Главная страница

«Решение логических задач», «А вот, как в баснях говорят …»



Скачать 77.01 Kb.
Название«Решение логических задач», «А вот, как в баснях говорят …»
Дата04.03.2016
Размер77.01 Kb.
ТипДокументы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 654 имени А.Д.Фридмана

Интегрированное факультативное занятие по математике и литературе

во 2 классе

Математика: «Решение логических задач»

Литература: «А вот о том, как в баснях говорят …»

подготовила учитель

Панина Елена Михайловна

Тема: «Решение логических задач», «А вот, как в баснях говорят …»

Тип урока: интегрированное занятие.

Время проведения: после изучения темы «Басни» в курсе литературы.

Цель: учить детей решать логические задачи, закрепить полученные на уроках литературы знания о творчестве И.А.Крылова.

Универсальные учебные действия учащихся:

познавательные УУДотвечать на вопросы учителя, находить закономерности, наблюдать, делать самостоятельные простые выводы;

регулятивные УУДсамостоятельно организовывать свое рабочее место, следовать режиму организации учебной деятельности, соотносить выполненное задание с образцом, оценивать свое задание по параметрам: легко было выполнять, возникли сложности при выполнении;

личностные УУД – оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм;

коммуникативные УУД – участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, понимать смысл прочитанных литературных произведений, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Ресурсы:

- презентация Microsoft PowerPoint 2007 ;

- костюмы героев басен «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица».

К данному занятию необходима предварительная подготовка детей. Учитель делит ребят на группы, каждая из которых готовит чтение по ролям или инсценировку той или иной басни И.А.Крылова.

Ход занятия

1. Организация работы учащихся.

2. Сообщение цели занятия.

- Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие.

- В Санкт-Петербурге в Летнем саду стоит памятник: сидит человек с грустным и умным лицом, смотрит в даль, а вокруг него – лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные. (слайд 2)

- Догадались кто этот человек?

- Да, это И.А.Крылов и герои его басен. Дедушка Крылов, как его часто называли. А как вы думаете, почему животные являются основой этого памятника? (потому что животные подняли Крылова на высоту славы)

А необычное оно потому, что мы сегодня «полистаем» книгу известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова, вспомним его любимые басни и решим интересные задачки, героями которых стали хорошо известные вам литературные персонажи. Поэтому тема нашего занятия сегодня звучит: «А вот о том, как в баснях говорят…»

3. Актуализация знаний.

- Давайте вспомним, что такое басня?

- Кто является главными героями басен? (В баснях героями являются животные.)
- А на какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают, как люди? (на сказку)

- А чем басня отличается от рассказа, стихотворения, сказки? (имеет мораль)

- А что такое мораль? (нравоучение)

Басня – это небольшое часто стихотворное произведение, в котором содержатся поучения и осуждения отрицательных качеств человека. В них автор смеется над ленью, глупостью, грубостью в поведении человека. Каждая басня имеет основную поучительную мысль – мораль, которая дается в начале или в конце произведения.
- Итак, давайте приоткроем дверь и посмотрим, кто к нам пришел.

4. Чтение по ролям басни «Стрекоза и муравей». Решение задач.

- Дома группа ребят готовила чтение одной басни по ролям. И сейчас мы послушаем эту басню.

- Как называется басня, которую вы сейчас услышали? (слайд 3)

- Какова мораль этой басни? Как вы ее понимаете?

- А сейчас вам предстоит решить задачи, которые приготовил муравей.

Задача №1.

Летом стрекоза половину суток тратила на сладкий сон, половину оставшегося времени – на танцы, половину оставшегося – на песни, 3 часа на болтовню по телефону с подружками. Все оставшееся время она тратила на подготовку к зиме. Сколько времени в сутки стрекоза тратила на разные дела?

Решение: 1) 24 : 2 = 12 (ч) – стрекоза тратила на сон.

2) 24 – 12 = 12 (ч) – осталось.

3) 12 : 2 = 6 (ч) – стрекоза тратила на танцы.

4) 12 – 6 = 6 (ч) – осталось.

5) 6 : 2 = 3 (ч) – стрекоза тратила на песни.

6) 6 – 3 = 3 (ч) – осталось на разговоры по телефону.

7) 12 + 6 + 3 + 3 = 24 (ч) – спала, танцевала, пела, общалась.

8) 24 – 24 = 0 (ч) – готовилась к зиме.

Задача №2. (слайд 4)

2 муравья за 2 часа приносят в муравейник 2 соломинки. Сколько соломинок принесут 4 муравья за 4 часа?

Решение: Если 2 муравья за 2 часа приносят 2 соломинки, то эти же 2

муравья за 4 часа принесут 4 соломинки: 2 + 2. Тогда 4 муравья за

4 часа принесут 8 соломинок: 4 + 4.

