|
Значение ручного труда Значение ручного труда.
Занятия трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию.
Трудовую деятельность детей можно разделить на 4 основных вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями, ручной труд. Разделение это условно, так как чётких границ между ними нет. Каждый вид трудовой деятельности имеет свои особенности, своё содержание. Такое разделение труда даёт возможность определить работы, к которым целесообразно привлекать детей, а также их значимость в процессе трудового воспитания.
Слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей. Поэтому передо мной встала проблема определения содержания работы. Я поняла, что имею дело не с абстрактным коллективом, который нужен, чтобы через него поддерживать дисциплинированность и нравственность отдельных воспитанников, с индивидуальными характерами, с их собственным жизненным опытом.
В своей работе надо идти не от коллектива к ребёнку, а от кропотливой работы с ребёнком, к созданию нравственно здоровой среды, способной предоставить благоприятные условия для развития каждого.
Цель моей работы можно определить как формирование самостоятельной творческой личности, способной развивать свой потенциал. Исходя из этого, были определены направления в работе:
развивать творческие способности детей.
формировать коммуникативные качества.
создавать условия для самореализации.
развивать внимание, память, воображение, мелкую моторику.
Следует помнить, что результативность трудового воспитания во многом зависит от его организации. Давая детям те или иные задания, следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: состояние здоровья, наличие навыков и умений. В своей работе сочетаю индивидуальные и коллективные формы организации деятельности детей. Индивидуальный подход осуществляю путём упрощения или усложнения заданий.
При выборе объектов труда учитываю, что изделие должно иметь общественно полезное значение, то есть возможность его использовать в группе, дома, для подарка. Трудовое задание должно быть посильным для ребёнка.
Организация трудовой деятельности включает в себя постановку цели, планирование, овладение трудовыми навыками и способностями работы, сам процесс труда, получение труда и его оценку. Способность ребёнка успешно овладевать приёмами труда и самостоятельно выполнять трудовые задания определяется высокоорганизованной и сложной работой головного мозга. Благодаря нормальной работе головного мозга человек способен осознать цель предстоящей деятельности. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие головного мозга человека было известно ещё во 2 веке до н. э. в Китае. Специалисты утверждали, что занятия с участием рук и пальцев приводят гармоничные отношения тело и разум. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга.
Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев во время работы с природным материалом или с бумагой весьма полезна и для подготовки руки к письму.
Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего- нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.
В процессе формирования творческой деятельности выделила 3 этапа:
выработка практических умений и навыков. Здесь имеют место точность, исполнительность, рациональное использование материала, соблюдение порядка на рабочем месте.
формирование и расширение знаний детей, обогащение новыми впечатлениями.
развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применение его в другой ситуации.
На своих занятиях строго соблюдаю эти этапы, так как каждый из данных этапов служит логическим продолжением предыдущего, а последний обобщающим во всём процессе. Причём практическая деятельность постепенно усложняется, обогащается за счёт заданий творческого характера.
Рассмотрим три уровня практической деятельности детей на занятиях по ручному труду, отражающие этапы формирования основ творческой деятельности.
работа копия (по образцу) имеет большое значение в обучении, так как не только показывает, что и как делать, но и способствует развитию произвольного внимания, учит смотреть на предмет в целом, видеть его основные части, детали. Но при воспроизведении готовых образцов дети лишены возможности создавать изделия самостоятельно и по замыслу, то есть активизировать мышление, развивать воображение.
зная, что дети смогли бы внести свои изменения, я стала предлагать работу с внесением изменений в основные детали. Такое задание дало детям возможность внести в изделие что- то своё, отличное от других - это способствовало расширению представлений о конструктивных возможностях данного материала и развитию технического мышления.
так же на занятиях даю детям творческую работу по содержанию своего варианта изделия.
Дети должны были воспроизвести по памяти все необходимые знания, проявляя выдумку, закрепляя практические умения и навыки, полученные на других занятиях.
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод, что ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка. Именно практическая деятельность позволяет ему «переводить» сложные абстрактные действия из внутреннего (невидимого) плана во внешний (видимый), делая их более понятными. Разумеется, подобное значение не может быть придано любой ручной работе. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приёмами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рака», а не развитие личности.
Ручной труд является, прежде всего, средством для развития сферы чувств эстетического вкуса, разума и творческих сил - то есть общего развития ребёнка. Это и есть основная цель.
Перспективный план продуктивной деятельности на год.
Старшая группа.
Сентябрь
Аппликация «Овощи на тарелке»
Цель: учить детей вырезать круглые и овальные формы из квадрата и прямоугольника, плавно срезая углы, разрезать бумагу по кривым и ломаным линиям. Учить детей сочетать элементы композиции по цвету, размеру, форме, дополняя их характерными деталями.
Аппликация «Цыпленок»
Цель: познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги, когда пространство заполняется кусочками бумаги неправильной формы.
