были черные они,

А красные сафьяновые

В праздники надевали.

А лапти -

Из лыка липы их плели-

Обуть Россию всю могли».

Ведущая:

Эх, ложки расписные-

Завиточки крутые,

И травы и листочки,

Различные цветочки (раздаёт ложки детям)

ребёнок с ложками:

Разбирай, ребята, ложки

Потанцуем мы немножко.

Танец ложкарей - исполняют все мальчики (после исполнения, остаются два ребёнка с ложками хохломской и каслинской росписи).

Данила: Как хорошо играли ложкари, вот только я смотрю ложки у вас разные. Какие у вас ложки?

1ребёнок: Хохломские .

2ребёнок: Каслинские.

Данила: Чем же каслинская роспись отличается от хохломской?

2ребёнок:

Каслинские ложки особые,

На хохлому похожи,

Но есть у них лицо своё:

На черном фоне листочки

И белые цветочки.

Ведущая: Много знают наши ребята об Урале, но они ещё учатся сами расписывать тагильские подносы, каслинские ложки, выполнять резьбу по дереву, вышивать русский костюм. Приглашаем тебя, Данила Мастер, в нашу мастерскую.

Песня «Посмотрите-ка, у нас - то в мастерской»

После исполнения песни дети садятся за столы и выполняют творческую работу:

(на четырёх столах заранее подготовлен материал для творческой деятельности детей).

1 каслинская роспись (расписывают деревянные ложки)

2 нижнетагильские подносы (расписывают шаблоны подносов)

3 резные прялки (аппликация).

4 украшение русского костюма (ажурное вырезание и аппликация)

Гости праздника – родители могут помогать своим детям.

По мере готовности Данила мастер подходит к столам, детские поделки складывает к себе в короб.

Данила: Да, я убедился, что не оскудела земля Уральская талантливыми мастерами. Отнесу я ваши изделия, ребята, в свой сказ к Хозяйке Медной горы, порадую её. Прощается и уходит.

Ведущая обращается к родителям и гостям праздника: « Уважаемые взрослые, а вы убедились, что на нашей уральской земле, в нашем родном городе Озёрске, в нашей «Жемчужинке» подрастают настоящие умельцы, трудолюбивые и талантливые ребята».

Ответ взрослых.

Ведущая: обращает внимание на оформление зала. Ребята, посмотрите, на нашей горе засверкали каменные цветы (зажглись разноцветные гирлянды). Значит, понравились наши работы Хозяйке Медной горы, и она передаёт вам угощения.

Данила Мастер вручает детям конфеты из «малахитовой шкатулки», оформленные под самоцветы.

Ведущая: праздник наш закончился, но мы будем продолжать узнавать ещё много нового об уральских промыслах и культуре народов, населяющих Урал.