Главная страница

Конспект открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «планы и карты, понятие о масштабе»



НазваниеКонспект открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «планы и карты, понятие о масштабе»
Дата11.03.2016
Размер89.5 Kb.
ТипКонспект

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА

«БЕЛАЯ ЛАДЬЯ»

отделение: СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА


ПЛАН – КОНСПЕКТ

Открытого занятия

отделения спортивного туризма

по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ»

с учащимися группы НП-2.

Тренер-преподаватель

Контора Андрей Владимирович

г. Славянск–на–Кубани

2012–2013 учебный год

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г.
Время проведения: 12-20 – 13-50
Место проведения: МБОУ СОШ № 18
Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами).
Тема занятия: КАРТЫ И ПЛАНЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ
Цель занятия:

  • обучить учащихся понятию масштаб, карта, план местности. Различие между масштабом и картой;

  • развить внимание, память, вычислительные навыки.

  • воспитать усидчивость, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь.


Оборудование для педагога: топографические, географические, спортивные

карты, планы местности, объектов, учебная доска,

мел, метр.
Оборудование для детей: выкопировки топографических карт, линейка,

карандаш, ручка, тетрадь.
План занятия: 1. Организационный момент

2. Вводная беседа.

3. Сообщение темы.

4. Вводный инструктаж.

5. Практическая часть.

6. Подведение итогов.

Ход занятия.




п/п

Этапы

Содержание занятия

Примечание




1.

5 мин.

2.

5 мин.

3

3 мин.

4

5 мин.

5

22 мин.

10 мин.
30 мин


6.

10 мин.

Организационный момент.

Добрый день. Занимайте свои рабочие места. Доставайте свои рабочие тетради, ручки, карандаши. Отложите их на время, и давайте внимание сосредоточим на одном из важнейших вопросах туризма - узлах. Но прежде, чем начать наше с вами занятие, хотелось бы, представить вам присутствующих гостей, которые сегодня посмотрят и оценят работу нашего объединения со стороны.
Вводная беседа.

Одним из важнейших элементов туристской культуры является знание основ топографии. Без этого невозможно путешествовать так как человек, не знающий топографии, не сможет ориентироваться на маршруте, собьётся с пути не выйдет к намеченным ориентирам. Знания основ типографии мы с Вами постараемся приобрести в процессе наших занятий, здесь на месте, а в походе каждому из Вас будет предоставлено право лично руководить прохождением определённого участка маршрута. Только таким образом ваши знания смогут пойти в дело и от них будет прок.
Сообщение темы.

Прежде всего хочу сообщить вам тему нашего сегодняшнего занятия. Обратите внимание на запись на доске, возьмите ручки и отметте в своих тетрадочках: «Карты и планы. Понятие о масштабе».

Все успели записать? Положите ручки, послушайте меня внимательно.
Вводный инструктаж.

Сегодняшнее наше с вами занятие требует от всех вас особого нвстроя, внимания, сообразительности, усидчивости и аккуратности, а так же, не скрою, и немалых математических знаний. Без этих компонентов наш с вами урок превратится в нечто аморфное и врятли сможет завершиться на оптимистической ноте. Кроме того часть нашего занятия мы посвятим работе с топографическими картами, прошу бережного отношения к пособиям.

Практическая часть.

Продолжаем работу. Карты и планы. Вы уже сталкивались с этими понятиями на уроках географии Кто может сказать, дать определение или своими словами, что это такое? Карты представляют собой изображение на плоскости земной поверхности в уменьшенном виде. Сразу хочу оговориться. В следствии кривизны земной поверхности её невозможно изобразить на бумаге без искажений. Чем больше участок, тем больше искажается её изображение.

Планы это уменьшенное и подробное изображение на плоскости небольшого участка земной поверхности. Планы составляют таким образом, чтобы на них было получено изображение определённых участков земной поверхности с определённой точностью. Таким образом можно составить план угодий, города, изысканий и т.п.

Степень уменьшения линий и расстояний на карте по сравнению с их действительными размерами на местности называется масштабом карты. Чем в меньшее число раз местность уменьшена при изображении её на бумаге, тем крупнее масштаб карты. Масштаб наносится на каждую топографическую, географическую карту или план. Например: 1:10000, 1:2500.

Такой масштаб называется численный. Численный масштаб – это отвлечённое число, показывающее во сколько раз уменьшена длина линий на местности при изображении её на карте независимо от того в каких метрических единицах составлена карта или план. Пользоваться численным масштабом несложно. Покажу вам это на примере.

