|
Технология проектного обучения школьников на уроках математики Бижова Татьяна Васильевна
г. Снежинск
Технология проектного обучения школьников на уроках математики
Наше общество настолько стремительно меняется, что мы оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать в совершенно другую жизнь, чем вступали мы сами. Наш опыт оказывается неприменим, не нужен следующим поколениям. То есть, может быть, и нужен, но одновременно нужно и что-то еще, другое, нам неизвестное. Возникает логический вопрос: «А делать - то что?» Происходит стремительный рост темпов внедрения технических разработок. Мы сегодня ежедневно вынуждены осваивать новые средства, обеспечивающие нашу жизнедеятельность. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания. В современных условиях философия образования реализуется с помощью развитых технологий, целью которых является не только донесение знаний до школьников, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого школьника, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Одной из таких технологий является технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно- познавательную деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные способы деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации. Применительно к уроку математики, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить. Итак, для чего нужен метод проектов?
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению
Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы
Принимать самостоятельно аргументированное решение
Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Проект как форма самоорганизации настоятельно требует практики. Проект возникает как форма работы с практической ситуацией, как способ перевода ситуации на другой язык, способ понимания (интерпретации) практически. Но в какой мере проектирование возможно на материале научных курсов в школе? Обсуждая метод проектирования необходимо видеть все богатство ситуаций и, главное, все богатство потенциальных действий школьника, тех действий, которые составят основу школьных проектов.
Проектное обучение имеет место на протяжении всего школьного обучения. Но если в основной школе оно решает и возрастные
задачи, то в младшей и старшей становится служебным,
вспомогательным. Я использую следующую классификацию
проектов: а) по продолжительности подготовки: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные б) по количеству участников: индивидуальный, работа в парах, групповой (3-6 человек) в) по методу: творческий, исследовательский, информационный (ознакомительный).
В младшей школе (5-6 класс) появляются короткие индивидуальные задания, которые можно рассматривать как микро-проекты (до 1 недели), хотя, скорее, это просто творческие задания. Творческие, потому, что в них ученик не ограничен рамками обычного учебного задания, он волен придумывать, фантазировать, даже не доводить замысел до конца. Как правило, такие задания индивидуальные, хотя, могут быть и групповыми. Эти микро-проекты, конечно, еще не формируют учебную самостоятельность, но поддерживают детскую индивидуальность, жестко подавляемую традиционным обучением. Доминантой младшей школы остается овладение способами действий – культурными средствами, которые потом, в основной школе, станут средствами проектирования. В младшей школе я ввожу задания, которые необходимо выполнить не к следующему уроку, а, например, за неделю, и учу ребенка планировать свою работу именно на такой срок. Замечательно, если к работе подключаются и родители, но полностью рассчитывать на это не приходится. Значит, нужно давать объемные задания, заранее фиксировать сроки промежуточного финиша, т.е. моменты, когда надо показать сделанное, но, если что-то не готово, остается время наверстать, доделать. Примерами таких заданий могут служить: в 5 классе – «Вычисление площади и объема комнаты», в 6 классе – «Рисуем по координатам». Младшие школьники сочинят сказку, детективную историю, составят кроссворд, оформят реферат. Эти проекты предполагают активизацию учащихся, т.к. они должны знакомиться с учебной литературой, подбирать рисунки и рисовать. Учащиеся с разным уровнем подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Ведь составить и красочно оформить кроссворд, ребус может ученик, у которого трудности с математикой, но отличные способности к рисованию. А возникший интерес и чувство радости от выполненного задания у школьника – и есть критерий успешной работы.
В старшей школе происходит обратное – проектное обучение становится средством управления своим поведением в учебной работе. Проектная работа дает возможность ученику совершить осознанный и ответственный выбор образовательной траектории в старшей школе. Проектное обучение становится служебным – старшеклассники используют опыт реализации проектов, приобретенный в подростковом возрасте, применяют сформированные способности. Проект основной школы является учебным по своей направленности. Теперь это – выбор профиля, места обучения, учебных курсов. Это уже действия, за которые нужно нести ответственность. И в этом смысле профильная школа – замечательная возможность реализовать то, что появилось в основной школе. Также необходим учет того обстоятельства, что полноценное владение и управление временем еще не сложилось. Поэтому невозможны полностью самостоятельные ученические проекты. Обязательно, пусть и не гласно, существует учительское управление проектом: вроде бы просто для помощи, а на самом деле для мониторинга состояния дел. И здесь же необходимо предусмотреть возможность коррекции, в том числе и по темпам реализации проекта. Я использую в старшей школе крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности. Данные проекты направлены на углубление и расширение знаний по математике. Это так называемые среднесрочные, макро-проекты (до 1 месяца). Проект может быть связан с изучением какой – либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике. Примерами таких проектов могут служить: в 10 классе – «Задача одна – решения разные», в 7-8 классах – «Быстрый счет», «История развития математики», в 9 классе – «Диофантовы уравнения», «Десять способов решения квадратного уравнения». Проекты в старшей школе могут длиться до полугода. Но и здесь необходимо намечать моменты промежуточного финиша – презентация проектной идеи, рабочие консультации, предзащита (генеральная репетиция). Таким образом, проектное обучение является реальным средством формирования у учащихся способности управлять временем. В последнее время учащиеся заинтересованы использовать компьютерные технологии, т.к. они позволяют сделать процесс создания проекта более увлекательным. Овладение новыми технологиями обучения требует от учителя внутренней готовности и самосовершенствования, и серьезной работы по преобразованию самого себя. Поэтому я прошла дополнительную профессиональную подготовку по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника». Большую поддержку оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация обрабатывается, осмысливается, выбирается последовательность операций. Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке целей, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает ученику свой метод решения задачи. Результат работы – продукт. Он должен быть «осязаемым». Это может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач и уравнений, сборник задач и т.д. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, расчет погашения банковского кредита.
Презентация результата – преставление готового продукта. Учащиеся объясняют полученный результат, одновременно развивая свою речь. Остальные – с интересом слушают и смотрят работы, задают вопросы. Интересно учащимся представление своих работ на научно – практических конференциях как школьного, так и городского уровней. Наибольший интерес вызывает тот факт, что работу оценивают независимые эксперты (профессора, ученые).
Оценивать проект можно не одной отметкой, а несколькими по разным основаниям (за командную работу, за качество презентации, за проектную идею, за точность соответствия общей идее проекта и т.д.). Часто проект может быть оценен в формате «да/нет» (зачет/незачет), а в других случаях может быть выбрана «длинная» шкала, поскольку она удобнее, чем обычная пятибалльная система.
Что же дает проектная технология на уроках математики? Школьники отвечают: «Лучше усваивается материал», «Уроки становятся интереснее», «Появляется желание идти на урок», «Возможность демонстрировать свои работы», «Развитие навыков создания презентаций».
В заключении проводится рефлексия. Предлагаю учащимся ответить на вопросы: «Появились ли у вас новые знания?», «Что в работе над проектом было наиболее интересным?», «Каковы основные трудности и как вы их преодолевали?».
Учащиеся награждаются дипломами в различных номинациях. Каждому выставляется отметка по математике за данную тему, конечно, «5». Положительные эмоции и успех учеников порождают желание работать дальше. |
|
|