Все проекты подразделяются по способу реализации
проект, реализуемый в системе уроков в течение всего учебного года;
проект, реализуемый в системе уроков в течение изучения одной монографической темы;
проект, реализуемый в течение одного урока;
проект, реализуемый на одном из этапов урока.
Например, указанные проекты выглядят так
Проект, реализуемый в течение изучения монографической темы
2.Проект, реализуемый на одном из этапов урока:
На этапе актуализации:
презентация информационного проекта;
виртуальная экскурсия.
На этапе формирования новых знаний, умений:
работа со справочной литературой;
ассоциациативные ряды.
Проект, реализуемый в течение одного урока: Формы урока-проекта.
О
рганизацию урока-проекта подразделяю на следующие этапы:
1 этап – организационный;
2 этап – исследовательский;
3 этап – математическая работа;
4 этап – творческий;
5 этап – презентация проекта;
6 этап – рефлексия.
Работая в 11 профильном классе, в рамках реализации проекта разработала следующую систему проведения уроков-проектов:
н/п
| Программный материал
| Тема проекта
| Время представления проекта
| Вид проекта
| 1
| Тригонометрические функции
| Вычисление значений некоторых тригонометрических функций без калькулятора и таблиц
| Октябрь
| Исследовательский
| 2
| Вычисление площади геометрических фигур
| Формула Пика в решении задач ЕГЭ на вычисление площади
| Декабрь
| Исследовательский
| 3
| Функции
| Графики функций в полярных координатах
| Февраль
| Информационный
| 4
| Тригонометрические уравнения.
Тригонометрические функции
| Графический метод решения тригонометрических уравнений и неравенств
| Апрель
| Исследовательский
| 5
| Производная, ее геометрический и физический смысл.
| Применение производной в экономике.
| Май
| Информационный
| Цель проектной деятельности в образовании - это активизация процесса обучения, своеобразный переход от развития личности к раскрытию интеллектуального и креативного потенциала личности, то есть, в конечном счете, к саморазвитию.
Практическая значимость:
1)обеспечивает возможность организации учебного процесса, отвечающего требованиям и целям обучения, отражающим основные принципы личностно-ориентированного подхода;
2) предполагает гибкость, широкую вариативность и дифференциацию как в выборе учащимися содержания, так и форм получения образования;
3) позволяет реализовать как уровневую (базовый уровень, профильный уровень, углубленный уровень освоения образовательных программ), так профильную дифференциацию, направленную на усвоение образовательных программ в определенной сфере с учетом способностей и познавательных потребностей обучаемых;
4) позволяет повысить мотивацию изучения предметов школьной программы.
Одно из достоинств проектной деятельности – это создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения:
реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
принимать самостоятельные решения;
поверить в свои силы.
Но наряду с положительными сторонами проектной деятельности нельзя не назвать и некоторые её недостатки. Например:
увеличение умственной нагрузки;
требование более сложной системы оценивания;
увеличение объёма работы учителя;
существование риска неудачного выполнения работы;
повышение эмоциональной нагрузки;
нарастание напряжения к сроку сдачи работы.
Значение проектной деятельности для учителя заключается в достижении главной цели образования – повышению качества образования учащегося.
Значение проектной деятельности для ученика заключается в повышении личной мотивации, получении новых знаний, в умении добывать эти знания.
Ресурсы
Кадровое обеспечение
| Имею высшее образование. окончила Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И.Менделеева по специальности «Физика, математика и информатика». Присвоена квалификация «Преподаватель физики, математики и информатики», 1994 год. Прошла следующие курсы повышения квалификации: курсы «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», автономное учреждение дополнительного профессионального образования ХМАО – Югры «Институт развития образования, г. Ханты–Мансийск 2010 г., регистрационный номер 42; курсы «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по математике». Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи», г. Москва, 16.04. - 9.06.2012г. регистрационный номер 0030493; курсы «Современные образовательные технологии как средство достижения метапредметных, предметных и личностных результатов, обучающихся в условиях введения ФГОС», ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», 2013г. Регистрационный номер 13294.
| Материально-технические ресурсы:
| имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям.
| Мотивационные ресурсы:
| система морального и материального поощрения.
| Программно-методические ресурсы
| Рабочие программы по математике.
Используемая рабочая программа разработана мною в полном соответствии с требованиями Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы образования, спроектированы индивидуальные личностно-ориентированные образовательные программы.
Авторские программы элективных курсов, дополнительного образования.
| Нормативно - правовые ресурсы
| 1.Закон Российской Федерации «Об образовании».
2.Положение о государственной итоговой аттестации выпускников 10 и 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ, утвержденное приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 г. № 1076;
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
4. Программа модернизации «Новая школа Югры».
| Цифровые образовательные ресурсы:
| Интернет ресурсы, электронные учебники, электронное сопровождение курса физики к учебникам, справочные материалы по темам, задания и тесты, кроссворды, созданные посредством программ Microsoft Power Point, Microsoft Word, Microsoft Excel.
|
6. Партнеры.
