Главная страница

Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь



Скачать 251.77 Kb.
НазваниеСемья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь
Дата13.07.2016
Размер251.77 Kb.
ТипДокументы

ОПЫТ РАБОТЫ.

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение. И

если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность».

В. А. Сухомлинский

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, я, в тесном сотрудничестве с родителями, особое внимание уделяла обучению детей правилам дорожного движения.

Проблема: В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы.

Психологи установили, что дети в силу своих психологических возрастных особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:

  • Неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

  • Быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;

  • Преобладание процессов раздражения и возбуждения над процессами торможения;

  • Преобладание потребности в движении над осторожностью;

  • Стремление подражать взрослым;

  • Недостаток знаний об источниках опасности;

  • Переоценка своих возможностей.

Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев.

Актуальность работы состоит в том, что первое воспитательное учреждение, первый внесемейный социальный институт, с которым вступают в контакт родители – это детский сад. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Ведь как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также отсутствие качественного обучения дошкольников правилам дорожного движения направляет педагогов и родителей нашего детского сада на поиск новых, более совершенных подходов в решении данного вопроса. Я предлагаю систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме, чтобы создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему, должен стать воспитатель детского сада. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Практически ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях гибнут и получают увечья дети. За 5 месяцев текущего года в Российской Федерации произошло 7047 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в которых 302 ребенка погибли и 7271 были травмированы. Если говорить об общих тенденциях с детским травматизмом на дорогах, то следует отметить, что по сравнению с 2005 годом до сих пор удавалось снижать количество погибших детей на дорогах. Так, если в 2005 году погибло 1405 детей, то по итогам 2008-2009 годов, число погибших подростков составило 1085 человек, иными словами - предпринятыми мерами удалось сохранить 320 детских жизней.

Вернувшись из отпуска, не только дети, но и взрослые не сразу включаются в ритм городской жизни. Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

К сожалению, подобное поведение на дорогах наблюдается все чаще и вне зависимости от сезона. Это позволяет сделать вывод, что основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, считают себя быстрыми и ловкими.

Во избежание несчастного случая водители, пассажиры и пешеходы должны знать правила дорожного движения, быть осторожными и внимательными. Эти качества и знания нужны также самым юным пешеходам – детям.

Работая по программе «Из Детства в Отрочество» я изучила раздел познавательного развития и сделала вывод, что ни в одной из предложенных тем не освещаются вопросы, связанные с безопасностью движения. Учитывая актуальность проблемы, я разработала систему профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка. Накопленный и систематизированный материал нашел отражение в обобщенном опыте моей работы по теме «Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма».

Цель работы: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города. Цель реализуется путем решения нескольких задач:

  • Создать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобрести новые знания о правилах дорожного движения.

  • Познакомить с правилами дорожного движения.

  • Использовать различные средства и формы работы для познания детьми правил дорожного движения.

  • Научить детей пользоваться правилами дорожного движения на практике.

  • Помочь детям познать окружающий мир через знакомство с правилами дорожного движения, сформировать опыт познавательной деятельности, сохранив индивидуальность каждого ребенка.

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью близких людей, бережное отношение к окружающему миру.

  • Формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятие окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

  • Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

В своей работе я учитывала следующие принципы:

      • Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.

      • Принцип дифференциации, т. е. создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.

      • Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.

      • Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.

      • Принцип этапности, т. е. построение работы от простого к сложному.

      • Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.


При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок-пешеход;

  • Ребенок – пассажир городского транспорта;

  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

В связи со всем вышесказанным работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить плавно, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропустил через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада.

Я считаю, что в процессе обучения детей ПДД нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя».

Поэтому значительное место я отвела практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучали на практике правила для пешеходов, наблюдали дорожное движение, закрепляли ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нем самостоятельно. Поэтому я считаю, что особое внимание должно быть уделено организации наблюдений и экскурсий. Детей следует размещать в таком месте, где группа не мешала бы движению и могла наблюдать нужные на данной экскурсии объекты.

Я уже говорила о том, что работа по изучению правил дорожного движения не должна быть одноразовой акцией. Вместе с тем опыт практической работы – мой и моих коллег – показывает, что и «распылять» эту работу тоже не следует. Целесообразнее всего, на наш взгляд, каждый учебный год посвящать этой работе одну-две недели целиком, так сказать, полностью «погружать» детей в эту проблему. Затем полученные знания закреплять у детей в течение всего года путем организации игр, занятий, досугов, прогулок и наблюдений, конкурсов рисунка.

