Главная страница


Решение задач Дидактическая цель: продолжить работу по формированию умения решать задачи. Задачи



Скачать 122.71 Kb.
НазваниеРешение задач Дидактическая цель: продолжить работу по формированию умения решать задачи. Задачи
Дата27.02.2016
Размер122.71 Kb.
ТипРешение

Тема: Решение задач

Дидактическая цель:продолжить работу по формированию умения решать задачи.

Задачи:

1. Развивать умения проводить разносторонний анализ текстовых задач, числовых неравенств, строить дедуктивные рассуждения, подводить анализируемые объекты под понятие «задача» (познавательные УУД);

2.Совершенствовать умения работать в паре, договариваться, приходить к общему мнению, контролировать свои действия в парной работе, находить возможные варианты решения задания (коммуникативные УУД);

3.Развивать умения понимать задачу, контролировать и корректировать результат и процесс ее выполнения (регулятивные УУД).

Дидактическое обоснование: Учебник «Математика» 2 класс (2 часть), автор учебника Н.Б. Истомина, УМК «Гармония»

Используемые технологии: - проблемное; - дифференцированное ( на этапе закрепления )

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:- фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-ПК

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)
2 МИН.

Включение детей в деятельность

Настрой на работу в стихотворной форме

Приветствие. Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

- Запишите себе в тетрадь дату сегодняшнего дня.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Мотивация на учебную деятельность


2 МИН


2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

(Арифметический диктант)

Проверка арифметического диктанта и самооценка

Повторение нумерации (использование свойств натурального ряда чисел).


8 МИН.


Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

(На доске) а – 54, освещается – 40, человек – 64, солнцем – 49, знанием – 74, мир – 32

- Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте.

- Объясните смысл пословицы «Мир освещается солнцем, а человек — знанием»

- Почему на уроке вспомнили эту пословицу?

-Что необходимо вам делать, чтобы много знать?

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы приобретете новые знания и умения.
- Я формулирую задание, вы пишете ответ в строчку:

  1. Найдите сумму чисел 13 и 7;

  2. Найдите разность чисел 20 и 6;

  3. Найдите первое слагаемое, если значение суммы 19, а второе слагаемое 8;

  4. Найдите уменьшаемое, если вычитаемое 3, а значение разности чисел 11;

  5. Увеличьте 24 на 40;

  6. Уменьшите 80 на 50;

Из наибольшего двузначного числа вычесть наименьшее двузначное число, записанное одинаковыми цифрами.

Ответы: 20, 14, 11, 14, 64. 30, 89.

- Какое задание для вас было самым трудным? Почему?

- Какое задание было для вас самым легким?

- Какие умения мы отрабатывали?
- Проверяем: я вам зачитываю правильные ответы, а вы над числом ставите знак плюс (+), если верно, знак минус (-), если неверно.

- Последнее задание было самым сложным, поэтому правильный ответ вы оцените двумя плюсами (двумя баллами)

- Посчитайте, сколько плюсов получилось, и обозначьте их количество на полях.

Максимальное количество баллов должно быть 8 баллов.

- Значит, остальные ребята допустили ошибки. - Будете расстраиваться?

- Что вам нужно делать для того, чтобы выполнять подобные задания без ошибок?

- Встаньте, те, у кого 8 баллов. Молодцы!

Вспомните, сколько баллов было у вас на прошлом уроке математики при выполнении подобного задания?

- Те ребята, у кого ошибок стало меньше – поставьте себе на полях восклицательный знак!

Значит, результат у вас стал лучше, мы можем вас похвалить. Это значит, вы работали над своими ошибками и заданиями, которые у вас не получились в прошлый раз.

- Молодцы!

- Напишите числа: следующее за 79…, стоящее перед наибольшим двузначным числом…, стоящее перед числом 60…, соседние с 70….)

- Покажите сигнальными кружочками, как вы поняли задание. Молодцы.

- Задание понятно всем. Приступаем к выполнению.

