Открытый урок по математике в 4-м классе специальной коррекционной школе VIII вида "Арифметические действия"
Цель: обобщить знания детей по теме «Арифметические действия».
Задачи:
Образовательная: закрепить изученные вычислительные приемы арифметических действий, умение самостоятельно анализировать и решать составные задачи.
Развивающая: развивать познавательные процессы младших школьников.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, прививать интерес к русскому народному творчеству.
Оборудование: классная доска, экран, компьютер, проектор, наглядные пособия, мультимедийная презентация, заготовки с раскрасками для домашнего задания с примерами на обороте. Дети в русских народных костюмах для создания сказочной атмосферы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок, На сказочный урок. Не хотим лениться, Будем все учиться.
– Добрый день, дорогие ученики! Я рада видеть вас на уроке математики. За 4 года вы очень многому научились. Пришло время показать свои знания. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме «Арифметические действия». Вы догадались, что урок у нас необычный.
– Скажите, вы любите сказки? А путешествовать? (Да.) Тогда, в добрый путь!
II. Актуализация знаний.
1. Чистописание. Выполнение заданий на моторику.
Приготовили тетрадки, Сели ровно, не спешим. Напишите день недели, Не забудьте про число. В классе места нет для лени! Вы уже не малыши!
(Дети записывают дату и день недели.) Задание 1. (Слайд 3).
2. Постановка цели:
На уроке математики Будьте очень вы внимательны! Что учили – повторим, Все, что знаем – обобщим. Будем с вами мы считать, Вычитать и умножать! Сказка не заставит ждать, Если сможете загадку отгадать.
3. Отгадывание загадки:
Братца Маша позабыла И подружку навестила. Мимо птицы пролетали И мальчишку увидали. Посадили на крыло, Улетели далеко.
(Слайд 4).
– Из какой сказки эти птицы? (Из русской народной сказки «Гуси-лебеди»).
– Чем они необычны ? (Находятся на службе у Бабы-Яги).
– Назовите героев сказки, с которыми вы познакомились на уроке чтения. Кто сочинил эту сказку? (Русский народ).
– А вы хотели бы помочь Маше вернуть братишку? Для этого нам нужно попасть в сказку. Сказка непростая, математическая. Поэтому в портфель мы положим свои знания об арифметических действиях. Они уж нам точно пригодятся.
4.Устный счет. Повторение компонентов арифметических действий.
– Как называются числа при сложении (вычитании, умножении, делении)?
– Как изменяются числа при сложении? (Увеличиваются на несколько единиц).
– Как изменяются числа при вычитании? (Уменьшаются на несколько единиц).
– Как изменяются числа при умножении? (Увеличиваются в несколько раз).
– Как изменяются числа при делении? (Уменьшаются в несколько раз).
Задание 3. Арифметический диктант с комментированным письмом. Работа в тетрадях.
Первое слагаемое - 30, второе слагаемое – 25. Найдите сумму. (55)
Уменьшаемое - 500, вычитаемое – 200. Найдите частное. (300)
Первый множитель – 90. Второй множитель 2. Найдите произведение. (180)
Делимое – 30. Делитель – 5. Найдите частное. (6)
53 увеличить на 2. (55)
46 уменьшить на 16. (30)
7 увеличить в 3 раза. (21)
6 уменьшить в 2 раза. (3)
К произведению чисел 4 и 8 прибавить частное чисел 16 и 2. (40)
Сумму чисел 20 и 5 разделить на 5. (5)
III. Работа над материалом урока.
(Слайд 5)
– Закрываем глаза. Начинаем математическое путешествие в русскую народную сказку «Гуси-лебеди».
Релаксация под музыкальное сопровождение к фильму-сказке «Гуси-лебеди». Показ видеофрагмента «Гуси-лебеди» (1949 г. И. Иванов, А. Снежко-Блоцкая). Время показа 3 мин. 40 с.
"Далеко за горной кручей Там, где лес шумит дремучий, Гуси-лебеди живут. Здесь избушка есть и в ней Нет ни окон ни дверей. В этой старенькой избушке Живет дряхлая старушка, Что зовут бабой-ягой С костяной одной ногой. Гуси-лебеди ей служат, Со старухой этой дружат. Вот однажды в ранний час Строгий шлет она наказ: – Эй, бездельники, летите, Время даром не тяните, Мне мальчишку принесите!
Вот у крайнего у дома Видят мальчик незнакомый. Он живет в семье простой С мамой, папой и сестрой. Мама с папой по утрам Уезжают по делам. И сегодня на заре Обещали детворе Привезти для радости Пряники и сладости. И еще как уезжали, То сестрице наказали Со двора не убегать, Братца Ваню не бросать. Но сестрица из избушки Поиграть ушла к подружке, Бросив братца одного, И забыла про него.
Гуси тихо подлетели, Покружили, поглядели, Быстро мальчика схватили И на крылья посадили, Унеслись за облака, Не оставив и следа".