Обучая детей правилам поведения на улице, важно использовать разнообразные формы и методы работы. Правила дорожного движения написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Дошкольников же необходимо знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров в других, доступных для них, формах. Это беседы, обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии, заучивание стихов, чтение художественных текстов, просмотр видеофильмов, настольные и дидактические игры.

Работа проводится комплексно по всем разделам воспитания и обучения. На всех ее этапах важно взаимодействие: психолог – педагог – родитель – ребенок. Знания закрепляю в играх, развлечениях, соревнованиях, конкурсах. Именно во время игр у детей воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, то есть все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасности.

Обязательным условием для решения вышеперечисленных задач является создание правильной предметно-развивающей среды.

В группе должны быть: оборудование для игр, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки. Макет перекрестка, на котором представлены проспекты, перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки. Используя макет, можно знакомить детей с такими темами, как: «Наша улица», «Пешеходы на улице», «Транспорт», «Светофор», «Пешеходный переход», «Перекресток», «Сигналы регулировщика».

В группе следует разместить дидактические игры по безопасности: «Как избежать неприятностей», «Валеология и здоровый малыш», «Если малыш поранился», «Природные и погодные явления», а также дидактические игры по изучению ПДД: «Умный шнурок» (дорожные знаки), «Учим дорожные знаки», «Внимание! Дорога!», «Чья машина быстрее преодолеет препятствия», «Азбука пешехода», «Дорожные знаки».

Работа по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице является составной частью познавательных занятий изодеятельности, конструирования, ОБЖ. Возможно проведение комплексных занятий.

При организации поездок с детьми в автобусе или во время пешеходной экскурсии педагог берет на себя ответственность за их жизнь и здоровье. Поэтому особое внимание следует уделить вопросу безопасности дошкольников в общественных местах, на улицах. Заранее приглашаю на экскурсию родителей, у которых есть возможность сопровождать детей. Напоминаю детям, что на улице надо вести себя очень осторожно. Обращаю их внимание на движение пешеходов и транспорта, разъясняю понятия «пешеход», «светофор», «наземный переход» и т. д.

Я старалась формировать знания безопасного поведения у детей поэтапно:

  • Диагностика

  • Расширение первоначальных представлений, накопление новых знаний

  • Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности.

  • Формирование чувства ответственности – ребята понимают и усваивают предъявляемые к ним требования

  • Развитие чувство контроля и самоконтроля; при обучении правилам безопасного поведения эти качества помогают детям правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Создавая систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно-транспортного травматизма, я условно разделила ее на три блока: работа по самообразованию, работа с детьми и работа с родителями.

Проблемами профилактики дорожно-транспортного травматизма занимаются органы ГИБДД, медицинские работники, учителя. Анализ методической литературы, периодических профессиональных изданий показал, что в последнее время и в системе дошкольного образования повысился интерес к данной проблеме. Педагоги понимают ее важность и необходимость работы в этом направлении.
Я определила 5 этапов работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

1 этап – информационный, в который входит создание информационной тематической базы и анализ тематических материалов.

2 этап – технологический, который содержит систему реализации целей и задач работы: разработка вопросов для диагностики детей, составление плана целевых прогулок, перспективного плана, разработка конспектов занятий, дидактических игр.

3 этап – организационный, направленный на создание предметно-развивающей среды группы.

4 этап – практический, включающий занятия, игры, целевые прогулки, изготовление макетов.

5 этап – результативный, в котором анализируются результаты усвоения детьми знаний, приобретение ими навыков и умений и делаются выводы по итогам проведенной работы.

1 этап – информационный

Тема, по которой я работаю, очень значима и актуальна.

Сохранить жизнь и здоровье детей – значит, сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом в стране растет число дорожно – транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами и получают травмы дети.

Изучение правил дорожного движения необходимо начинать именно в детском саду, т.к. ребенок – дошкольник наиболее восприимчив и готов к формированию устойчивых привычек.

С 2007 года в нашем ДОУ большое внимание уделяется работе по профилактике ДДТТ. Эту работу мы начали с создания необходимой нормативно-правовой базы.