Проверка выполненного задания

- Проверим, как вы выполнили задание. Я называю правильный ответ, вы карточкой – кружочком показываете, согласны или нет (зеленый – согласен с ответом, красный – не согласен). Если правильно выполнили задание- ставите над числом знак плюс (+), если неверно-знак минус (-)

80, 98, 59, 69, 71

Максимальное количество правильных ответов - Посчитайте свои плюсы и обозначьте на полях их количество цифрой.




- Мир – 32, освещается – 40, солнцем – 49, а – 54, человек – 64, знанием – 74.

- Солнце освещает весь мир. От него тепло и светло. С умным человеком интересно вести беседы, разговаривать, можно сказать «открывает глаза» на некоторые вещи, дает мудрые советы.

- Нам нужно хорошо учиться в школе.

- Читать, ответственно относиться к урокам и ко всем делам в жизни.

- Все задания были лёгкими.

- Последнее задание было сложным, оно на логику.

- Самым лёгким было первое задание.

- Мы отрабатывали умения считать в уме.

- Умения увеличивать и уменьшать число на несколько единиц, находить неизвестные компоненты, находить сумму чисел и разность, вычислять.


- Нет.

-Необходимо учить правила, состав чисел в пределах 20. Быть ответственным учеником.

Обучающиеся показывают на сигнальных карточках уровень понимания задания зеленый кружок – все понятно, желтый – сомневаюсь, как выполнять, красный – задание не понял инструкцию к заданию.



Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:логические-

Анализ объектов с целью выделения признаков;
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.


3.Постановка учебной задачи
3 МИН.



Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Работа с мультипроектором

Задание:

- Прочитайте, отметьте тексты, которые являются задачами

    1. Сколько овощей на двух тарелках?

    2. Возле дома росло 7 яблонь, 4 вишни и 2 березы. Сколько яблонь и вишен росло возле дома?

    3. Девочка нарисовала красные и зеленые шарики. Сколько шариков она нарисовала?

    4. Мальчик положил в коробку 4 красных и 2 зеленых карандаша.

    5. В вазе лежит 8 апельсинов и 4 яблока. - Сколько фруктов лежит в вазе?

- Обсудите свои решения в паре.

Ставят цели, формулируют тему урока

Ученики работают самостоятельно, отмечая тексты задач.

Обучающиеся обсуждают в парах результаты самостоятельной работы. Пары, которые приходят к единому решению, соединяют руки домиком.


Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения


5 МИН.

Формулирование цели урока
Формулирование темы урока
Физминутка
1 МИН.


Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Фиксирование на доске вариантов решений

1-й вариант: тексты № 2, 5

2-й вариант: текст № 5

Выяснение существенного признака задачи – взаимосвязь вопроса и условия.

- Попробуем разобрать все ваши варианты решений.

- Докажите, что текст № 2 является задачей. - Прочитайте условие.

- Прочитайте вопрос задачи. - О чем спрашивают в вопросе? - Что известно про яблони и вишни? - Можно ли узнать, сколько всего было яблонь и вишен вместе?

- Сделайте вывод: этот текст задача?

- Докажите, что текст № 5 является задачей.

- Что известно в задаче?

- Что нам нужно узнать в задаче?

- Что нам нужно вспомнить, чтобы решить задачу?

- Для решения задачи нам известно все необходимое?
- Как вы решите задачу?

- Ответьте на вопрос задачи

- По какой теме работаем на уроке?

- Что вы знаете по этой теме?

- Сегодня мы повторим существенные признаки задачи.
- Сформулируйте тему урока

Снятие усталости с глаз
Электронная физминутка «Дружба»

Составляют план достижения цели и определяют средства


-В этом тексте есть условие и вопрос.

-Возле дома росло 7 яблонь, 3 вишни и 2 березы.

- Сколько яблонь и вишен росло возле дома?

-Спрашивают о яблонях и вишнях.