1.Обучающиеся (ученики 7 - 11 классов).
2. Родители обучающихся.
3. Администрация школы.
4 Учителя математики школы и города:
Райш Ольга Викторовна, МБОУ «СОШ№8».
Кучинская Ольга Витальевна, МБОУ «СОШ№8».
Афонина Светлана Анатольевна, МБОУ «Гимназия №1».
Олексюк Ольга Михайловна, МБОУ «СОШ№21».
7. Целевая аудитория Предполагаемое количество участников проекта: 75 человек. Возраст – 12-17 лет. Целевой аудиторией настоящего педагогического проекта являются учащиеся среднего и старшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя – предметники образовательной области «Математика», классные руководители), родители (законные представители). 8. План реализации проекта
№
п\п
| Мероприятия
| Сроки выполнения
| Ответственные
| 1
| Изучение теоретического материала по
выбранной теме.
| 2009-2010
учебный год
| Аюпова Л.Б.
| 2
| Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах.
| Период реализации
проекта
| Аюпова Л.Б.
| 3
| Изучение опыта коллег по формированию учебно- познавательных компетенций через использование проектной технологии. Внедрение в личную педагогическую практику метода проектов, позволяющего добиться реальных результатов при реализации данного проекта.
| 2010-2011
учебный год
| Аюпова Л.Б.
| 4
| Проведение психолого-педагогической диагностики учащихся.
| 2010-2011
учебный год
| Аюпова Л.Б.
Школьный психолог.
| 5
| Разработка программы, занятий элективного курса «Основы проектирования на уроках математики и во внеурочное время».
| январь-апрель
2012г.
| Аюпова Л.Б.
| 6
| Разработка и апробирование образовательного модуля «Использование методов проектной технологии на уроках математики как средства формирования учебно - познавательных компетенций»
| 2013-2014
учебный год
| Аюпова
| 8
| Участие в различных городских,
региональных, всероссийских конкурсах, фестивалях.
| период реализации проекта
| Аюпова Л.Б.
| 10
| Обобщение результатов проекта.
| 2013- 2014
учебный год
| Аюпова Л.Б.
| 11
| Анализ результатов, подведение итогов, мониторинг учителя и качества знаний учащихся. Поэтапный контроль, мониторинг результатов: рейтинг успеваемости, срезы, контрольные и самостоятельные работы, анкетирование, повторное психологическое тестирование, анализ и самоанализ.
| 2013-2014
учебный год
| Аюпова Л.Б.
Администрация школы.
| 12
| Разработка мастер- класса по использованию проектной технологии для учителей школы.
| 2013-2014
учебный год
| Аюпова Л.Б.
| 13
| Создание мини-сайта Аюповой Л.Б. на портале «Социальная сеть работников образования».
| 2011- 2012
учебный год
| Аюпова Л.Б.
| 14
| Защита проекта. Презентация.
| октябрь, 2014г.
| Аюпова Л.Б.
|
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Применение проектной технологии, сочетание в педагогической деятельности инновационных методов обучения с традиционными обеспечивает высокие результаты обучения по математике:
Учащиеся подтверждают свои знания на ЕГЭ и ГИА.
2010-2011 учебный год ГИА
| 72б
| 2011-2012 учебный год ЕГЭ
| 43б
| 2012-2013 учебный год ЕГЭ
| 46б
| 2013-2014 учебный год ЕГЭ
| 39б
| Мои ученики являются победителями, призерами олимпиад, конкурсов, фестивалей, конференций различного уровня:
Уровень олимпиады (школьный, районный, областной, всероссийский), дата
| предмет
| количество учащихся
| Призёры (место, Ф.И., класс,)
|
| 2009-2010 уч.г.
|
|
| Городской этап Всероссийской олимпиады.
| математика
| 2
| Гук Ксения 11б -13м
Панферова Наталья11б - 18м
| 2010-2011 учебный год
| XXIX Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике среди учащихся 6-7 классов «Эйдос»
| математика
| 1
| Магафуров Эмиль 6А класс
1-й лауреат. 8 место по России
| школьный
| математика
| 23
| 11 призовых мест
| городской
| математика
| 2
| Бобров Алексей 12м
| олимпиада УРФО
| математика
| 11
| От 25 до 89 баллов
Магафуров Эмиль -75б
Баширова Элиза – 89б
| Городской этап Всероссийской олимпиады
| математика
| 1
| Белозеров Егор 7А - 7м среди 70ч, 49%)
| III Всероссийская олимпиада школьников
по математике «Эврика»
| математика
| 13
| От 30 до 78 баллов, 5 место по России – Мордвинов Саша, Журавлева Софья.