В детском саду разработана инструкция воспитателям по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Проведение инструктажа -1 раз в квартал (внеплановый и плановый).

Первым шагом моей деятельности стала работа над самообразованием.

В своей работе я использовала материалы методической литературы:

1) Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б. «Безопасность» Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, М.: АСТ – АТД, 1998 г.;

2) Программа Т.Н. Дороновой «Радуга» РАЗДЕЛ «Безопасность»;

3) «Как обеспечить безопасность дошкольников» К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др.

5) «Правилам дорожного движения надо учить» Управление ГИБДД УВД

6) «Правила дорожного движения дошкольникам» - Черепанова С.Н. 2008 г. Москва, а так же периодические издания и др.

Изучила всю методическую литературу по этой теме. Познакомилась с имеющимися программами по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на улице, опытом работы коллег, представленным в периодических изданиях (Приложение № 1)

Главным образом меня интересовал вопрос наличия доступного материала для педагогов-дошкольников по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей, его качество, а также инновации в работе по данной проблеме.

Анализ показал, что литература представлена в достаточном количестве, но почти весь материал доступен, в основном, детям школьного возраста. Поэтому я, опираясь на изученный материал, создала свою систему работы с детьми старшего дошкольного возраста. Этой проблемой и ее вопросами я заинтересовалась по следующим причинам: Во-первых, по моему мнению, профилактике дорожно-транспортного травматизма уделяется не достаточное внимание. Во-вторых, у детей понижен интерес к знакомству с правилами дорожного движения, отмечается низкий уровень знаний о причинах дорожно-транспортного травматизма. В- третьих, меня саму заинтересовала информация, связанная с правилами дорожного движения, знание дорожных знаков и их значения на улицах нашего города.

Изучив всю литературу по теме для себя сделала вывод, что все авторы приходят к одной основной цели — оказать помощь педагогам в организации работы по обучению детей правилам безопасного поведения на улице. Для реализации поставленной цели необходимо:

— овладеть основным содержанием правил безопасного поведения на улице;

— изучить методику использования различных видов деятельности для охраны жизни и здоровья детей;

— научиться видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;

— уметь выявлять уровень знаний детей о правилах безопасного движения на улице.

Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. В исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. На современном этапе предлагаются различные подходы к воспитанию у детей безопасного поведения на улице.

В работе Ц. Васильевой считается необходимым организовать специальный кабинет для проведёния занятий с детьми. В кабинете должны быть оборудование для игры, место для проведения занятий, настольные игры, дорожные знаки, действующий макет части города. На макете в миниатюре представлены улицы, площади, перекрестки, дома, светофоры, мосты, машины. Используя макет, воспитатель знакомит детей с темами: ‘Наша улица”, “Пешеходы на улице”, “Транспорт, светофор” и т.д. Слайды, изготовленные родителями, диафильмы делают преподносимый материал интересным, легко запоминаемых Вся проводимая таким образом работа по обучению детей правилам безопасного поведения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр.

В работе Ц. Васильевой отмечается, что самое главное — создать в группе эмоциональный настрой. Эмоциональный положительный настрой к изучению правил безопасного поведения формируют и игры — дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примёры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами, такие, чтобы дети дёйствительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Многими исследователями в качестве важного условия сознательного заучивания правил безопасного поведения выделяется — формирование знаний у детей.

Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев.

2 этап – технологический

Следующим этапом моей работы стала разработка вопросов по определению уровня знаний детей о правилах дорожного движения, и подбор наглядного материала для диагностики.

Используя методические рекомендации «Программы обучения и воспитания в детском саду», я разработала вопросы

(Приложение № 2)

Проведя серию индивидуальных и групповых бесед, проанализировав данные диагностики и выявив уровень знаний детей, я убедилась в актуальности выбранной темы работы. Первоначальная диагностика показала низкий уровень знаний детьми правил дорожного движения (Приложение №2 )

На основе этих данных я составила тематическое перспективное планирование по следующим разделам:

- перспективный план целевых прогулок,

- перспективный план занятий познавательного цикла по ознакомлению детей с ПДД,

- план работы с родителями.

Завершающим этапом моей работы над самообразованием по теме стало тематическое перспективное планирование. Я составила перспективные планы, реализация которых позволила решить поставленные задачи.

(Приложение № 3)

3 этап – организационный.

Для познавательного развития детей неоспоримое значение имеет правильно организованная предметно-развивающая среда.

