|
«Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» Старшая группа.
Тема: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область «Познание»
Познавательно-исследовательская и
продуктивная (конструктивная) деятельности
(1 раз в неделю)
Конструирование «Дома»
Формирование элементарных математических представлений
(1 раз в неделю)
Проблемная ситуация «Чтобы в доме было комфортно»
Формирование целостной картины мира
(1 раз в неделю)
Путешествие «Мой край»
Образовательные области «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы»
(2 раз в неделю)
Варианты:
Путешествие «Мой город – Челябинск»
Беседа «Моя Родина». Чтение З.Александрова «Родина»
Образовательная область «Художественное творчество».
Рисование
(2 раз в неделю)
Декоративное рисование «Уральская роспись»
Рисование «Городские дома»
Аппликация.
(0,5 раз в неделю)
Аппликация «Троллейбус»
Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет. Тема. Мой город – Челябинск. НОД в рамках реализации программного содержания темы
«Мой дом, мой город, моя страна, моя планета». Основной вид деятельности. Познавательная деятельность. Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей. Форма проведения. Творческая игра «Путешествие». Цель. Расширение представлений детей о родном городе. Интеграция содержания образовательных областей. Коммуникация. Развивать слуховое внимание, память. Формировать умение составлять рассказ по фотографиям. Социализация. Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, близлежащими улицами. Дать понятие «малая родина». Познакомить с символикой города: флаг, герб. Воспитывать любовь к родному городу, его истории, воспитывать чувство гордости за то, что мы – челябинцы – жители такого удивительного, неповторимого города Безопасность. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, расширять знания о светофоре. Предварительная работа. Рассматривание альбома «Челябинск», целевые прогулки по микрорайону. Материалы к занятию. Фотографии улиц города и объектов, аудиозапись для создания музыкального фона, флаг и герб города Челябинска.
Ход деятельности. 1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности.
— Дети, посмотрите в окно.
Вот волшебное окно
Загляни скорей в него
Там загадочный и странный
Удивительный и разный
Не придуманный ни кем
И знакомый всем, всем, всем
Где живём и ты, и я
Этот мир – наш любимый город Челябинск. — Воспитатели нашего детского сада собирают информацию для нашего сайта в интернете. Они попросили вас составить рассказ «Наш любимый город Челябинск». Вы справитесь с этим заданием?
— Как нам лучше это сделать? Дети предлагают свои варианты 2. Планирование деятельности.
— Что для этого необходимо? (ответы детей)
Вместе с детьми вырабатывается алгоритм действий.
Примерный вариант:
игра – путешествие
составить рассказы (сочинительство)
— На каком транспорте лучше путешествовать по городу? (ответы детей)
— Вы не возражаете, если я буду экскурсоводом? Экскурсовод – человек, который много знает и делится своими знаниями с другими людьми. 3. Творческая игра «Путешествие».
Дети распределяют роли.