"И за стаей вслед сестренка Побежала им вдогонку. Возле быстрой речки Стоит дымиться печка. – Печка, печка подскажи Путь мне к братцу укажи".
– Пирожок возьми ржаной И реши пример ты мой. Дашь мне правильный ответ, Подскажу, где братца след.
Задание 4. Решение примеров на порядок действий. (Слайд 6). Примеры записаны и распечатаны как картинки с изображением пирожков для каждого ученика.
(20 : 2 + 7) − 3 ∙ 3 + 27 : 9 = 11 45 : 9 + 3 ∙ 6 = 23
"Долго шла сестра вперед, Видит яблоня растет, И висят на яблоньке Наливные яблочки".
– Яблонька, скорей скажи, Где мой братец подскажи.
– Яблочки сперва откушай, Уравнения послушай. Чему равен X найди Да за братиком беги.
(Слайд 7)
Задание 5. Решение уравнений. На доске нарисована яблоня цветными мелками. Яблоки вырезаны из цветного картона с уравнениями на обратной стороне. Прикреплены магнитами.
"И пустилась дальше в путь. Долго ль коротко идет, Времени потерян счет. Видит перед ней река Плещется из молока. Вместо берегов у ней Затвердел густой кисель.
– Речка, реченька скажи, Где мой братец подскажи".
– Ты, девица не ленись, Ниже к камню наклонись. Есть под ним задачи. Их реши впридачу. Если очень поспешишь – Ты к избушке прибежишь.
Задание 6. Блицтурнир. (Слайд 8).
«Ванюше – 3 года, а Машенька в 4 раза старше. Сколько лет Машеньке?» (12)
«У отца с матерью было 100 рублей. Отец купил колесо для телеги за 10 рублей. Мать купила 3 м ткани по 20 рублей на сарафан. Сколько денег осталось у родителей на сладости детям?» 100 – (10 + 20 ∙ 3) = 30 руб.
«На яблоне растет а зеленых яблок и в яблок красных. Сколько всего яблок на яблоне?» (а + в)
«У Бабы-Яги возле избушки а гусей-лебедей. 5 гусей улетело за Ванюшей. Сколько гусей осталось возле избушки?» (а –5)
"Добралась, и перед ней Видит: стая лебедей Спит на озере лесном Тихим крепким птичьим сном. И изба на курьих ножках Без дверей и без окошка. На земле перед избушкой Брат ее сидит Ванюшка. Девочка схватила брата И пустилась в путь обратный".
Физкультминутка.
– Вы, девчата, не зевайте! Срочно бабку отвлекайте. Про матрешек петь начните, Вы, мальчишки, подхватите.
Мы веселые матрешки (Выполняют девочки)
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки, (Руки на пояс, приседания. Хлопки в ладоши). На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки. (Приседая, выставляют ножку. Хлопки в ладоши). В сарафанах наших пестрых, ладушки, ладушки, (Показывают сарафаны. Хлопки в ладоши). Мы похожи, словно сестры, ладушки, ладушки. (Повороты направо, налево. Хлопки в ладоши).
Выполняют мальчики.
Вот мы руки развели, (Разводят руки). Словно удивились. (Схватились руками за голову). И друг другу до земли В пояс поклонились! (Поклон в русском стиле).
"А тем временем старуха Воротилась в дом и сразу Обнаружила пропажу, И отправила за ней Своих преданных гусей". В три ряда по три летят, Девочку догнать хотят.
Задание: сосчитайте, сколько гусей полетело за Машей. (3• 3 = 9)
Девочка бежит вперед, Стая вслед не отстает, Добежала до реки, Просит: «Речка, помоги!» – Лезь под бережок крутой И реши пример простой, Чтоб гусей отогнала Речки сильная волна.
– Ребята, давайте задержим гусей, пока Маша прячется. Решим примеры.
Задание: решение примеров на доске:
– Вспомните, как умножить число на 10, 100, 1000? (Приписать справа 0)
– Как разделить число на 10, 100, 1000? (Зачеркнуть нужное количество 0)
Решение примеров командное: девочки – 1 столбик, мальчики – 2 столбик с выходом к доске.
"Дети дальше наугад Ищут путь домой назад. Видят, ждет у речки Их с пирогами печка".
– В печку полезай, дружок, Съешь побольше пирожок.
Физкультминутка.
– Ребята, поможем Ванюше съесть пирожки.
Ча, ча, ча Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах) Чи, чи, чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной) Будет всем по калачу (4 прыжка на месте) Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой) Осторожно, горячо (ходьба на месте).
"Время близится к закату, Воротились сестра с братом. Огляделись, отряхнулись, И родители вернулись. Много было радости, Пряников и сладостей".
IV. Рефлексия.
– Наконец, Маша и Ванюша вернулись домой. Вы им сегодня помогли. Какие знания нам понадобились во время путешествия в сказку? Что мы повторили?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание:
раскрасить иллюстрацию из сказки, решить примеры. |