Предметы, пособия, книги, являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям:

- расширять кругозор,

- уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания,

- активизировать собственные познавательные интересы.

Для этой цели силами воспитателей и родителей были приобретены дидактические игры по ПДД, дорожные знаки для настольно – печатных игр, подобраны коллекции дорожных знаков, сделаны макет, план перекрестков. В группе есть карты города Твери.

Основной интерес вызывают у детей изготовленные макеты улиц, напольный коврик с дорожными знаками и разметкой. Значение этого состоит в том, что дети имеют возможность познакомиться с материалами не только наглядно, но и использовать все пособия в свободной самостоятельной деятельности. Все представленные пособия и дидактический материал постоянно пополняется и обновляется в соответствии с разработанным планом.

Мною были подобраны дидактические (Приложение №4), настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры, которые помогают формировать у детей знания о правилах дорожного движения.

План пополнения предметно-развивающей среды в старшей и подготовительной группе, перспективный план реализации задач по профилактике дорожно-транспортного травматизма через разные виды деятельности. План целевых прогулок по улицам нашего города.

Придерживаясь этих направлений, я приступила к материальному обеспечению своей работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей.

В старшем возрасте ребенок учится систематизировать и анализировать свои знания, самостоятельно добывать и обогащать их. Исходя из этого, в групповом помещении необходимо создать среду, в которой ребенок мог бы постоянно взаимодействовать и получать новый опыт, новые знания. Поэтому следующим шагом моей работы стало создание развивающей среды в группе.

Мною накоплен и применяется практический материал:

  • Макет «Перекресток»;

  • План площади Капошвара;

  • Фотоальбом «Моя улица»;

  • Познавательная литература;

  • Картотека игр по ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • Атрибуты к сюжетно-ролевым играм с правилами;

  • Настольно-печатные игры;

  • Видеофильм о ПДД.

Весь этот материал представлен в предметно-развивающей среде группы.

Наработанный мною опыт я обобщила в практике формирования системы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми старшего возраста, который включает в себя систему работы с детьми, систему работы с родителями и систему самообразования.

4 этап – практический

Система работы с детьми.

Для организации полноценного познавательного развития детей необходимо использовать разные методы, приемы, формы работы с детьми.

Учитывая это, я составила перспективный план по ознакомлению детей с правилами дорожного движения через разные виды деятельности (Приложение № 3)

Важнейшим методом педагогического воздействия я считаю такие наглядные методы, как наблюдение окружающей действительности, рассматривание плакатов, фотографий, видеофильмов. При проведении наблюдений я учу детей замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Непосредственное наблюдение детьми имеет большое значение для развития познавательных процессов – восприятия, памяти, воображения. В процессе наблюдений я развиваю мыслительную деятельность детей путем поиска ответов на поставленные мною вопросы, сравнения. Наблюдения проводятся на целевых прогулках по улицам города, по дороге к станции Юннатов, на участке детского сада.

В своей работе я использую разные виды наблюдений: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные. Сравнительные наблюдения считаю самыми ценными для развития мыслительной деятельности детей. На целевых прогулках по улицам города мы сравниваем различные виды транспорта, наличие дорожных знаков, расположение зданий.

При проведении наблюдений я соблюдаю дидактические требования к наблюдениям, как методу обучения:

- выбираю такие объекты наблюдения, чтобы они были интересны детям, доступны обсуждению.

- все происходит в естественной обстановке.

- даю целевую установку для наблюдения.

- знания детей после наблюдений получают свое развитие в рисунках, игре, рассказах.

- обогащаю словарь и развиваю связную речь детей.

Перспективный план целевых прогулок приведен

в (Приложении №3)

Рассматривание плакатов, фотографий, видеоуроки я считаю важным методом обучения детей, так как наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых мест. Рассматривание наглядности развивает наблюдательность, мыслительные процессы, такие как сравнение, различия, обобщения, а также обогащает речь. Картинка дает пищу воображению, творческой деятельности детей. Рассматривая иллюстрации книг, плакаты, фотографии, дети расширяют свой кругозор, получают представления о правилах ДД, которых нет в их личном опыте.

В своей работе я часто использую такие словесные методы как рассказ, беседа, чтение художественной литературы. Они приучают детей к мышлению на основе слова, обогащают знания детей, развивают наглядно-образное мышление.(Приложение №8)

Я широко применяю игровые методы и приемы, которые очень важны для повышения познавательной активности детей. Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры в поездки, путешествия. Дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры.