Скажите, пожалуйста, как называется наш город? (Челябинск)
Как называют людей, живущих в Челябинске? (челябинцы)
Какая река протекает по нашему городу? (Миасс)
Какие улицы и проспекты есть в нашем городе? (ответы детей)
Как называется улица, на которой стоит наш детский сад? (ответы детей)
— Челябинск – наш родной город, наша малая родина. Нашу экскурсию мы начнём с улицы Худякова. Улица Худякова названа в честь героя Великой Отечественной войны Николая Худякова. В 1943 году Николай Худяков добровольцем ушёл на фронт. Воевал в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Смело сражался челябинец танкист Николай Худяков с фашистами, в одном из боёв подбил три танка. Был дважды ранен, но не покинул поле боя. Николай Худяков погиб, защищая нашу Родину. Но челябинцы не забыли своего героя, и в честь него назвали нашу улицу (фото Николая Худякова). — Напротив нашего детского сада находится сквер. Это место отдыха, где вы с вашими родителями летом гуляете. Что интересное есть в этом сквере? (ответы детей)
— Фонтан «Три кита». Три кита держат на своём хвосте Земной шар (фотография фонтана)
— А вы знаете, что этот сквер назван в честь врача, который спас наш город от страшной болезни. В давние годы напала на наш город страшная болезнь, от неё умирали животные и люди. Никто не знал, как лечить эту болезнь. Приехали в Челябинск молодые врачи из Петербурга, чтобы помощь челябинцам. Среди них был Степан Андреевский. Долго пытались врачи найти лекарство от этой болезни, но ничего у них не получалось. Степан Андреевский заразил себя страшной болезнью. Он записывал всё, что он чувствует, как протекает эта болезнь. Ему было очень больно, он умирал. Его записи помогли его товарищам создать лекарство от болезни. Они вылечили Степана Андреевского и много других людей. Этот подвиг врача не забыли челябинцы, и в честь него назвали наш сквер. — Мы продолжим наше путешествие по Челябинску. Наш автобус едет по улице Воровского. Она названа в честь Вацлава Воровского, политика и литератора. Посмотрите, пожалуйста, налево, это – Первая городская больница города Челябинска, здесь опытные врачи лечат вас и ваших родителей (фотография).
— Развлекательный комплекс «Киномакс» (фотография). Кто из вас здесь бывал? (рассказы детей)
— Вот наш автобус выезжает на площадь Революции (фотография). Это центр нашего города. Здесь проходят парады и демонстрации. Выйдем из нашего автобуса, погуляем по площади.
— В городе Челябинске очень много транспорта, но все шофёры соблюдают правила дорожного движения, слушаются светофора. И мы поиграем с вами в игру «Светофор» Физкультминутка «Светофор»
Светит красный светофор:
Нет проезда – стой, шофер!
Стоят на месте. Светит желтый – значит жди,
Свет зеленый впереди.
Выполняют полуприседание Вот зеленый светофор –
Поезжай вперед, шофер!
| Шагают по кругу под текст стихотворения
Стук-стук-стук, динь-динь-день,
Так мы ездим целый день.
Нужно слушаться без спора
Указаний светофора.
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
На улице будьте внимательны, дети!
Твёрдо запомните правила эти.
С. Яковлев
|
— Продолжим наше путешествие. Мы едем с вами по проспекту Ленина. За окном мелькают магазины, аптеки, кафе и рестораны. Люди идут по тротуарам. Это центр города, поэтому здесь нет заводов и фабрик. Но мы с вами знаем, что Челябинск – город-труженик. В Челябинске много заводов и фабрик, но все они находятся в других районах города.
— А где работают ваши родители? (ответы детей)
— Проезжаем мимо Педагогического университета. Здесь учатся будущие учителя и воспитатели. Кто из вас хотел бы стать учителем или воспитателем, и учиться в этом университете? (ответы детей)
— Наш автобус едет по улице Энтузиастов. Энтузиасты – это люди, которые начинают новые, необычные дела, а таких энтузиастов много в нашем городе Челябинске. Мы проезжаем школу (фотография). Многие из вас будут учиться в этой школе, когда вы подрастёте. В Челябинске очень много детских садов, школ, колледжей, институтов и университетов. Есть в Челябинске библиотеки. Челябинцы – образованные люди, они много читают.
Скажите, пожалуйста, ласковые слова о нашем городе (ответы детей)
Назовите самое красивое место в городе (ответы детей)
Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы город оставался красивым и чистым? (ответы детей)
— Путешествие наше закончилось. Мы вернулись на улицу Образцова, дом 6а, в наш любимый детский сад. Улица Образцова названа в честь учёного Образцова Владимира Николаевича (фотография). Образцов изучал и проектировал железнодорожные станции. Он был одним из организаторов первой детской железной дороги. — А вы знаете, что у нашего города есть флаг и герб (фотографии). На флаге и гербе города Челябинска изображён золотой верблюд на фоне крепостной стены. Челябинск вначале был крепостью, которая стояла на окраине России, и защищала россиян от набегов врагов. Через наш город проходили караваны торговцев с востока. А в те давние времена не было машин, поездов, самолётов. Люди ездили на лошадях и верблюдах. Верблюд – сильное, выносливое животное, которое может долго идти без воды и пищи, нести тяжёлые грузы, перевозить людей. Поэтому челябинцы выбрали верблюда символом города. Разминка «Считалочка».
