Главная страница


Применение активных методов обучения на уроках математики



Скачать 63.88 Kb.
НазваниеПрименение активных методов обучения на уроках математики
Дата12.02.2016
Размер63.88 Kb.
ТипДокументы


ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Что наша жизнь –игра… и дети , даже и современные дети, что бы про них не говорили любят играть..И они любое дело могут превратить в игру, вспомните классический пример Тома Сойера- как казалось бы скучное занятие- покраска забора превратил в увлекательную игру, как он замотивировал детей!!!

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс.

Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы.

А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива .

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке.
Что же такое АМО?

Замечательно сказал немецкий писатель, один из крупнейших представителей литературы европейского Просвещения ЛЕССИНГ Готфрид Эфраим.

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами» Г. Лессинг

И эти слова хорошо передают смысл Активных методов обучения.

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения.
Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов. Поэтому иногда понятия АМО расширяют, относя к ним, например, современные формы организации обучения такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры.
В данной работе я буду придерживаться следующего определения:

Активные методы обучения-это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Технология АМО - упорядоченная система методов, обеспечивающая активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся на протяжении всего образовательного мероприятия. В основу данной технологии положены принцип практической направленности, деятельностный подход, групповые формы работы, интерактивность всех участников образовательного процесса, разносторонние коммуникации, игровое действие и творческий характер обучения. Любое образовательное мероприятие, в том числе и урок, построенный в технологии АМО, имеет строго определенную структуру:

Этап 1. Начало образовательного мероприятия: инициация (знакомство и приветствие), определение целей урока (вхождение в тему), определение ожиданий и опасений обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды).

Этап 2. Работа над темой: закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания), интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации), проработка содержания темы (групповая работа).

Этап 3. Завершение образовательного мероприятия: эмоциональная разрядка (разминки), подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Рассмотрим, некоторые приемы на некоторых этапах урока.

На каждом этапе образовательного мероприятия организуется самостоятельная деятельность обучающихся и интенсивное групповое взаимодействие. Состояние сотрудничества и игровой характер урока или мероприятия способствует созданию комфортной обстановки, позволяет всех участников без принуждения включить в работу, при этом каждое действие обучающегося наполнено личностным смыслом, пониманием и мотивацией.

АМ начала образовательного мероприятия


Предлагаются такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» , которые помогают начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

Например, Предлагаю начать нашу совместную работу словами энергизатора- приветствия.

Учащиеся: Здравствуй друг! Здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад!

Здравствуй мир! Здравствуй век!

Здравствуй добрый человек!
В старину на Руси говорили, что умножение – это мучение, деление – это беда. Тот, кто умел безошибочно делить, считался великим математиком.

Или например, работаем с датой, что в ней необычного…дети либо придумывают пример с датой, либо какая то знаменательная дата,(позитивное событие),либо симметрия чисел…
 Этап вхождения или погружения в тему.

Этап, на котором формулируется тема урока, сообщаются цели урока. Здесь  можно применить   задания, которые позволяют учащимся самостоятельно сформулировать тему.
- «Разгадывание кроссворда», «Творческий эксперимент»,

« Муха», которую взяла, из упражнений на развитие внимания. Детям предлагается примеры устного счета в девятиклеточном поле. Муха перемещается по команде-дети следят за передвижением мухи и где оказывается муха-решают пример. В итоге она может оказаться на примере, который дети еще не могут решить.

Перед учениками ставиться проблема, они предлагают пути её решения, Благодаря методам, учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, повышается мотивация у учащихся.

Проработка темы урока. Кластер, мозговой штурм.

1-й этап – посередине классной доски пишется

ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.

2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу

данной темы. В результате вокруг “разбрасываются” слова или словосочетания,

выражающие идеи, факты, подходящие для данной темы. Записывается все, что

называют учащиеся, ничего не отсеивается.

3-й этап – осуществляется систематизация изученного материала.

Ненужное, ошибочное зачеркивается.

Подведения итогов урока. Этап рефлексии.

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут подвести итоги урока и завершить работу.

Пример Активных методов подведения итогов урока

Метод «Ресторан»

Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Время: 5 мин. на подготовку; 1-3 мин. каждому участнику (на ответ).
Численность: Все ученики
Материал: лист большого формата, фломастеры, скотч, цветные карточки

Проведение:
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.