В организации деятельности детей я использую различные формы работы. Тематические занятия – это основная форма работы с детьми. Назначение занятий состоит в углублении, обобщении опыта детей, в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности. Обучение я строю, как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Тематические занятия повышают мыслительную активность детей. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, обращения к опыту детей. Дети учатся самостоятельно анализировать, делать выводы.

Я составила перспективный план занятий по знакомству с правилами дорожного движения. Планирование способствует системному усвоению детьми знаний по данной теме. (Приложение №3)

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляется в игровой форме. В группах имеются  настольно-печатные игры на закрепление понятий: проезжая дорога, тротуар, улица, знакомство с некоторыми видами транспорта, дорожными знаками.

Я посчитала возможным сформировать систему работы с детьми по профилактике дорожно-транспортного травматизма через знакомство с правилами дорожного движения, дорожными знаками.

Она включает в себя:

  1. Занятия познавательного цикла.

  2. Целевые прогулки по улицам нашего города.

  3. Праздники, игры, задания, развлечения, планируемые узкими специалистами на занятиях по развитию творческих способностей, музыкальному развитию, физическому воспитанию.

  4. Чтение художественной литературы

  5. Включение работы в совместную и самостоятельную деятельность детей по изучению правил дорожного движения.

В перспективное планирование включены занятия, беседы, экскурсии и целевые прогулки к перекрёстку, к автобусной остановке и др., а так же наблюдения за различными видами транспорта. (Приложение №6)

Приступая к своей работе, я посчитала необходимым выяснить уровень знаний у детей о правилах дорожного движения. Для этого я составила перечень вопросов по правилам дорожного движения с детьми старшего и подготовительного возрастов.

Анализ ответов детей по диагностике:

  • Если ребенок дает на вопрос правильный, развернутый ответ – воспитатель оценивает этот ответ 2 баллами.

  • Если ребенок дает неполный ответ, по наводящим вопросам, то его ответ оценивается 1 баллом.

  • Если ребенок дает неверный ответ или молчит, то воспитатель ставит 0 баллов.

Из формулировок вопросов опросника видно, что в системе работы над профилактикой дорожно-транспортного травматизма с детьми важно не только знание воспитанниками основных правил дорожного движения, но и сформированность отношения у детей к окружающему миру, умение использовать эти основные правила в жизни.

Система работы с родителями.

Одновременно с работой по самообразованию, диагностированию детей, формированию предметно-развивающей среды я начала работу по образованию родителей в системе профилактики дорожно-транспортного травматизма, знания правил дорожного движения, потому что я считаю, что эту работу невозможно было бы качественно реализовать без помощи и участия самих родителей.

Работа по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма  ведётся  и с родителями воспитанников: в течение года планируются и проводятся консультации для родителей на определённую тематику, оформляются папки-передвижки, проводятся совместные развлечения.

В работе с родителями я использовала следующие формы:

  • Анкетирование; (Приложение №5)

  • Составление плана работы с родителями на основании поставленных задач и анализа анкет; (Приложение №3)

  • Проведение совместных мероприятий в рамках поставленных задач.

На начальном этапе работы мне необходимо было выяснить отношение и заинтересованность родителей к данной проблеме. Я составила анкеты, провела опрос и выяснила их мнение и пожелания в этой области. Промежуточные результаты работы не сиюминутны, они отсрочены во времени, их сложно измерять цифрами и процентами. Да нужно ли это делать? Однако, анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей правилам безопасного поведения на улице, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения. Все родители приветствовали работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, (с вопросами анкеты, можно познакомиться в (Приложении №5).

Анкетный опрос родителей показал:



Необходимость продолжения работы в данном направлении:



Для работы с родителями я выбрала фронтальные формы работы:

  • Анкетирование

  • Родительские встречи: «Встречи за круглым столом».

Было проведено две встречи. На первой из них я попыталась заинтересовать родителей, показать важность работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Выяснилось, что у самих родителей не хватает знаний по данной теме.

