|
Калининского района санкт-петербурга ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №126
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
_____________________________________________________________________________
Рассмотрена Принята Утверждаю
На МО учителей математики педагогическим советом Директор __________ Розов П.С.
Протокол № _____ от________ ГБОУ Лицей № 126 Приказ № ______ от _________
Председатель МО ________ Гудкова О.В. протокол № 15 от 26.06.2015
Рабочая программа по алгебре
ДЛЯ 7 а и 7 в классов
Программа разработана учителем математики
Ольшиной М.В.
Срок реализации - 1 год
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка Рабочая программа по алгебре для учащихся 7а и 7в классов составлена на основе:
─ федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
─ примерной программы, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
─ федерального перечня учебников, утвержденных приказом министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
─ требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта,
─ учебного плана ГБОУ Лицей №126 Калининского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год.
1. Место предмета в учебном плане
В учебном плане ГБОУ Лицей № 126 на изучение алгебры в 7 классе отводится 136 часов из расчета 4 часов в неделю (34 учебных недель). 102 часов из федерального компонента и 34 часов из компонента ОУ.
2. Цели и задачи
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
Систематическое развитие понятия числа
Формирование у обучающихся навыков устной и письменной математической речи со всеми присущими ей качествами
Формирование навыков устного счета
Пропедевтика изучения систематических курсов алгебры и геометрии.
Грамотно использовать для изучения окружающего мира такие методы, как наблюдение, моделирование, измерение;
Осуществлять оценку точности измерения и вычисления
Использовать простейшую вычислительную технику для выполнения практических расчетов
Использовать основные способы представления и анализа статистических данных
Знакомство с новым разделом математики –комбинаторикой
Предметно-ориентированные цели:
─ Правильно применять термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи: целое, дробное, положительное, отрицательное, десятичная дробь и другие; переходить от одной формы записи числа к другой.
─ Сравнивать числа, упорядочивать наборы чисел; понимать связь отношений «больше» и «меньше» с расположением точек на координатной прямой
─ Выполнять арифметические действия с рациональными числами, находить значения степеней; сочетать при вычислениях устные и письменные приемы;
─ Составлять и решать пропорции. Решать основные задачи на дроби, проценты;
─ Составлять несложные буквенные выражения и формулы
─ Осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления.
─ Осуществлять представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
─ Демонстрировать значение комбинаторных знаний и умений для решения бытовых, учебных и прикладных задач.
Изучение предмета «алгебра» способствует решению следующих задач:
систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в ходе изучения арифметики, и его применение к решению математических и нематематических задач;
овладение основными функциональными понятиями, формирование начального умения использовать функционально-графические представления для решения учебных и прикладных задач, для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
3. Адресность рабочей программы
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 7 класса, обучающихся по образовательной программе основного общего образования.
4. В учебном плане Лицея № 126 на изучение курса «Алгебра. 7 класс» отводится 4 часа в неделю. Курс рассчитан на 136 часов (34 учебных недель), в т.ч. количество часов для проведения контрольных работ – 8.
Формы промежуточной и итоговой аттестации
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ.
Контрольные работы направлены на проверку уровня базовой подготовки учащихся, а также на дифференцированную проверку владения формально-оперативным математическим аппаратом, способность к интеграции знаний по основным темам курса.
Итоговая аттестация предусмотрена в виде итоговой контрольной работы
В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично – поисковый.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов интернет – ресурсов.
5. Данная рабочая программа не предполагает изучения дополнительных тем.
34 часа из компонента ОУ предполагается использовать для обеспечения более качественного усвоения материала: решение бóльшего количества заданий с разнообразным содержанием, разбор заданий повышенного уровня сложности.
6. Планируемые результаты.
Учащиеся к окончанию курса «Алгебра. 7 класс» должны обладать следующими знаниями и умениями.
Знать:
как проверить, является ли данное число корнем данного уравнения;
что такое числовое и буквенное выражения;
как записать сумму, разность, произведение и частное простых буквенных выражений;
свойства арифметических операций;
правила раскрытия скобок и заключения в скобки;
что такое степень с натуральным показателем и ее основные свойства;
что такое одночлен и его стандартный вид;
как выносить общий множитель за скобки;
формулы сокращенного умножения;
способы разложения многочлена на множители;
как выделять алгебраические дроби среди других выражений;
как использовать основное свойство дроби при сокращении алгебраических дробей;
о четырех операциях над алгебраическими дробями;
что такое линейное уравнение и его корни;
что такое линейная функция;
что такое система линейных у равнений с двумя неизвестными и способы ее решения.
