|
Ларькова тамара павловна Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №24»
Центрального района, г. Барнаула
Тема творческого отчета:
«Формирование ключевых компетенций
учащихся через совершенствование
учебно- интеллектуальных умений и
навыков на уроках математики»
выполнила работу
ЛАРЬКОВА ТАМАРА ПАВЛОВНА
учитель математики
высшей квалификационной категории,
заместитель директора по УВР
2012 ПЛАН 1. Современные требования к качеству образования. 2. Классификация ОУУН. 3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки учащихся. 4. Организация исследовательской работы учащихся на уроках геометрии. 5. Творческие задания- средство активизации познавательной деятельности учащихся.
6. Использованием проектно- исследовательской технологии.
7.Уровни сформированности учебной деятельности у учащихся.
Современные требования к качеству образования. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
1. Достижение социальной компетентности обучающихся.
2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
4. Обеспечение компьютерной грамотности.
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
2. Информационных – владение информационными технологиями.
3.Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
Таким образом, наш ученик- выпускник современной школы должен обладать следующими качествами личности:
гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
самостоятельно критически мыслить;
видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотно работать с информацией;
быть коммуникабельным, уметь контактировать и работать с представителями различных социальных групп в разных областях, различных ситуациях.
Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
Темой моей работы по самообразованию является: « Формирование ключевых компетенций у учащихся через совершенствование учебно - интеллектуальных умений и навыков на уроках геометрии». Классификация общеучебных умений и навыков.
В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Мы принимаем за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков:
учебно - информационные,
учебно - организационные,
учебно - коммуникативные,
учебно - интеллектуальные.
Учебно-интеллектуальные - включают умения внимательно воспринимать информацию; логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать и др.), рационально запоминать. Учебно-интеллектуальные умения развиваются на конкретном предметном материале, но в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер, применяются при усвоении других предметов, используются как готовые познавательные средства, и поэтому относятся к группе общеучебных умений.
Учебно-информационные - объединяют умения правильно, осознанно и выразительно читать; пользоваться учебником, осуществлять поиск необходимой информации, обращаясь к справочным пособиям, научно-популярной литературе; делать различного рода записи по ходу чтения, самостоятельно знакомиться с книгой (воспитание библиографической культуры); осуществлять поиск литературы в библиотеке; работать с аудиовизуальными источниками информации; осуществлять наблюдения.
Учебно-организационные умения обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления деятельности; учат соблюдать правила гигиены учебного труда; готовить рабочее место и необходимое оборудование к занятиям; пользоваться учебными принадлежностями, руководствоваться режимом дня; определять временной промежуток занятий, чередования труда и отдыха; рационально осуществлять домашнюю работу; осуществлять учебное взаимодействие, работать фронтально с учителем, в парах и в группе.
Учебно-коммуникативные умения, выступающие как средства общения, познания и взаимовлияния друг на друга, являются важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Для полноценного участия ребенка в поисковой коммуникации ему необходимо обладать развитыми коммуникативными умениями; уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания и уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла, обеспечивать в процессе общения обратную связь, предвидя реакцию участников диалога, отвечать на вопросы и самому задавать их, принимая участие в учебных дискуссиях. Коммуникативные умения направлены на формирование культуры устной и письменной речи, овладение умениями и навыками письма, умениями составлять собственный текст (писать сочинение) и передавать содержание чужого текста через устный пересказ или письменное изложение; связно высказывать суждения по изучаемому материалу (кратко, подробно, выборочно пересказывать учебный материал); использовать в речи описание, повествование, рассуждение. Учебно-интеллектуальные умения и навыки учащихся. 7-й класс
— определять объект анализа;
— выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
— классифицировать информацию по различным признакам;
— различать компоненты доказательства;
— уметь доказывать и опровергать;
— самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
— устанавливать межпредметные связи.
8- й класс
— определять аспект анализа (точку зрения);
— соотносить различные компоненты объекта;
— классифицировать по нескольким признакам;
— выбирать форму доказательства (прямое, косвенное);
— опровергать выдвинутый тезис;
— определять проблему и предлагать способы ее решения.
9 – й класс
— определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
— выполнять сравнение по аналогии;
— осуществлять опровержение аргументов;
— решать проблемные учебные задачи;
— комбинировать известные средства для решения новых задач;
— проводить работу исследовательского характера;
— владеть навыками анализа и синтеза;
— осуществлять мысленный эксперимент.
|
|
|