| Олимпиада УРФО (I этап)
| математика
| 21
| От 30 до 86 баллов
| Олимпиада УРФО
( II этап)
| математика
| 3
| Железнякова Катя 86 б
Журавлева Софья 85б
Казадаев Даниил 85б
| Олимпиада УРФО
( III этап)
| математика
| 3
| Железнякова Катя 73 б
Журавлева Софья 73б
Казадаев Даниил 74б
| 2012-2013 учебный год
| Городской этап Всероссийской олимпиады.
| математика
| 2
| (Белозеров Егор 8А, Баширова Элиза 11А)18м
| Всероссийская олимпиада «Олимпус»
| математика
| 18
| участие
| 2013-2014 учебный год
| Городской этап Всероссийской олимпиады.
| математика
| 4
| Павлюков Виталий 10А 14м
Ситникова Анна 10А 16м
Башарин Алексей 11А 0м
Столбова Анна 11А 0м
| Всероссийская дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок»
| математика
| 12
| Антропенко Татьяна 6А 3м
Хубиева Карина 6А 3м
Кибизова Алена 6А 3м
Савинова Елизавета 6А 3м
Павлюков Виталий 4м
| Участие в научно-практических конференциях:
уровень участия дата
| тема
| класс
| Призёры (место, Ф.И.)
| 2010-2011 учебный год
| городской
| Слет научных обществ учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска
| 6А
| МойсейВиктория, участие
| межрегиональный
| Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира» («Проценты в нашей жизни»)
| 6А
| Мойсей Виктория, участие
|
| 2012-2013 учебный год
|
|
| городской
| Слет научных обществ учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска
| 8А
| Жалнина Екатерина
участие
| межрегиональный
| Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»
| 8А
| Жалнина Екатерина
участие
| региональный
| XV региональная студенческая X школьная научная конференция для школьников города Нижневартовска и Нижневартовского района (проводил НВГУ)
| 8А
| Жалнина Катя-1 место в секции «Современные проблемы математики и физики»
| городской
| XIII городской конкурс научно-исследовательских, опытно-конструкторских и творческих работ студентов и школьников
| 8А
| Жалнина Катя-2 место
| международный
| Международная молодежная научно-практическая конференция «Технологии будущего: экономика, право, образование». (Западно-сибирский институт финансов и права)
| 8А
| Жалнина Катя,3 место среди 17 участников
Издан сборник с работой.
| городской
| Первый городской конкурс социальных проектов «Время действовать»
| 8А
| 1 место в номинации «Твори добро» (реализованный проект)
|
| 2013-2014 учебный год
|
|
| Всероссийский
| Всероссийский конкурс исследовательских работ «Интеллект будущего»
| 9А
| Жалнина Екатерина 9А 2м
| Международный
| Международный конкурс исследовательских работ учащихся и студентов «Магнит познания»
| 9А
| Жалнина Катя 9А, лауреат
Издан сборник с работой
| Окружной
| III окружная конференция школьников и студентов «Новое поколение и общество знаний»
| 9А
| Жалнина Катя 9А, сертификат участника
Издан сборник с работой
| Международный
| Международный конкурс исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир»
| 6А
| Хубиева Карина 6А, лауреат
| Городской
| Слет научных обществ учащихся образовательных учреждений города Нижневартовска
| 6А
| Хубиева Карина 6А, участник
| Городской
| «Грани познания», заочный этап
| 2Б
| Аюпов Алмаз
| Межрегиональный
| Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»
| 6А
| Хубиева Карина 6А, участник
| Межрегиональный
| Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира»
| 2Б
| Аюпов Алмаз, участник
| Всероссийский
| II Международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов «Магнит познания»
Секция «Математика и информатика»
| 6А
| Хубиева Карина ,1-й лауреат
| Всероссийский
| II Международном конкурсе исследовательских работ учащихся и студентов «Магнит познания»
| 2Б
| Аюпов Алмаз,1-й лауреат
| 10. Перспективы дальнейшего развития проекта
В перспективе создание брошюры по обобщению опыта использования методов проектного обучения на уроках математики.
Разработка занятий элективного курса «Проектирование на уроках математики» для учащихся 10-11 классов. Мы видим перспективу развития проекта в расширении тематического поля, или расширении технологического поля за счет использования технологий флэш-анимации и SMART Note book. Для обеспечения доступности к мультимедиапродуктам проекта планируется создание WEB-ресурса «Проектно- исследовательские технологии на уроках математики».
Использованная литература
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2001.
Загвязинский В.И. Моделирование в структуре социально-педагогического проектирования. М., 2001.
Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002.
Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2003.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М., 2003.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.
Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение, интеллект и творчество // Исследовательская работа школьников. 2002. №2.
Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4.
Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. 2004. №1.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М., 2003.
Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. № 3.
|