Уметь:
вычислять значение выражения, подставив вместо букв данные числа;
вычислять значение величины, используя соответствующие формулы;
приводить подобные члены буквенных равенств;
раскрывать скобки в числовых и буквенных выражениях;
использовать свойства степени с натуральным показателем при выполнении действий над одночленами;
выполнять арифметические операции и преобразования над одночленами и многочленами;
возводить многочлен в степень;
приводить одночлен и многочлен к стандартному виду;
использовать формулы сокращенного умножения при вычислении произведения многочленов;
выполнять арифметические операции и преобразования над алгебраическими дробями;
выполнять арифметические операции при преобразовании алгебраических выражений, содержащих и многочлены и алгебраические дроби;
решать линейные уравнения с одним неизвестным;
решать уравнения, сводящиеся к линейным уравнениям;
решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными;
строить график линейной функции;
составлять и решать уравнения и системы уравнений при решении текстовых задач;
выполнять полный перебор возможных вариантов, используя таблицу или дерево перебора.
Содержание тем учебного курса
№ п/п
| Наименование разделов и тем
| Максимальная нагрузка учащегося, ч.
| Контрольные работы, ч.
| 1.
| Повторение курса математики 5-6 класс
| 3
|
| 2.
| Алгебраические выражения
| 11
| 1
| 3.
| Уравнения с одним неизвестным
| 11
| 1
| 4.
| Одночлены и многочлены
| 21
| 1
| 5.
| Разложение многочлена на множители
| 19
| 1
| 6.
| Алгебраические дроби
| 21
| 1
| 7.
| Линейная функция и ее график
| 14
| 1
| 8.
| Системы двух уравнений с двумя неизвестными
| 16
| 1
| 9.
| Введение в комбинаторику
| 6
|
| 10.
| Повторение
| 13
| 1
|
| Итого
| 136
| 8
|
Тема 1. «Повторение курса математики 5-6 классов» (3 часа)
Действия с натуральными числами.
Действия с обыкновенными дробями.
Действия с десятичными дробями.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять действия с натуральными числами.
Уметь выполнять действия с обыкновенными дробями.
Уметь выполнять действия с десятичными дробями.
Тема 2. «Алгебраические выражения» ( 11 часов)
Алгебраические выражения.
Буквенные выражения (выражения с переменными).
Числовое значение буквенного выражения.
Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Преобразования выражений.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления.
Уметь осуществлять подстановку одного выражения в другое.
Уметь выражать из формул одну переменную через остальные.
Знать правила раскрытия скобок.
Тема 3. «Уравнение с одним неизвестным» (11 часов)
Уравнения.
Уравнение с одной переменной.
Корень уравнения.
Линейное уравнение
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь решать уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным.
Уметь решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Тема 4. «Одночлены и многочлены» (21 час)
Свойства степеней с натуральным показателем.
Многочлены.
Сложение, вычитание, умножение многочленов.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями.
Уметь выполнять основные действия с многочленами Тема 5. «Разложение многочленов на множители» (19 часов)
Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности.
Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов.
Разложение многочлена на множители.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь выполнять разложение многочленов на множители.
Знать формулы сокращенного умножения.
Знать формулы разности квадратов, формулы суммы кубов и разности кубов.
Тема 6. «Алгебраические дроби» ( 21 час)
Алгебраическая дробь.
Сокращение дробей.
Действия с алгебраическими дробями.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь сокращать алгебраические дроби.
Уметь выполнять основные действия с алгебраическими дробями.
Тема 7. «Линейная функция и ее график» ( 14 часов)
Числовые функции. Понятие функции.
Способы задания функции.
График функции.
График линейной функции. Модуль « Информатика и ИКТ»
Чтение графиков функций
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь находить значения линейной функции, заданной формулой, графиком по ее аргументу.
Уметь находить значение аргумента по значению линейной функции, заданной графиком.
Правильно употреблять функциональную терминологию
Тема 8. «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» ( 16 часов)
Система уравнений; решение системы.
Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением.
Решение текстовых задач алгебраическим способом.
Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь решать системы двух линейных уравнений.
Уметь решать несложные текстовые задачи с помощью систем уравнений.
Тема 9 «Элементы комбинаторики» (6 часов)
-
Исторические комбинаторные задачи
| Различные комбинации из трех элементов
| Таблица вариантов и правило произведения
| Подсчет количества вариантов с помощью графов
| |
|
|