|
Нико. Взгляд изнутри. Моргунова Татьяна Юрьевна НИКО. Взгляд изнутри. Учитель математики, педагогический стаж 24 года ГБОУ лицей № 445, Санкт-Петербург 28 октября 2014 года в 70 субъектах России проходило первое национальное исследование качества математического образования в 5-7-х классах. Рособрнадзор выявил низкое качество образования в этих классах. "У значительной доли обучающихся 7-го класса слабо развиты математические навыки - умение считать, решать текстовые, геометрические и другие задачи, работать с информацией", - говорится в поступившем в агентство ТАСС сообщении.
Хочу поделиться своим опытом, с какими проблемами сталкиваются учителя математики 5- 7 классов.
Программа начальных классов. В последнее время все чаще в 5 класс приходят дети, которые могут научиться решать трудные задачи с процентами, но с ошибками вычитают и складывают даже однозначные числа, не знают таблицы умножения, с трудом делят в столбик. Я далека от мысли, что все учителя начальных классов плохо учат. Может быть программа начальной школы перегружена и в ней мало часов на отработку навыков счета? 20 лет назад тоже были дети, которые плохо считают, но с хорошистами и отличниками таких проблем не было. Мне кажется, что в начальной школе основной целью по математике все-таки должно быть обучение счету. Очень обидно за ребят, которые могут решать сложные задачи, но ответы получают неправильные из-за вычислительных ошибок. У меня в последнем выпуске 11-х классов были ученики, которые решали на ЕГЭ задания из второй части, но при этом задания из первой части решали по несколько раз, так как сами знали, что плохо считают.
Программа 5 класса. У меня была девочка, которая в сентябре получила двойку на проверочной работе по программе начальной школы, но закончила учебный год отличницей. Просто выпускники начальной школы за лето элементарно забывают, как нужно считать. В старых учебниках всю первую четверть мы закрепляли навыки счета. Решали много примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Мне нравились упражнения на отработку устного счета. В новых учебниках, на мой взгляд, очень мало примеров на действия с целыми числами. Постоянно ловлю себя на мысли, что не хватает часов на решение примеров, в которых много действий.
Программа 5 – 7 классов. Здесь тоже проблема с отработкой навыков. Раньше на закрепление учебного материала было несколько уроков. Даже в журналах мы писали темы: «Решение задач» или «Решение примеров». Теперь на каждом уроке мы проходим новый материал. Дети не успевают с такой скоростью усваивать программу.
Словарный запас школьников. К сожалению, современные дети мало читают и их словарный запас очень мал. На уроках при решении задач мне приходится объяснять ребятам смысл элементарных понятий. Например, в выражении «расстояние между крайними столбами», они не понимают слово «крайние». Тексты учебников для них вообще «китайская грамота». Они не понимают даже смысл того, что от них требуется в задании. Причем, ребята могут выполнить это задание или решить текстовую задачу, но только после того, как учитель разъяснит задание или текст задачи.
Ученики, ранее получавшие школьное образование в других странах. Эта проблема стоит очень остро. Программы разных стран отличаются сильно. За границей математика очень простая. В школу приходят дети, которые не знают нашу программу, а их зачисляют в классы по возрасту, а не по подготовленности к обучению. Это и дети из стран СНГ, и дети наших граждан, работавших за рубежом. У меня были и есть ученики из Молдовы, Украины, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Швеции, Кипра и т.д. Усложняет ситуацию тот факт, что дети из стран СНГ плохо читают и пишут по-русски. Русский язык для них – иностранный. Объяснять им математику очень трудно. С моей точки зрения, их нужно зачислять на класс ниже, чтобы один год у них был для адаптации.
Пропуски уроков. Конечно, школьники пропускают уроки по разным причинам. Но мне бы хотелось отметить три новых тенденции, наметившиеся в последнее время. Первая: дети стали болеть дольше. Не знаю причин, но отсутствие в три недели уже не редкость. Вторая: мероприятия в рамках дополнительного образования, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования все чаще проводятся в то время, когда дети должны быть на уроках. Мы тоже ходили в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки. Но это было после уроков и не мешало учебе. А теперь причина отсутствия на уроке: тренировки, репетиции, соревнования, выступления и т.д. И третья: родители, не задумываясь о последствиях, увозят своих детей в отпуск во время учебного процесса. Я сама сталкивалась с ситуациями, когда в первой четверти 5-го или 7-го класса ребята уезжали почти на месяц. А ведь именно в это время дети адаптируются к новым предметам и к новым учителям. После пропусков уроков ученики заметно начинают отставать по программе.
Бюрократизация работы учителей. Учителя, кроме основной работы, вынуждены тратить время на заполнение большого количества бумаг: заполнение бумажного и электронного журналов, журналов по кружкам, журналам по элективным курсам, журналам по группе продленного дня и т.п. Пишем отчеты по разному поводу: по программе, по успеваемости, по мониторингам, по разным мероприятиям. Особенно не повезло тем, у кого есть классное руководство. И еще нам нужно зарабатывать баллы по критериям, от которых зависит наша зарплата: вести регулярную работу на своём сайте, давать открытые уроки, выступать на семинарах различного уровня, участвовать в профессиональных конкурсах, публиковать разработки своих уроков, проходить различные курсы подготовки, участвовать в различных предметных жюри и еще много чего.
Наверно, другие учителя сталкиваются и с другими проблемами. Я поделилась с теми, которые беспокоят меня. Хотелось бы узнать по этому поводу мнение моих коллег. |
|
|