|
К таким средствам обучения относятся электронные интерактивные доски Современные технологии стремительно ворвались в жизнь человека и сегодня трудно представить наше существование без телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов и множества других умных и чрезвычайно полезных устройств.
В окружении телевизионных экранов и мониторов компьютеров выросло уже целое поколение школьников, которое от предыдущих особым способом восприятия информации: у современных детей, сидящих за школьной партой, очень высока потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции.
Таким образом, появление в школе средств обучения нового поколения естественно и оправдано.
К таким средствам обучения относятся электронные интерактивные доски.
Слайд 1
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Она работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс.
И этот интерактивный комплекс реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.
Такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к доске может быть подключён фотоаппарат, видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращён к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. А в это время действия, выполняемые учителем, отображаются на доске.
Слайд 2
Интерактивная доска позволяет педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Помогает эффективно осуществлять обратную связь, организовать различные формы познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), повысить эффективность обучения. Всё это вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации учащихся, влияет на познавательную активность и творческую деятельность учащихся, способствует концентрации внимания. Усиление подачи материала происходит за счёт работы в сети Интернет, различными программами.
Слайд 3
Все ученики без исключения желают выйти к доске и выполнить предложенные учителем задания.
Слайд 4
Учителю легко удерживать внимание и активность учащихся на уроке, а значит достичь главной цели обучения: развитие личности ребёнка.
Основные формы работы учителя с интерактивной доской: демонстрация готовых материалов (фронтальная работа), публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальна форма работы), организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам)
Слайд 5
Отличия в подготовке урока с использованием электронной доски.
Подбор цифровых ресурсов (занимает большое время)
Высокий уровень ИКТ- компетентности педагога
Учитель «привязан» к месту расположения электронной доски
Материалы к уроку можно приготовить заранее (это может обеспечить хороший темп урока и сохранит время на обсуждение)
Можно создавать ссылки с одного файла на другой (аудио-, видио - файлы, Интернет страницы) Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.
Позволяет преподавателю рисовать и делать записи поверх любых приложений
После занятий файлы можно сохранить (для проверки знаний учеников)
Слайд 6
Дополнительная подготовка с учащимися для проведения урока с ЭД
- Знания: показать возможности инструментов интерактивной доски.
- Умения: научить пользоваться маркерами или электронной ручкой.
- Навыки: прививаются на основе постоянного использования на уроках.
Слайд 7
Сильные и слабые стороны использования ЭД для учителя
Сильные стороны:
Демонстрация личного профессионального опыта;
Применение новых инновационных информационных технологий;
Привлечение учеников к сотрудничеству (Учитель меняет свою роль информатора на роль координатора и корректора);
Визуальный ресурс урока с минимальными затратами времени;
Представление информации с помощью различных мультимедийных ресурсов;
Классификация и систематизация учебного материала;
Упрощение объяснения схем, графиков и наглядности;
Наглядное иллюстрирование при объяснении абстрактных идей и теорий;
Высокая плотность и динамичность урока;
Возможность выхода за рамки школьной программы;
Повышение мотивации учащихся к обучению;
Оперативный контроль ЗУН и наличие обратной связи.
Слабые стороны:
Большая затрата времени на подготовку к уроку
Ограниченный набор готовых ресурсов
Здоровьесбережение, т.е. строгое соблюдение САНПИНА (Правильное расположение доски и проектора)
Слайд 8
Сильные и слабые стороны использования ЭД для ученика
Сильные стороны:
Инициативность и активность ученика
Более качественная наглядность
Возможность увидеть динамические процессы крупным планом
Интерактивные технологии способствуют выявлению и развитию творческих способностей и талантов у детей
ЭД стимулирует различные виды творческой активности, пододвигая учащихся к саморазвитию
Слабые стороны:
Перегруженность визуального канала восприятия информации
Уменьшение времени «живого» общения на уроке
Преодоление психологического барьера
Слайд 9
ЭД можно использовать на основных этапах урока.
Слайд 10
Например, при проверке домашнего задания. Сначала задание сканируется из тетради. Затем выводятся записи в тетради на интерактивную доску, потом сравнивается решение.
Или задания можно демонстрировать последовательно. Их можно изменять и рассматривать различные случаи.
При первичном закреплении материала можно выводить заготовленные заранее условия, сравнивать различные способы решения одной и той же задачи.
