Главная страница

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности



Скачать 57.28 Kb.
НазваниеИспользование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности
Дата15.03.2016
Размер57.28 Kb.
ТипДокументы


Методическая тема:

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения

познавательной активности

учащихся


Учитель математики:

Лялина Нина Михайловна

Санкт-Петербург

2013
Проведение зачетных уроков по математике направлено на перестройку системы контроля с целью улучшения математической подготовки учащихся. Зачет - это специальный этап в контроле, цель которого - проверить, достигнут ли учащимися уровень обязательной подготовки.

Я использую в своей работе различные приемы и формы организации контрольно-оценочной деятельности. Применяемая система включает в себя не только проведение зачетов, но и предусматривает специальное построение уроков по всей изучаемой теме в целом, а также использование различных приемов, позволяющих включить каждого ученика в активную работу и вызвать у него интерес к этой работе.

Изучение большой темы, которая может быть расчитана на 15 -20 и более уроков, начинается с сообщения учащимся плана работы: количество уроков на тему, краткое содержание, какие виды уроков будут применяться при изучении темы, на каких уроках будут проводиться промежуточные зачетные работы, указывается срок итогового зачета по теме. Это делается для того, чтобы подготовить учащихся к работе, сделать их активными участниками процесса обучения, приучает их к планированию своей деятельности, умению видеть конечную цель работы.

Уроки подразделяются на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации, зачетные уроки.

Лекции. Форма работы - фронтальная. Она предполагает организацию совместных усилий всех учеников для достижения общей познавательной задачи. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, показывается учителем сразу для всех. Во время подачи материала может быть дан опорный конспект.

Практические занятия (или решение типовых задач). Групповая форма работы по выполнению общей познавательной задачи, учебного

задания, в решении которых заинтересованы все члены группы.

Консультации. Индивидуальная форма работы. Познавательная задача не выступает как общая и решается каждым учеником индивидуально. На уроках - консультациях учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Иногда провожу урок парного консультирования по схеме: сильный - слабый.

Семинары. Форма работы - коллективная, при которой коллектив обучает каждого своего члена и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов. Если на лекции давался опорный конспект, то на семинаре он как бы одевается в логическую одежду (можно провести урок повторения).

Зачетные уроки (промежуточные и итоговые по теме). Индивидуальная форма работы.

  • зачетный урок можно провести как урок выборочной проверки, когда большая часть класса успевает ответить по опорному конспекту, по изученным теоремам, по типовым задачам.

  • самостоятельные работы бригадным методом ( посадка в произвольные группы).

  • контрольные тест-анализы. Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему. По сравнению с другими видами контроля тест позволяет при минимальных затратах времени выявить возможные пробелы в знаниях как любого ученика, так и класса в целом.

  • контрольные работы, анализ которых позволяет выявить не только j знание конкретного учебного материала, но и его уровень. При решении обязательной части контрольной работы можно выявить умение! применять эти знания в стандартных ситуациях, а при решении дополнительных заданий - более высокий уровень сформированное™ j этих умений.

  • зачеты по теории (устные или письменные). При подготовке к такому зачету учащиеся заранее знакомятся с перечнем вопросов, теорем, выносимых на него.

  • зачеты по домашним заданиям.

Подобное деление и название видов уроков в значительной степени I условно, однако удобно, т. к. при достаточно систематическом применении учащиеся уже по названию вида урока заранее знают, как будет на нем организована деятельность их и учителя. В приведенной системе уроков я делаю перестановки , дополнительные одноименные уроки.

После проведения зачетного урока полезно провести анализ его результатов с указанием типичных ошибок, недочетов, выяснением их причин. В процессе анализа результатов знания учащихся корректируются. Вынося итоговую оценку за тему, я не беру ее как нечто абстрактное среднее арифметическое, а беру именно основные оценки в теме:

а) за контрольную работу;

б) за устный зачет;

в) за домашнее задание;

г) за проверку на уроке выборочного контроля.

Такая система приемов и методов позволяет мне правильно

определить уровень образованности каждого ученика в результате нашей совместной с ним работе, развивать и далее его познавательные интересы.

Когда ребята привыкают работать по данной системе, они начинают учиться прежде всего потому, что сами этого хотят. Учащиеся учатся планировать свою деятельность, видеть конечную цель работы, распределять свои силы на достаточно долгий промежуток времени, добиваться поставленной цели. Кроме того, определение истинного уровня знаний каждого ученика, нацеливание их на максимальное использование и развитие собственных способностей предоставляет возможность самому ученику объективно их оценить.

Работая на зачетных уроках в группах, совместно обсуждая решения, у ребят формируются коммуникативные умения: налаживать контакты с одноклассниками, отношение с учителем, отношение к слабому или сильному, а также появляется возможность утвердить себя в коллективе.

Я думаю, что использование элементов зачетной системы может и должно включаться в методический арсенал педагогов начиная с 5 класса, то есть с первых шагов систематического изучения математики как учебного предмета. Но наибольший эффект в активизации деятельности учащихся зачетная система дает в старших классах, так как именно в этом возрасте у учащихся наиболее сильно проявляется потребность самоутверждения.