В дальнейшем я информировала родителей с помощью информаций в папках-передвижках, проводила индивидуальные беседы. В результате у родителей и у детей пополнились знания о правилах дорожного движения в целом. Это свидетельствует о том, что уровень представлений о функциях детского сада изменился от простых требований к партнерской деятельности. (Приложение №6)

Родители приняли активное участие в создании и обогащении развивающей среды в группе. С их помощью изготовлены: план участка детского сада, макеты, планы: «Наша улица», «Площадь». Изготовлены карты-схемы: «Улица», «Площадь Капошвара», «Район ДДМ и детского парка», карта центральной части города Твери. Родители приняли участие в создании фотоальбома « Моя улица».

Так же с их помощью приобретены дидактические и настольно-печатные игры, плакаты.

В начале своей работы я ощутила некоторые затруднения во взаимодействии с родителями по проблемам профилактики дорожно-транспортного травматизма. Родители не понимали необходимости работы в данном направлении. В начале учебного года на предложение о сотрудничестве откликнулись только 4 человека из 20. Но в дальнейшем они стали проявлять большой интерес к этой проблеме. И в конце 2010 учебного года количество родителей, взаимодействующих с воспитателем по проблеме профилактики дорожно-транспортного травматизма у детей увеличилось до 15 человек, что составило 75,5 %. Этому способствовало:

  • Анкетирование

  • Индивидуальные беседы

  • Родительские встречи

  • Консультации (индивидуальные и групповые)

Я считаю, что родители внесли большой вклад в решение задач по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей. И своим примерам помогли заинтересовать детей соблюдать правила дорожного движения.

5 этап – результативный

На начало работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в старшем дошкольном возрасте при анализе результатов диагностического обследования были выявлены следующие данные:

С высоким уровнем ЗУН – 22 %

Со средним уровнем ЗУН – 33 %

С низким уровнем ЗУН – 45 %

Данные результаты показали недостаточное или полное отсутствие знаний у детей о правилах дорожного движения.

За период работы в практикуемой мною системе, я отметила существенное изменение в уровне знаний правил дорожного движения, которое отражает диагностическое обследование дошкольников на конец года.

Высокий уровень ЗУН – 58 %

Средний уровень ЗУН – 41 %

Низкий уровень ЗУН – 1 %

Данный результат обследования детей говорит о качестве выбранной мною методики.

В подготовительной к школе группе я продолжила работу с детьми по системе профилактики дорожно-транспортного травматизма. Для выявления уровня ЗУН в этой области я тоже провела диагностическое обследование.

Результаты диагностического обследования показали некоторое снижение уровня ЗУН по сравнению с концом предыдущего учебного года.

Высокий уровень ЗУН – 65 %

Средний уровень ЗУН – 35%

Низкий уровень ЗУН – 0%

Эти результаты объясняют следующие причины: во-первых, в начале любого учебного года наблюдается снижение основных мыслительных процессов дошкольников. Во-вторых, из группы ушло два ребенка, имеющих высокий и средний уровень знаний правил дорожного движения, а на смену им пришли дети, не знакомые с системой этой работы, они и показали низкий результат по диагностике.

В течение учебного года я планирую продолжить работу по профилактике дорожно-транспортного травматизма, надеюсь, что дети покажут высокие результаты по диагностике в этой сфере.

На заключительном этапе моей работы, я с уверенностью могу сказать, что у детей, а так же и у родителей, обогатились знания о правилах дорожного движения, о профилактике дорожно-транспортного травматизма.

У детей появился интерес к познанию и соблюдению правил дорожного движения. Так по результатам итоговой диагностики, уровень знаний изменился очень значительно.

На начальном этапе работы детей с высоким уровнем знаний по данной проблеме было лишь 22 %, в конце уже - 65% детей показали высокий уровень знаний правил дорожного движения. Средний уровень показали 35% детей, низкого уровня не было ни у кого. Результаты диагностики меня очень порадовали.
Активное сотрудничество с детским садом к тому, что родители стали нашими помощниками в организации совместной деятельности.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о важности и значимости работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Через наглядную агитацию, родительские собрания, консультации, совместные праздники, конкурсы, стараемся привлечь родителей к данной проблеме, указывая на ее важность, значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Мы будем продолжать работу в этом направлении, т.к. важнее здоровья и безопасности наших детей ничего нет. Ребенок усвоит правила дорожного движения, если работу вести систематически, ненавязчиво, в игровой доступной ребенку форме, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.
Уберечь ребенка от беды на дорогах – долг нас, взрослых!