Главная страница

Нико. Взгляд изнутри. Моргунова Татьяна Юрьевна



Скачать 37.04 Kb.
НазваниеНико. Взгляд изнутри. Моргунова Татьяна Юрьевна
Дата14.02.2016
Размер37.04 Kb.
ТипПрограмма

НИКО. Взгляд изнутри.

Моргунова Татьяна Юрьевна

Учитель математики, педагогический стаж 24 года

ГБОУ лицей № 445, Санкт-Петербург


28 октября 2014 года в 70 субъектах России проходило первое национальное исследование качества математического образования в 5-7-х классах. Рособрнадзор выявил низкое качество образования в этих классах. "У значительной доли обучающихся 7-го класса слабо развиты математические навыки - умение считать, решать текстовые, геометрические и другие задачи, работать с информацией", - говорится в поступившем в агентство ТАСС сообщении.

Хочу поделиться своим опытом, с какими проблемами сталкиваются учителя математики 5- 7 классов.

Программа начальных классов. В последнее время все чаще в 5 класс приходят дети, которые могут научиться решать трудные задачи с процентами, но с ошибками вычитают и складывают даже однозначные числа, не знают таблицы умножения, с трудом делят в столбик. Я далека от мысли, что все учителя начальных классов плохо учат. Может быть программа начальной школы перегружена и в ней мало часов на отработку навыков счета? 20 лет назад тоже были дети, которые плохо считают, но с хорошистами и отличниками таких проблем не было. Мне кажется, что в начальной школе основной целью по математике все-таки должно быть обучение счету. Очень обидно за ребят, которые могут решать сложные задачи, но ответы получают неправильные из-за вычислительных ошибок. У меня в последнем выпуске 11-х классов были ученики, которые решали на ЕГЭ задания из второй части, но при этом задания из первой части решали по несколько раз, так как сами знали, что плохо считают.

Программа 5 класса. У меня была девочка, которая в сентябре получила двойку на проверочной работе по программе начальной школы, но закончила учебный год отличницей. Просто выпускники начальной школы за лето элементарно забывают, как нужно считать. В старых учебниках всю первую четверть мы закрепляли навыки счета. Решали много примеров на сложение, вычитание, умножение и деление. Мне нравились упражнения на отработку устного счета. В новых учебниках, на мой взгляд, очень мало примеров на действия с целыми числами. Постоянно ловлю себя на мысли, что не хватает часов на решение примеров, в которых много действий.

Программа 5 – 7 классов. Здесь тоже проблема с отработкой навыков. Раньше на закрепление учебного материала было несколько уроков. Даже в журналах мы писали темы: «Решение задач» или «Решение примеров». Теперь на каждом уроке мы проходим новый материал. Дети не успевают с такой скоростью усваивать программу.

Словарный запас школьников. К сожалению, современные дети мало читают и их словарный запас очень мал. На уроках при решении задач мне приходится объяснять ребятам смысл элементарных понятий. Например, в выражении «расстояние между крайними столбами», они не понимают слово «крайние». Тексты учебников для них вообще «китайская грамота». Они не понимают даже смысл того, что от них требуется в задании. Причем, ребята могут выполнить это задание или решить текстовую задачу, но только после того, как учитель разъяснит задание или текст задачи.

Ученики, ранее получавшие школьное образование в других странах. Эта проблема стоит очень остро. Программы разных стран отличаются сильно. За границей математика очень простая. В школу приходят дети, которые не знают нашу программу, а их зачисляют в классы по возрасту, а не по подготовленности к обучению. Это и дети из стран СНГ, и дети наших граждан, работавших за рубежом. У меня были и есть ученики из Молдовы, Украины, Узбекистана, Армении, Азербайджана, Швеции, Кипра и т.д. Усложняет ситуацию тот факт, что дети из стран СНГ плохо читают и пишут по-русски. Русский язык для них – иностранный. Объяснять им математику очень трудно. С моей точки зрения, их нужно зачислять на класс ниже, чтобы один год у них был для адаптации.

Пропуски уроков. Конечно, школьники пропускают уроки по разным причинам. Но мне бы хотелось отметить три новых тенденции, наметившиеся в последнее время. Первая: дети стали болеть дольше. Не знаю причин, но отсутствие в три недели уже не редкость. Вторая: мероприятия в рамках дополнительного образования, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования все чаще проводятся в то время, когда дети должны быть на уроках. Мы тоже ходили в музыкальные школы, спортивные секции и разные кружки. Но это было после уроков и не мешало учебе. А теперь причина отсутствия на уроке: тренировки, репетиции, соревнования, выступления и т.д. И третья: родители, не задумываясь о последствиях, увозят своих детей в отпуск во время учебного процесса. Я сама сталкивалась с ситуациями, когда в первой четверти 5-го или 7-го класса ребята уезжали почти на месяц. А ведь именно в это время дети адаптируются к новым предметам и к новым учителям. После пропусков уроков ученики заметно начинают отставать по программе.

Бюрократизация работы учителей. Учителя, кроме основной работы, вынуждены тратить время на заполнение большого количества бумаг: заполнение бумажного и электронного журналов, журналов по кружкам, журналам по элективным курсам, журналам по группе продленного дня и т.п. Пишем отчеты по разному поводу: по программе, по успеваемости, по мониторингам, по разным мероприятиям. Особенно не повезло тем, у кого есть классное руководство. И еще нам нужно зарабатывать баллы по критериям, от которых зависит наша зарплата: вести регулярную работу на своём сайте, давать открытые уроки, выступать на семинарах различного уровня, участвовать в профессиональных конкурсах, публиковать разработки своих уроков, проходить различные курсы подготовки, участвовать в различных предметных жюри и еще много чего.

Наверно, другие учителя сталкиваются и с другими проблемами. Я поделилась с теми, которые беспокоят меня. Хотелось бы узнать по этому поводу мнение моих коллег.