5. Инсценировка басни «Ворона и лисица». Решение задач.

- Ваши одноклассники приготовили для вас инсценировку одной из басен И.А.Крылова. Посмотрите инсценировку, и скажи, как называется эта басня.

- Какова мораль этой басни? Как вы ее понимаете? (слайд 5)

- А теперь вам предстоит решить задачки про героинь этой басни.

Задача №3.

Узнайте, сколько весил кусок сыра, который держала в клюве ворона, если этот кусок и гиря в 1 кг уравновесятся половиной такого же куска и гирей в 2 кг?

Решение: + 1 кг = половина куска + 2 кг

1) Отнимем 1 кг с левой и правой чаши весов.

Получаем: = половина куска + 1 кг

2) Отнимем половину куска с левой и правой чаши весов.

Получаем: половина куска = 1 КГ.

Вывод: если половина куска весит 1 кг, то целый кусок будет

весить 2 кг.

Задача №4. (слайд 6)

Разрежьте головку сыра тремя разрезами на 8 частей.

Решение:

Задача №5. (слайд 7)

После поступка лисы вороны негодовали. Чтобы наладить мир, все вороны леса встретились на поляне со всеми лесными лисами. Можно было насчитать 24 головы, а вороньих ног и лисьих было поровну. Сколько ворон и лис собрались на поляне?

24 головы

вороны

лисы

22 головы

2х22 = 44 ноги

2 головы

4х2 = 8 ног

21голова

2х21 = 42 ноги

3 головы

4х3 = 12 ног

20 голов

2х20 = 40 ног

4 головы

4х4 = 16 ног

19 голов

2х19 = 38 ног

5 голов

4х5 = 20 ног

18 голов

2х18 = 36 ног

6 голов

4х6 = 24ноги

16 голов

2х16 = 32 ноги

8 голов

4х8 = 32 ноги

6. Басня «Лебедь, рак и щука». Решение задач.

- Название следующей басни предлагаю вам узнать, послушав ее мораль. (слайд 8)

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».


(Басня «Лебедь, рак и щука»)

- Кто главные герои этой басни?

- Как вы понимаете мораль этой басни?

Задача №6.

Переложите 3 палочки так, чтобы рак пополз обратно.

(Изображение рака дается в черном цвете. Красным цветом выделены палочки, которые нужно переложить.)

Решение:

Задача №7. (слайд 9)

Рак хочет переползти реку шириной 50 метров. Днем он проползает 25 метров вперед, а за ночь его относит на 15 метров назад. Через сколько дней он сможет добраться до противоположного берега?

Решение: 1) 0 + 25 – 15 = 10 (м) – прополз за 1 день.

2) 10 + 25 – 15 = 20 (м) – прополз за 2 день.

3) 20 + 25 – 15 = 30 (м) – прополз за 3 день.

4) 30 + 25 = 55 (м) – прополз за 4 день.

Ответ. Через 4 дня рак сможет добраться до противоположного берега.

7. Басня «Лисица и журавль». Решение задачи.

- А сейчас предлагаю вам прочитать следующую задачу и вспомнить название басни, герои которой упоминаются в задаче. (слайд 10)

Задача №8.

Журавль поставил на стол к приходу лисы кувшин с окрошкой весом 5 кг. Когда он съел половину окрошки, то кувшин с остатками окрошки весил уже 3 кг. Журавль доел всю окрошку. Сколько окрошки съел журавль? Сколько съела лиса? Сколько весит кувшин?(Басня «Лиса и журавль»)

- О чем эта басня?

- Какова ее мораль?

Решение: 1) 5 – 3 = 2 (кг) – половина окрошки, которую съел журавль.

2) 2 + 2 = 4 (кг) – съел журавль.

Раз журавль съел половину окрошки, а затем съел все, что осталось, значит он съел все один. Лиса не съела ничего.

3) 5 – 4 = 1 (кг) – весил кувшин.

8. Подведение итогов урока.

- Закончить наше занятие мне хотелось бы словами Михаила Васильевича Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

(М. Исаковский)

- Согласны ли вы со словами поэта?

- Какие задачи вам было интересно решать?

- Какие задания были для вас сложными? Оцените на индивидуальных бланках уровень сложности тех задач, которые мы сегодня решили.

- Спасибо за работу на уроке!

Список использованной литературы

1. Астахов А.Ю., Астахова Н.В. Математические олимпиады в стране сказок.- М.: Белый город, 2011.

2. Спивак А.В. Математический праздник. - М.: Бюро Квантум, 2004.

3. Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике. - М.: МЦНМО, 2004 .