Главная страница


Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках икт



Скачать 48.99 Kb.
НазваниеТолерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках икт
Гайдукова Ирина Николаевна
Дата04.03.2016
Размер48.99 Kb.
ТипДокументы

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Автор: Гайдукова Ирина Николаевна,

учитель математики, информатики,

заместитель директора по ВР

ГБОУ СОШ№374 Московского района

Санкт-Петербурга


    Формирование базовых компетенций учащихся является на сегодня приоритетной задачей в образовании. В последних программных статьях Интернет-журнала «Эйдос» (Е.И. Ивановой, Ф.Г. Ялалова, В.Ю. Пузыревского и др.) изложено дальнейшее развитие, уточнение и толкование компетентностного метода, ранее представленного Андреем Викторовичем Хуторским, как проектирование и реализация ключевых и предметных компетенций.

    В работе Е.И. Ивановой компетентностный метод в обучении определен как альтернатива знаниево-ориентированному методу, используемому до сих пор в большинстве учебных заведений. Данный метод заключается в увеличении объема знаний (энциклопедический). Как правило, этот метод не позволяет обучаемому быстро сориентироваться в учебной, а затем и профессиональной ситуации и приводит к ненужным потерям времени.

«Компетентностный подход предполагает соединение в единое целое образовательного процесса и его осмысления», что способствует выработке привычки у учащегося думать и принимать решение в зависимости от конкретной ситуации.

Понятие компетентности неотъемлем от понятия интеграции, то есть процесса установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированный на развитие и саморазвитие личности.  

    Есть три уровня интеграции: внутрипредметная - интеграция понятий, ЗУНов и т.п. внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Говоря о курсе информатика и ИКТ можно сказать, что он разделен на 3 составляющие: 

  •  теория хранения, передачи и обработки информации; 

  •  информационно-коммуникационные технологии и задачи формирования ИКТ- компетентности, т.е. умения использовать полученные ЗУНы при решении жизненных задач

  •  интеграция упражнений из разных наук.

 Третьей очень актуальной и важной составляющей на сегодняшний день должно уделяться как можно больше внимания, ведь использование упражнений только из имеющегося учебно-методического комплекса замыкает предмет на себе. Тогда маловероятно формирование не только вообще ключевых компетенций учащихся, но и даже ИКТ- компетенции.

  Сейчас информатика и ИКТ являются нитью, которая связывает ресурсы, возможности, знания, умения, навыки, виды деятельности и т.д. в один узел. И как никакой другой предмет дает возможность связывать знания из различных областей науки. Кроме того, содержание других дисциплин можно эффективно и взаимовыгодно использовать при закреплении ЗУНов по информатике и ИКТ.

  Таким образом, смоделированные задания могут оценивать два или несколько учителей-предметников. Выполнение моделированных заданий обеспечивает формирование базовых компетенций как учащихся так и учителей. Такой метод многие называют компетентностно -интеграционным. Здесь идет речь не о проведении интегрированных уроков в обычном понимании, а использование заданий из других областей науки для отработки, закрепления ЗУНов по информатике и ИКТ, а также этим предметам. К тому же не стоит «перекраивать» весь учебный курс ни по какому предмету, достаточно, изучив содержание дисциплин, смоделировать задания так, чтобы можно было выполнять их с использованием информационных и коммуникационных технологий. Для любой темы из любого раздела науки можно подобрать задание по любой теме из информатики и ИКТ.

Формы организации такого учебного процесса могут быть следующие:

  • Разовые задания-проекты, выполняемые в течение 5-15 минут;

  • Проекты средней длительности (серия уроков);

  • Проекты долгосрочные (четверть, полугодие).

 Механизмы реализации этого метода могут быть следующими: ·

  • Деятельность: исследовательская, учебно-познавательная, информационно-

аналитическая, социально-коммуникативная и др.;

  • Проектная мастерская: моделирование рабочих программ, разработка уроков и внеклассных мероприятий, моделирование заданий, упражнений и т.д.; 

  • Консультационный центр: ИКТ, русский язык и литература, физика, география и др.

  • Элективные курсы: «Способы подготовки аудио- и видеоматериалов для мультимедиа», «Психология публичного выступления» и др.

  • Система мониторинга: анкетирование, тестирование, определение качества работ и др.

   Суть метода состоит в том, что происходит интеграционное связывание структуры содержаний двух или нескольких предметов.

   Совместная работа над проектами на уроках информатики и ИКТ учителям:

· поможет развить профессиональные компетенции;

· поможет планировать совместные действия с другими учителями-предметниками и учащимися;

учащимся:

· поможет развить и формировать различные ключевые компетенции;

· поможет формировать функциональную грамотность;

· поможет развить процесс социализации школьников;

· даст возможность приложить свои ЗУНы к практически-значимым работам;

· сэкономит время;

· даст осознание и осмысление возможностей использования информационных технологий при выполнении различных задач, в том числе заданий по другим дисциплинам;

· повысит эффективность освоения других учебных предметов.

   Можно обнаружить, что компетентность на уроках информатики и ИКТ формируется за счет проектной деятельности, что предполагает коллективную работу. Многие обучающиеся не имеют навыков коллективной деятельности и этот метод наиболее подходит для её формирования. Здесь выступает следующее немаловажное понятие современной педагогики как толерантность.

«Толерантное воспитание на уроках информатики» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Она подразумевает терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

В коллективной деятельности реализуются следующие направления толерантного воспитания: ·

  • развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству.

  • · толерантность, терпимость к чужому мнению;

  • · умение вести диалог.

Помимо самой проектной деятельности можно также само понятие толерантности сделать темой проекта обучающихся.

Таким образом, на уроках информатики и ИКТ можно реализовать и компетентностный подход и воспитание толерантности, как приоритетные цели современного образования. Это позволит увеличить объем получаемой информации, структурировать её, повысить интерес к предметам, что в свою очередь приведет к повышению качества образования.