|  |   Ларькова тамара павловна| 
 Муниципальное общеобразовательное учреждение
 
 «Средняя общеобразовательная школа №24»
 
 Центрального района, г. Барнаула
 
 Тема творческого отчета:
 
 «Формирование ключевых компетенций
 
 учащихся через совершенствование
 
 учебно- интеллектуальных умений и
 
 навыков на уроках математики»
 
 выполнила работу
 
 ЛАРЬКОВА ТАМАРА ПАВЛОВНА
 
 учитель математики
 
 высшей квалификационной категории,
 
 заместитель директора по УВР
 
 2012
 ПЛАН
 1. Современные требования к качеству образования.
 2. Классификация ОУУН.
 3. Учебно-интеллектуальные умения и навыки учащихся.
 4. Организация исследовательской работы учащихся на уроках геометрии.
 5. Творческие задания- средство активизации познавательной деятельности учащихся.
 
 6. Использованием проектно- исследовательской технологии.
 
 
  7.Уровни сформированности учебной деятельности у учащихся.
 Современные требования к качеству образования.
 Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:
 
 1. Достижение социальной компетентности обучающихся.
 
 2. Гарантия прав граждан на качественное образование.
 
 3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.
 
 4. Обеспечение компьютерной грамотности.
 
 Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.
 
 Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
 
 В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:
 
 1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
 
 2. Информационных – владение информационными технологиями.
 
 3.Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
 
 Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.
 
 Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.
 
 Таким образом, наш ученик- выпускник современной школы должен обладать следующими качествами личности:
 
  гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
 
уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания;
 
умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
 
самостоятельно критически мыслить;
 
видеть возникающие в реальной действительности проблемы и, используя современные технологии, искать пути рационального их решения;
 
четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей его действительности;
 
быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;
 
грамотно работать с информацией;
 
быть коммуникабельным, уметь контактировать и работать с представителями различных социальных групп в разных областях, различных ситуациях.
 
 Перечисленные выше качества личности школьника не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания их у себя.
 
 Темой моей работы по самообразованию является: « Формирование ключевых компетенций у учащихся через совершенствование учебно - интеллектуальных умений и навыков на уроках геометрии».
 Классификация общеучебных умений и навыков.
 
 В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Мы принимаем за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков:
 
 учебно - информационные,
 
 учебно - организационные,
 
 учебно - коммуникативные,
 
 учебно - интеллектуальные.
 
 Учебно-интеллектуальные - включают умения внимательно воспринимать информацию; логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное, осуществлять общие логические приемы мышления (сравнивать, анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать и др.), рационально запоминать. Учебно-интеллектуальные умения развиваются на конкретном предметном материале, но в то же время они не зависят от этого материала, носят общий, универсальный характер, применяются при усвоении других предметов, используются как готовые познавательные средства, и поэтому относятся к группе общеучебных умений.
 
 Учебно-информационные - объединяют умения правильно, осознанно и выразительно читать; пользоваться учебником, осуществлять поиск необходимой информации, обращаясь к справочным пособиям, научно-популярной литературе; делать различного рода записи по ходу чтения, самостоятельно знакомиться с книгой (воспитание библиографической культуры); осуществлять поиск литературы в библиотеке; работать с аудиовизуальными источниками информации; осуществлять наблюдения.
 
 Учебно-организационные умения обеспечивают создание благоприятных условий для осуществления деятельности; учат соблюдать правила гигиены учебного труда; готовить рабочее место и необходимое оборудование к занятиям; пользоваться учебными принадлежностями, руководствоваться режимом дня; определять временной промежуток занятий, чередования труда и отдыха; рационально осуществлять домашнюю работу; осуществлять учебное взаимодействие, работать фронтально с учителем, в парах и в группе.
 
 Учебно-коммуникативные умения, выступающие как средства общения, познания и взаимовлияния друг на друга, являются важнейшим условием познавательной и социальной активности учащихся. Весь поток познания идет по каналам языка: через слова усваиваются понятия, в формах языка строится мысль и речь. Для полноценного участия ребенка в поисковой коммуникации ему необходимо обладать развитыми коммуникативными умениями; уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания и уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла, обеспечивать в процессе общения обратную связь, предвидя реакцию участников диалога, отвечать на вопросы и самому задавать их, принимая участие в учебных дискуссиях. Коммуникативные умения направлены на формирование культуры устной и письменной речи, овладение умениями и навыками письма, умениями составлять собственный текст (писать сочинение) и передавать содержание чужого текста через устный пересказ или письменное изложение; связно высказывать суждения по изучаемому материалу (кратко, подробно, выборочно пересказывать учебный материал); использовать в речи описание, повествование, рассуждение.
 Учебно-интеллектуальные умения и навыки учащихся.
 7-й класс
 
 — определять объект анализа;
 
 — выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;
 
 — классифицировать информацию по различным признакам;
 
 — различать компоненты доказательства;
 
 — уметь доказывать и опровергать;
 
 — самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;
 
 — устанавливать межпредметные связи.
 
 8- й класс
 
 — определять аспект анализа (точку зрения);
 
 — соотносить различные компоненты объекта;
 
 — классифицировать по нескольким признакам;
 
 — выбирать форму доказательства (прямое, косвенное);
 
 — опровергать выдвинутый тезис;
 
 — определять проблему и предлагать способы ее решения.
 
 9 – й класс
 
 — определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;
 
 — выполнять сравнение по аналогии;
 
 — осуществлять опровержение аргументов;
 
 — решать проблемные учебные задачи;
 
 — комбинировать известные средства для решения новых задач;
 
 — проводить работу исследовательского характера;
 
 — владеть навыками анализа и синтеза;
 
 — осуществлять мысленный эксперимент.
 
 | 
 |  |