При закреплении материала, самостоятельной работе, решение можно спроецировать на доску, либо выполнить на доске, прокомментировать или сверить с помощью заранее заготовленного слайда или фрагмента программы.
Специальные функции и преимущества доски состоят в том, что не надо стирать с доски, можно вернуться к ранее решённым задачам, экспериментировать с условием, используя программное обеспечение доски.
Опрос про ЭД становится увлекательным и динамичным, так как на ЭД можно легко передвигать объекты и надписи, устанавливать соответствия, добавлять комментарии к текстам, рисункам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, графики или рисунки можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты объяснения нового материала или опроса. Можно рассуждать вслух. Комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Заранее подготовленные тексты, таблицы, картинки, музыка, тематические файлы и т.д. задают занятиям темп. Все ресурсы можно сохранять, их можно всегда открыть и повторить.
Работа с ЭД помогает в учёбе. Это хороший выбор для преподавателей, которые хотят заинтересовать своих учеников, облегчить усвоение материала.
Слайд 11
ЭД помогает развитию творческих способностей учащихся.
Например: - развитие воображения. 1 класс. На ЭД выводится изображение предмета. Нарисуйте, на что похож этот предмет (Рисование на ЭД происходит с использованием функций «перо», «палитра», «толщина линий»).
Слайд 12
2 класс. Изображаем треугольник (используя функцию «умное перо»), копируем нужное количество треугольников (используя функцию «клон»), передвигаем объекты по экрану.
Слайд 13
Задание: Дорисуй треугольник, чтобы он был похож на предмет.
- развитие логического мышления.
Готовые программы Перельман «За страницами учебника математики»
Иллюстрирование на ЭД упражнений со спичками.
Слайд 14
Например, переложите одну спичку так, чтобы из имени ТОЛЯ получилось женское имя. (Используются функции: «выбрать», «перетаскивание
электронной ручкой») При выполнении можно возвращаться к началу, если задание не получилось.
Слайд 15
- конструирование.
1 – 2 класс. Составить изображение из заданных фигур. (Используются функции: «умное перо», «клон», передвижение в пространстве, разворот фигур,
изменение размера фигур, «группировка»)
Слайд 16
3 класс. Подключается функция «заливка цветом»
В 4 классе усложняем задание.
Построить город треугольников
Слайд 17
Для развития творческих способностей учащихся учителями часто используется метод «мозгового штурма»
Состоит он из четырёх шагов:
Постановка задачи.
Выдвижение идей.
Обсуждение идей.
Принятие решения.
Метод весьма прост, доступен детям, не требует предварительного обучения учащихся, кроме ведущего.
Метод «мозгового штурма» позволяет:
- научить детей генерировать идеи. (Пусть даже они будут неправильные и нерациональные);
- научить детей смело высказывать свои идеи;
- научить детей фантазировать;
- научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение;
- поддержать робкого ребёнка;
- оценить общую активность детей.
В 4 классе на уроках «Окружающего мира» я использовала метод «мозгового штурма» при изучении темы: «Природные зоны России. Тайга»
В ходе изучения природной зоны учащиеся делали сообщения, которые учитель переводил электронный вид. На экран выводилось изображение, а текст выводился как гиперссылка.
Слайд 18
Учащиеся могли обратиться к гиперссылке, чтобы вспомнить и актуализировать полученные знания.
Слайд 19
Учащимся дали ситуацию: «Представьте, что произошло крушение вертолёта над тайгой, и вы оказались в лесу. У Вас есть 2м верёвки, перочинный ножик, кастрюля, коробок спичек. Что необходимо делать, чтобы выжить?»
Ведущим мозгового штурма являлся учитель.
Класс делился на две группы.
Первая группа - генераторы идей (Детям объясняется, что они могут высказывать любые идеи, самые дикие и фантастичные, никто смеяться не будет. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше)
Вторая группа экспертная группа (Внимательно слушают, запоминают, записывают идеи, но молчат и не дают своих оценок)
Для записи идей учащимся раздали стикеры
Слайд 20
Продолжительность этапа обсуждения ограничивалась во времени (15 мин.)
Когда идеи у «генераторов» иссякли, давалось слово «аналитикам». Они должны были дружелюбно оценить каждое решение и выбрать лучшие, может быть предложить свои решения.
Каждому давалась возможность защитить своё решение.
Похвалили всех детей, отметили самых активных и остроумных.
Слайд 21 - 22 |
|
|