Конструирование из природного материала «Птицы»
Цель: учить детей делать из природного материала птицу по образцу. Развивать воображение мелкую моторику рук.
Октябрь
1 .Конструирование из бумаги «Игрушка зайчик»
Цель: учить детей изготавливать из цилиндров разнообразных животных. Учить детей планировать свою деятельность, подбирать необходимый материал, творчески подходить к работе.
Аппликация «Нарцисс»
Цель: учить детей выполнять усложненный вариант аппликации с частичным наклеиванием деталей, что предает изображению объемность. 'Продолжать учить детей вырезать овал и круг из квадрата и прямоугольника.
Конструирование из строительного материала «Гараж с двумя въездами» Цель: учить детей подготавливать основу для перекрытий, ориентироваться на плоскости, намечать очертание будущего сооружения. Учить детей обдумывать план постройки, договариваться.
Ноябрь
Ручной труд из бумаги «Корзиночка»
Цель: учить детей складывать квадратный лист на шестнадцать маленьких квадратиков, делать надрезы по четырем линиям сгиба, складывать и склеивать корзиночку. Развивать внимание воображение, мышление, мелкую моторику рук.
Поделки из природного материала «Домашние птицы»
Цель: продолжать учить детей создавать поделку по замыслу. Развивать фантазию, творчество.
Аппликация «Петушок, золотой гребешок»
Цель: учить детей составлять сюжетную аппликацию; использовать дополнительные материалы (цветные нитки) для украшения работы.
Декабрь
Ручной труд из бумаги и картона «Сказочный домик»
Цель: учить детей делать более сложные конструкции из квадрата. Закрепить умение складывать квадрат на шестнадцать маленьких. Украсить домик путем наклеивания бумаги (окна, двери).
Конструирование из строительного материала «Разнообразные мосты» Цель: учить детей планировать постройку. Учить детей выделять этапы создания конструкции. Развивать мышление.
Игрушки из бумаги и картона «Елочные игрушки»
Цель: учить детей обводить шаблоны на бумаге, сложенной вдвое. Продолжать учить детей вырезать предмет по контуру.
Январь
Поделки из использованных материалов «Высотные здания из обклеенных коробок»
Цель: начинать учить детей оклеиванию готовых коробок. Из нескольких оклеенных коробок сделать многоэтажное здание, путем склеивания коробок между собой.
Конструирование из строительного материла «По замыслу»
Цель: учить детей самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать 'необходимый материал, ориентироваться на плоскости.
Аппликация «Царство диких зверей» (коллективная)
Цель: учить детей вырезать более сложные изображения-фигурки животных. Сначала делают с помощью трафаретов, затем рисуют сами. Развивать зрительную память, глазомер, мелкую моторику рук.
Февраль
Игрушки из использованных материалов «Машина из коробок»
Цель: продолжать учить детей обклеивать коробки бумагой. Склеивать коробки между собой, завершать работу приклеиванием колес, окон, дверей.
Конструирование из строительного материала «Улицы города»Цель: учить детей конструировать сообща, уметь договариваться и обыгрывать постройку.
Аппликация из бросового материала «Экзотические рыбки»
Цель: учить детей аккуратно наклеивать элементы аппликации, располагая их в последовательном порядке. Дополняя работу разными деталями (бумагой, камнями).
Март
Поделки из бумаги и картона «Качалка»
Цель: учить детей складывать круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба. Показать, как вырезать у круга одну четвертую часть. Учить детей украшать работу деталями из цветной бумаги.
Поделки из использованных материалов «Заяц из поролона»
Цель: познакомить детей со свойствами материала. Объяснить, как срезать углы и грани, предать куску поролона округлую форму.
Аппликация «Белая лилия»
Цель: учить детей изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию. Развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию.
Апрель
Конструирование из строительного материала «Самолет»
Цель: учить детей строить самолет, используя в качестве образца рисунки- чертежи. Учить детей выделять основные части самолета (кабина, фюзеляж, пропеллер, шасси...). 2.Игрушки из бумаги и картона «Чебурашка»
Цель: объяснить и показать, как сложить круг по диаметру, чтобы образовались две линии сгиба, делящие его на четыре равные части.
Аппликация «Кошечки, собачки»
Цель: учить детей выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей. Учить аккуратно выполнять работу.
Май
1 .Поделки из природного материала «Декоративное панно»
Цель: учить детей делать панно из природного материала по любому рисунку-образцу.
Поделки из бумаги «Кошечка» (из полоски бумаги)
Цель: учить детей складывать полоску в нужную форму и склеивать. Дополнять работу цветной бумагой.
Аппликация «Мимоза»
Цель: учить детей наклеивать комочки из бумаги, мелкие боковые надрезы, симметричное вырезание, объемное наклеивание.
|
|
|