Один-два — все вставайте,
Три-четыре — приседайте,
Пять-шесть — повернитесь,
| Семь-восемь — улыбнитесь.
Девять-десять — не зевайте,
Свое место занимайте.
|
Сочинительство.
— Итак, составьте, пожалуйста, небольшой репортаж о нашем городе Челябинске. Посмотрите внимательно на эти фотографии. Они напомнят вам о нашем путешествии.
Желающие дети рассказывают, педагог записывает рассказы детей.
— Как мы назовём наш репортаж?
Дети предлагают варианты, выбирают название репортажа.
— Недаром говорят челябинцы: «Наш Челябинск – самый лучший город на планете!» 4. Результат деятельности и рефлексия (оценка).
— Как вы думаете, всё ли получилось, что было запланировано нами? (ответы детей)
— Что помогло нам справиться с заданием и как мы это сделали? (ответы детей)
— Получилось ли так, как мы планировали? (ответы детей)
— Спасибо, вы многое запомнили из моего рассказа и рассказали в своём репортаже. Мне это приятно. В течение дня попросить каждого ребёнка составить репортаж.
По возможности, рассказы детей помещаются на сайте группы или детского сада. Все рассказы детей печатаются, иллюстрируются детьми и оформляются в книгу. Аутотренинг.
Дружат солнце и весна
Дружат звезды и луна
Дружат в море корабли
Дружат люди всей земли.
И в нашей группе дружные дети.
Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет. Тема. Мой край. НОД в рамках реализации программного содержания темы
«Мой дом, мой город, моя страна, моя планета». Основной вид деятельности. Познавательная деятельность. Форма деятельности. Совместная деятельность взрослых и детей. Форма проведения. Путешествие. Цель. Расширение представлений детей о родном крае. Интеграция содержания образовательных областей. Социализация. Знакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края. Вызвать желание рассматривать картины и фотографии о природе Урала. Познакомить с гербом и флагом Челябинской области. Формировать интерес к истории родного края. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к своей малой Родине, уважение к людям труда. Познание. Расширять представления детей о диких животных и птицах Челябинской области. Безопасность. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе. Коммуникация. Развивать слуховое внимание, память. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями Предварительная работа. Рассматривание альбома «Птицы и животные Челябинской области», чтение (презентация) «Правила поведения в лесу». Материалы к занятию. Аудиозаписи «Сказочный Урал» (группа «Карамель»), картины и фотографии о природе Урала или презентация «Мой край – Челябинская область».
Ход деятельности. 1. Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности.
Звучит первый куплет песни «Сказочный Урал», в исполнении группы «Карамель»
В сказочном Урале мы живём,
Так привольно нам в краю родном.
Горы и вершины, реки и долины,
Нам всегда ласкают взор.
Сосны исполины, кедры и рябины,
Манит нас лесной шатёр.
Зеленей, расцветай мой родимый край,
Зеленей, расцветай, мой любимый край. — А вы хотели бы увидеть наш сказочный Урал? (ответы детей)
— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты 2. Планирование деятельности.
— Мы можем отправиться в виртуальное путешествие.
— Как вы думаете, что для этого необходимо? (ответы детей)
— Вы не возражаете, если я буду экскурсоводом?
Вместе с детьми вырабатывается алгоритм путешествия. 3. Путешествие.
