Главная страница

Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии старших дошкольников



Скачать 83.49 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии старших дошкольников
Дата02.07.2016
Размер83.49 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии старших дошкольников.


На коррекционных занятиях задачи по развитию лексики, понятий антонимов и синонимов, должны решаться в процессе обобщений, формирований понятий. Существуют понятия, различные по объему и степени отвлеченности и обобщенности. В связи с особенностью познавательной деятельности, дети дошкольного возраста осваивают лишь те понятия, существенные признаки которых достаточно ярко выражены и доступны для наглядно-действенного и наглядно-образного способа мышления.

Огромное значение имеет так же работа над словом как единицей языка, и в первую очередь над его многозначностью. Этот подход обеспечивает собственно языковое речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умение сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связности речи и повышению уровня общей речевой культуры .

Таким образом, программа обогащения и активизации словаря должна включать в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления знаний о предметах и явлениях, формирования понятий, следующие задачи:

1. Раскрытие многозначности слова;

2. Расширение запаса синонимов и антонимов;

3. Формирование умения правильно употреблять слова;

Но очень важно, что в дошкольном возрасте ребенку предстоит полностью освоить богатство родного языка, многообразие способов построения простых и сложных предложений (синтаксис); системы склонения и спряжения, традиционные формы словоизменения (морфологию); средства и способы образования слов (словообразования). Итак, связная речь – это не просто последовательность слов и предложений это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он так же совершенствует свою речь, учась мыслить. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, лексического состава, грамматического строя.

Рекомендуется использовать в работе по усовершенствованию устной речи детей лексические циклы и альбомы на различные лексические темы, такие как: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Осень», «Посуда», «Продукты питания», и т.д.

Подобранный таким образом материал позволяет решать лексические задачи:

1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.

2. Обеспечить освоение социально-закрепленного содержания слов.

Решение этой задачи предполагает:

а) Овладение значением слов на основе их точного соотношения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям.

б) Освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.

в) Проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация словаря, т.е. не только знание слов, но и введение их в практику общения.

Итак, содержание работы по лексике опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей об окружающем их мире. Альбомы по лексическим темам можно использовать как в подгрупповой, так и в индивидуальной работе с детьми. Подбор материала осуществляется с постепенным усложнением в трех следующих направлениях:

1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различия и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления лексической работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании лексических циклов. В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радио передач и т.д.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет речь ребенка в конце дошкольного возраста содержательной, достаточно точной и выразительной .

Реализация работы по лексике осуществляется через систему групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. А использование альбомов по различным лексическим темам позволяет осуществлять эту работу на более качественном уровне.

Так же использование лексических циклов позволяет проводить работу по развитию и совершенствованию грамматического строя речи детей, на подгрупповых и индивидуальных занятиях с использованием тематических альбомов, где подобраны дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием. На таких занятиях происходит обучение детей таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывает определенные трудности: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде, образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др. Поэтому материал для тематических альбомов отбирается таким образом, чтобы дать детям широкую и, по возможности, полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помочь детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении.

Языковой материал лексических циклов позволяет дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам и в соответствии им давать индивидуальное задание.

Последовательность становления грамматической стороны речи обусловлена строением языка, а так же традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности, общению ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей очень не одинаков и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Работу по грамматике необходимо построить так, чтобы предоставить каждому ребенку решать посильные речевые задачи. Использование тематических альбомов с подбором разнообразных дидактических упражнений, игр с разной степенью трудностей позволяет более качественно проводить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по развитию речи, по всем разделам языка.

Проведение занятий небольшими подгруппами с использованием тематических альбомов позволяет лучше узнавать возможности своих воспитанников, вовлечь в речевую деятельность мало активных и застенчивых ребят. Это особенно важно при выполнении заданий на самостоятельное образование новых слов и их форм. В таких упражнений ребенок накапливает опыт творческого использования своих умений, что совершенно необходимо для полноценного овладения грамматическим и лексическим строем языка. Игры и упражнения, подобранные по разным разделам языка с разной степенью усложнения в решении этой задачи не заменимы .

Дифференцированный подход в формировании антонимии и синонимии


Работа по обогащению и активизации словаря у детей включает в себя следующие задачи:

  • ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;

  • раскрытие многозначности слова;

  • расширение запаса синонимов и антонимов;

  • формирование правильного употребления слова в связной речи.

Можно предложить следующую методику проведения коррекции

антонимии и синонимии у детей среднего и старшего возраста.