Предположим, что нам нужно определить расстояние в метрах между двумя точками на карте масштаба 1:50000. Измеряем это расстояние в сантиметрах с помощью линейки. Оно равно 4,2 см. Но так как на карте масштаба 1:50000 изображение местности уменьшено в 50000 раз, то действительное расстояние на местности будет в 50000 раз больше т.е.

4,2 см. х 50000 = 210000 см. Переведём расстояние, выраженное в сантиметрах, в метры: 1м.=100см; следовательно 210000см. = 2100м.

Чтобы избежать вычислений, необходимых при пользовании численным масштабом, и получить искомое значение расстояний, работая с картой, строят масштаб линейный. Для этого на прямой линии нужно отложить несколько раз одинаковые отрезки, называемые основанием линейного масштаба. Основание выбирается с таким расчётом, чтобы ему на местности соответствовало круглое число сотен или тысяч метров. Так, если необходимо построить линейный масштаб для карты или плана масштаба 1:50000, то целесообразно за основание принять отрезок, равный 2 см. тогда каждому такому отрезку будет соответствовать расстояние 1000м.

Пользуются этим масштабом, следующим образом: измеряют с помощью полоски бумаги расстояние между нужными точками, прикладывают полоску бумаги к масштабу и определяют, чему будет соответствовать данное расстояние на местности.

Все топографические карты, в зависимости от их масштаба, условно разделены на три группы – мелкомасштабные (от 1:200000 до 1:100000) – среднемасштабные (1:25000, 1:5000, 1:100000) –крупномасштабные (1:5000, 1:10000)

Мелкомасштабные карты, как правило, используются для общего изучения местности при разработке проектов и планов развития народного хозяйства; для предварительного проектирования крупных инженерных сооружений; а также для учёта естественных ресурсов поверхности земли и водных пространств.

Среднемасштабные карты находят широкое применение в промышленности и коммунальном хозяйстве; при проведении детальных геологических разведок; для проведения нужных расчётов, когда данные с местности должны быть очень точными; для геологических поисковых работ, землеустройства и т.д.

Крупномасштабные карты применяются при детальных разведках месторождений полезных ископаемых; при проектировании транспортных узлов и сооружений. Важную роль играют крупномасштабные карты в военном деле.

Первая часть нашего занятия окончена. Сейчас можно отдохнуть, встретимся после перерыва.

Неопаздывать.
ПЕРЕРЫВ.
Усаживайтесь на места. Продолжим работу. Сейчас я вам раздам выкопировку топографических карт и мы вместе займёмся практической работой.

Предлагаю вам для самостоятельного решения и для

закрепления прослушанного материала, потрудиться над следующими вопросами.

  1. Дайте пожалуйста словесное выражение численным масштабам 1:200000, 1:100000,

1:5000, 1:50000, 1:25000, 1:10000.

2) Определите, чему равны расстояния на местности

если на карте масштаба 1:20000 они соответствуют

3см., 1.8 см. 5,5см. 10см.

3) Определить масштаб карты если расстояние между километровыми отметками на ней соответствуют

4 см., 5 см., 10 см.
Проверяю выполнение задания по каждому вопросу отдельно. Подвожу итоги отдельно и в целом. Ещё раз напоминаю, что такое карты, планы, что такое масштаб. Задаю домашнее задание: составить план вашего двора, садового участка, школы. Прощаюсь с ребятами. Напоминаю когда следующее занятие.



Проверяю готовность ребят к занятию, добиваюсь тишины и внимания. Отмечаю отсутствующих, уточняю причину отсутствия на прошлом занятии. Записываю тему на доске. Перехожу к ведению занятий. Наглядные пособия приготовлены до занятия.


Обучающиеся записывают тему.


Выслушиваю ребят, выясняю на сколько хорошо они себе это представляют. Затем уточняю и дополняю знания кружковцев.

Далее ввожу понятие о масштабе. Вкратце содержание беседы сводятся к следующему.

Записываю на доске и поясняю.
Показываю на реальной карте, закреплённой рядом с доской.


Показываю на карте, провожу расчёты на доске.

Произвожу расчёты.

На доске записываю и поясняю, что допустим 1:200000 это значит, что в 1см. 2 км. И т.д.

Отпускаю детей на перерыв.


Поясняю, что такое выкопировка. Раздаю одну на двоих.
Записываем вопросы в тетрадь. Я записываю численные значения на доске.

В течение всей работы поясняю и отвечаю на возникающие вопросы. Контролирую рабочую обстановку.



Литература: Вахлис К.И., «Спутник туриста», «Здоровье», Киев, 1991 г.

Куликов В.М., «Школа туристских важаков», Москва, ЦДЮТ РФ, 1997 г.

Тыкул В.И., Спортивное ориентирование», «Просвещение», Москва, 1990 г.

Картографический материал