— Итак, наше сказочное путешествие начинается. Сначала мы отправимся в прошлое. Послушайте «Сказ об Урале». («Сказ об Урале» Н.Агапова)
Давно это было. Жил в городе Санкт-Петербурге царь-государь. Звали его Петром I. Умный был царь, много читал, много учился и много работал.
Слуги Петра I поехали по России-матушке в солдаты мужиков звать, да и в наш Уральский край заглянули. Едут полем, едут лесом, едут мимо рек быстрых, озер глубоких да гор высоких. Вдруг лошади встали и не могут идти дальше, будто к земле приросли. В это время ехал мимо на лошади уральский мужик. Спрашивает он у солдат, кованые ли у коней копыта. Копыта лошадей защищают железные подковы.
Глянули слуги на лошадь мужика, а она не кована. Идет себе лошадь по дороге, а лошади слуг Петра I стоят на месте и не могут идти дальше. Испугались слуги, вернулись к царю и рассказали, что горы на Урале чудные, волшебные. Коней кованных к себе притягивают, идти дальше не дают.
Понял царь, чем богаты Уральские горы. И послал он людей ученых в тот волшебный край. Вот они ему ответ шлют: много на Урале лесов, рек, озер, руды железной, золота, а каменьев самоцветных видимо-невидимо.
— Никто бы не увидел эти богатства, если бы не уральцы-труженики. Уральцы добывают железные руды, золото, самоцветы из Уральских гор. Уральцы создают прочные и красивые изделия. Про Урал говорят: «богатимо богат» – богат и славен наш Урал. И мы с вами счастливы, что живем в таком удивительном крае, гордимся его историей, достижениями уральцев.
— Кто нарисован на гербе и флаге Челябинской области? (ответы детей)
— Серебряный двугорбый верблюд с золотой поклажей символизирует мудрость, долголетие, верность традициям родного края и терпение. Красный цвет – это цвет жизни, любви, здоровья, символ мужества уральцев, огонь наших заводов. Золото напоминает об уникальности природы нашего края, о богатстве недр.
— Но не только золотом да самоцветами богат наш край. Богата природа нашего края, есть у нас горы и степи, леса и поля, реки и озёра. Посмотрите, сколько животных и птиц живёт в нашем краю!
— Продолжаем наше виртуальное путешествие. Я предлагаю вам, словно птицы полететь над нашим Уральским краем. Летим на север нашей Челябинской области. Здесь горы и леса, озёра и реки, много заповедников. Заповедники – это заповедное место, место, где люди только гости, а хозяйка этого места природа, и её дети – растения, животные, птицы.
— А эти высокие горы – Таганай, что по-башкирски означает «подставка для луны».
Легенда гласит, что жил в этих местах Таганай и три его сына. Владел Таганай секретом долгой жизни. Подговорил леший Шурале старших братьев украсть секрет у Таганая, пообещал им несметные богатства. Только Таганай догадался о предательстве сыновей и прогнал их. Со стыда провалились под землю старшие братья. А Таганай от обиды на неблагодарных сыновей окаменел, в гору превратился.
— Младший сын Селямбай, не знал о предательстве братьев. Когда отец его в гору превратился, ушёл он жить на реку Миасс. Был он добрым, приветливым. Потянулись к нему люди. А место это Селябой прозвали, а позже стали Челябой, Челябинском называть.
— Много чудес в таганайских горах. Вот Долина сказок. Кажется, что какой-то волшебник превратил жителей гор в каменные статуи. А это Каменная река. Бежит она вдаль, а воды нет, одни камни.
— Озеро Зюраткуль находится высоко в горах. Легенда гласит, что гордая красавица Юрма, нечаянно разбила волшебное зеркало. Один осколок зеркала улетел высоко в горы и превратился в прекрасное озеро. Оно стало сердцем гор и его назвали Зюраткуль, что по-башкирски означает сердце – озеро.
— Ильменский заповедник. Слово «ильмень» означает небольшие озёра. В Ильменском заповеднике 30 озёр. Отдохнём и мы на берегу озера.
|
|
|