На первом занятии, используя ряд вопросов, детей подводят к пониманию того, что каждый предмет имеет свое название, каждое слово что-то обозначает. Затем задаются вопросы, требующие определения слова (например, слово «ручка»), Внимание детей обращается на то, что, рассказывая о предмете, говоря о том, какой предмет, что с ним можно делать, они употребляют разные слова. Детям говорится, что если употреблять слова не думая, неправильно по смыслу, то получается непонятно. В качестве примеров приводились записанные взрослыми детские высказывания («Папа, иди шепотом», «Мама, я ботинки наизнанку надел» и т.п.); дети должны были исправить их.

На втором занятии детей подводят к тому, что есть слова, похожие и противоположные по смыслу. Предлагаются задания, выявляющие представления, которые стоят у детей за словом (например: «Что может быть хмурым?» «А что может быть солнечным?»); такие задания способствуют формированию правильного понимания и употребления синонимов и антонимов, развитию оценки высказываний по смыслу.

На третьем занятии даются ситуация для подбора слов, близких и противоположных по значению; задания на подбор синонимов к слову в составе словосочетания: «весна идет» (наступает), «машина идет» (едет) и т.п. Прием замены, подстановки синонимичного слова используется с целью подвести детей к пониманию того, что у слова может быть не одно, а несколько значений. Заканчивать занятие можно предъявлением заданий на исправление детских высказываний.

Четвертое занятие педагог начинает с задания на подбор слова к ситуации («Мальчик шел по улице. Он увидел очень-очень большой дом. Как по-другому можно сказать про такой дом?» и т.п.). Далее даются задания составить предложения с каждым из слов синонимических рядов «большой - огромный - громадный», «крошечный - маленький - малюсенький».

В начале пятого занятия даются задания на подбор слова к ситуации. Например: «Ученик долго решал задачу, никак не мог решить. Он думал, думал, наконец, решил. Как можно оказать про такую задачу? Какая эта была задача?» Далее дается задание на оценку словосочетаний по смыслу. Детям надо ответить на вопрос: «Можно ли так оказать?» Давались правильные и неправильные сочетания слов «легкий», «трудный», «тяжелый» со словами «чемодан», «ветер».

Шестое занятие можно начать с задания найти в прочитанном тексте слова, противоположные по смыслу. Далее предложить несколько словосочетаний со словом «глубокий» (глубокая осень, глубокая тайна и т.п.), в каждом из которых слово «глубокая» выступает в разных значениях. Ребенок должен объяснить, что значит это слово в каждом словосочетании. В следующей части занятия дается ситуация для подбора точного слова. Затем проводится упражнение на подбор синонимов к слову «крепкий» в словосочетаниях «крепкий мальчик», «крепкий лед», в ходе выполнения которого дети давали оценку семантической правильности словосочетаний. Например, педагог спрашивает: «Можно ли так сказать - «сильный лед»? (это слово подобрал ребенок)... Как лучше сказать про лед?» Занятие заканчивается выполнением заданий на исправление высказываний.

Седьмое занятие начинается с задания на самостоятельный подбор синонимов к слову: «смелый» - «храбрый», «отважный». Далее дети составляют предложения со словами синонимического ряда «смелый - храбрый - отважный». Затем педагог спрашивает: «Какое слово будет противоположно по смыслу слову «смелый»? («трусливый»)... А как можно сказать по-другому? Подберите к слову «трусливый» слова, близкие по смыслу». Со словами этого синонимического ряда дети также составляют предложения. В следующем упражнении дети должны определить разные значения одного слова. Педагог читает два предложения, например: «Мальчик дрожит от холода», «Зайчишка дрожит от страха» и спрашивает: «Что значит «дрожит от холода»? Как вы понимаете?... А что значит «дрожит от страха»? и т.п. Затем дети выполняют задания на подбор антонимов к изолированным словам (прилагательным и глаголам). В конце занятия дается задание придумать небольшой рассказ, чтобы в нем были слова, близкие и противоположные по смыслу.

Эти занятия, на которых дети проявляют большую умственную и речевую активность, развивают у детей внимание и интерес к слову, его смысловой стороне, уточняют понимание значений многозначных слов; у них развивается способность отбора языковых средств, они приучаются к семантически точному употреблению слов.

Использованная литература:

  1. Ушакова Е. С. – Развитие речи дошкольников. – М.: Наука, 2001.

  2. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Инфра-М, 1996.

  3. Парамонова Л.Г. – Развитие словарного запаса у детей. СПб «Детство-пресс» 2007