|
Томарова Ирина Викторовна
Томарова Ирина Викторовна
Развитие творческих способностей учащихся при обучении математики.
«Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет» Леонардо да Винчи
На основании Концепции модернизации российского образования и концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, основой обучения должна быть не воспроизводящая деятельность, а творческая, поскольку современному обществу требуется не просто грамотный человек, а человек, который свободно владеет знаниями, умеет мыслить логично, научно, творчески. Чтобы получить такие результаты работу надо начинать намного раньше.
Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Именно поэтому следует начинать работу по формированию творческих способностей учащихся как можно раньше и прививать учащимся способность мыслить, рассуждать, искать пути решения.
Работая в школе, я прихожу к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа. Если учитель хочет воспитывать действительно интересную личность, то он должен предлагать ему как можно больше заданий творческого характера, заданий которые приведут к необходимости думать, анализировать, искать пути решения или выбирать их из нескольких возможных. Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся на уроках математики – обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Одна из них – падение интереса к учёбе. К 11 классу, как показывают различные психологические опросы, интерес к учёбе сохраняют от 20 до 40 процентов учащихся. Чем объяснить такое падение интереса к учёбе? Возрастными особенностями школьников? Современным состоянием общества? Несомненно, эти факторы играют не последнюю роль. Но главная причина, мне думается, в другом.
Именно учитель ведет активную работу по формированию положительной мотивации у школьников, создаёт ситуации в организации учебного процесса, которые позволяют ученикам с разными способностями и подготовкой с удовольствием включаться в поисково-познавательную деятельность, испытывая успех при изучении математики.
Ведущей педагогической идеей опыта является – создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений и навыков – основы развития творческих способностей учащихся. Мною накоплен определённый опыт работы по формированию и развитию творческого мышления и математических способностей.
Представляю вашему вниманию обзор данного опыта: «Выявление и развитие творческих и математических способностей учащихся в процессе изучения математики».
Свою цель как учителя математики я вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определённый объём знаний, но – главное – в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребёнка.
Развивать мышление надо начинать с младшего возраста, поэтому уже в 5-6 кассах вводится курс «Наглядной геометрии», на котором из урока в урок предлагаются задания творческого характера. Очень много задач занимательного содержания или олимпиадного характера. Кроме того, на этих занятиях ребята «открывают» свойства геометрических фигур, выполняя практические задания. При этом учитель говорит о том, что данные свойства, будут ими доказаны в дальнейшем на уроках геометрии. Например, имея модель равнобедренного треугольника, прикладывая и сравнивая его элементы, ученики познают его свойства. Аналогично можно работать и с другими геометрическими фигурами, которые будут изучаться в 7-9 классах. Так же с 5-6 класса ведется активная работа по привлечению учащихся к олимпиадному движению. В этом возрасте интерес к предмету находится на высоком уровне и очень большое количество ребят с удовольствием принимают в этом участие. Работа по вовлечению в олимпиадное движение продолжается и далее в старших классах, когда ученики уже осознанно проявляют интерес к математике и считают ее важной и необходимой.
В нашей школе нет специализированных математических классов, но, тем не менее, математическому образованию уделяется особое внимание. В 8 классах ведется спецкурс «Избранные вопросы по математике», где рассматриваются интересные вопросы и темы, которые на уроках математики часто просто не хватает времени изучить. Это увлекает ребят, им интересно узнавать то, что находится за рамками школьной программы.
А в 10-11 классах спецкурс « Решение уравнений и неравенств с параметром» позволяет учащимся разобраться в решении задач, которые предлагаются на ЕГЭ и при этом успешно с ними справляться.
Интерес к математике поддерживаем, привлекая учеников к проектной деятельности. Я предлагаю ученикам проекты на математические темы. Работая над этими проектами, ученики находят много новой информации, просматривают большое количество литературы и тем самым развивают творческое мышление, приобретают способность к самостоятельной творческой деятельности. А все это необходимо как выпускнику, так и всем обучающимся. Это позволяет повысить интерес, а значит и уровень подготовки учащихся. |
|
|