- Известно, что было 7 яблонь, 3 вишни.

- Да. 7 + 3 = 10

- Да, этот текст задача, но с лишними данными.Нам не потребовались данные о березах, чтобы ответить на главный вопрос задачи).

- В вазе лежит 8 апельсинов и 4 яблока.

- Сколько фруктов лежит в вазе?

- Нам нужно вспомнить, что апельсины и яблоки – это фрукты.

- Да. Мы знаем, что апельсинов было 8, а яблок 4.

- 8 + 4 = 12

- В вазе лежит 12 фруктов.

- Задачи. Части задачи.

- В задаче должны быть обязательно условие и вопрос.

- Соответствие вопроса и условия задачи.

Следят глазами за двигающимися по экрану фигурками

Регулятивные:планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление
Самостоятельная работа с последующей проверкой


10 МИН.


Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.
- Решите эту задачу в тетради. (Самостоятельная работа)

Проверка задачи

- Проверим, как вы решили задачу.

- Что необходимо помнить для того, чтобы правильно решить задачу?

(На доске написан подробный образец решения задачи)

- Приготовьте сигнальные карточки. Я вам называю пункты, а вы ставите на полях плюс (+), если верно, минус (-), если неверно.

  1. Задача решается действием вычитания.

  2. 8 – 3 = 5

  3. Платьев

  4. Ответ: 5 платьев с кружевами.

- Посмотрите оформление.

- Итого, у вас получается максимальное количество 5 баллов. Поставьте на полях ваше количество баллов.

- Поднимите руку те, у кого получилось 5 баллов за задачу. Вы можете себя похвалить и сказать себе МОЛОДЕЦ!

Проговаривают способ решения в громкой речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

(Самостоятельная работа)

- Правильно ли выбрал арифметическое действие.

- Правильно ли выполнил вычисление.

-Правильно ли написал наименование.

- Правильно ли написал ответ.

- Правильно ли оформил.


Обучающиеся ставят на полях количество баллов.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

6.Обобщение

и систематизация знаний
3 МИН.



Практическая задача.

- Прочитайте условие задачи.

- Выберите схему, которая соответствует условию. Начертите её в тетради.

- Выберите вопросы, на которые вы можете ответить, не выполняя арифметических действий.

- На какие вопросы вы можете ответить, выполнив только одно арифметическое действие? Запишите решение задачи в тетрадь.



Дети выполняют №98 стр.31

(объясняют и описывают план выполнения задания)

- Вторая схема соответствует условию задачи.

- Не выполняя арифметических действий можно ответить на 1, 2, 5, 8 вопросы.

Выполнив только одно действие можно ответить на 1, 3, 8 вопросы.



7. Рефлексия деятельности

(итог урока)
3 МИН.

1.Организация рефлексии

Я узнал на уроке…

Развивали умения…

Было легко…

Было трудно…

Было интересно…

- Вспомните, что нового вы узнали сегодня на уроке.

- Какие умения развивали?

- Какие задания были самыми легкими?

- Какие задания были самыми трудными?

- Что вам особенно интересно было на уроке?

- Посмотрите внимательно в тетрадь. Сегодня на уроке мы оценивали каждое задание на полях. Максимальное количество баллов за все правильно выполненные задания 18 баллов.

- Встаньте те ребята, у кого получилось 18 баллов. Значит, вы ВСЁ выполнили правильно. Молодцы.

- Остальным ребятам я желаю успехов. - Старайтесь и в следующий раз у вас все получится.

- Сегодня на уроке вы работали в парах. - Похвалите своего соседа за работу.
2.Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

- Вопрос задачи должен соответствовать ее условию.

- Умение решать текстовые задачи, проверять правильность хода решения задачи, выполнять арифметические действия устно и письменно.

Записывают домашнее задание (из двух предложенных номеров дети выбирают один)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:смыслообразование



Чечко Марина Борисовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №3" муниципального образования "город Бугуруслан"