Главная страница

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме: «Безопасное поведение на дорогах»



Скачать 48.78 Kb.
НазваниеВнеклассное мероприятие в 5 классе по теме: «Безопасное поведение на дорогах»
Дата12.02.2016
Размер48.78 Kb.
ТипВнеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие в 5 классе по теме:

«Безопасное поведение на дорогах»

Эпиграф

Правила дорожного движения -

не условность, а обязательное

условие сохранения жизни

Цель мероприятия: повторение правил безопасного поведения на дорогах, формирование уме­ний и навыков безопасного поведения, вычисление тормозного пути автомобиля, скорость, с которой надо переходить дорогу,

Оборудование: карточки с умениями и основными ситуациями - «ловушками», задачи на кар­точках

Ход мероприятия

  1. Сообщение темы классного часа, обращение к эпиграфу. Обсуждение. По­
    становка детьми цели мероприятия

  2. Вступительное слово учителя.

Существуют две различные по своим свойствам среды: бытовая и транспортная. Привычки, сформированные в бытовой среде, не всегда приемлемы для транспорт­ной. В бытовой среде вы выбегаете из-за предмета, мешающего обзору, не задумы­ваясь, что за ним. В транспортной среде эта привычка может привести к плачевному результату. В 1995 году в нашей стране погибло 3000 детей. 700 выбегали впереди стоящего на остановке автобуса, 300 появлялись позади стоящего автобуса, 250 вы­бегали из-за других стоящих машин, 800- из-за кустов, домов, деревьев, групп пеше­ходов, 400- из-за приближающейся машины под колеса скрытой ею попутной.

Американский специалист Р.Скилмен подсчитал, что на один «несчастный случай» пешеход совершает 4000 безнаказанных ошибок. При этом лишь 20 наказываются «испугом», остальные 3980 закрепляются в сознании как правильные действия, фор­мулируя ложные привычки. 95% несчастных случаев с детьми происходит в 30 ти­пичных ситуациях - «ловушках», из них 60%-в ситуациях «закрытого обзора»

3. Сценки. (Детьми обыгрываются ситуации - «ловушки»)
Основные ситуации - «ловушки» можно разделить на 5 классов.

  • «Закрытый обзор»: дети и водители на ранних стадиях не видят друг друга.

  • «Отвлечение внимания»: ребенок не замечает опасности, потому что его
    взгляд прикован к «цели» на другой стороне улицы или на проезжей части,
    угол бокового зрения сужен, ребенок спешит.




  • «Пустынная улица»: ребенок убежден, что машин нет(ведь их давно не бы­
    ло), и выбегает на проезжую часть, не осмотрев её.

  • «Середина проезжей части»: дети не замечают опасность, обычно машину,
    которая проезжает у них за спиной.

  • «Родители с детьми»: дети вырывают руку, они менее осторожны в присутст­
    вии взрослых или других детей.

(В действительности число ловушек больше, однако, основываясь на приведен­ных выше примерах, можно выработать у детей защитные навыки наблюдения, предвидения опасности. Безопасное поведение обеспечивают только привычки, их нельзя создать словесным предостережениями типа: «будь осторожен» или «обходи трамвай сзади»).

4. Проигрывание ситуаций, формирующих умения безопасного поведения.
(Данные сценки дети готовят заранее)

Умение наблюдать. Ребёнок должен научиться видеть предметы, закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как опасные или скрывающие опас­ность.

- Умение «сопротивляться» волнению или спешке. При переходе улицы надо
соблюдать полнейшее спокойствие, никакой спешки.

Умение «переключаться на улицу». Бордюрный камень - это граница, за ко­торой бытовой навык непригоден. Надо научить ребенка замечать эту границу: замедлять движение, останавливаться, переключаться в связи с переходом в опасную зону.

Умение переключаться на самоконтроль. Ребенок должен осознавать, что на проезжей части необходимо следить за собой, участвовать в оценке движения не только глазами, но и мыслями.

Важнейшим умением является умение остановиться для осмотра, прежде чем переходить улицу. Детей следует учить делать то же самое при выходе из дома на улицу, на пороге подъезда или за воротами дома.

5. Решение задач на движение в группах. После решения - обсуждение.

1 .Утром по дороге в школу ученик 5 класса Антон собирался переходить улицу и увидел проезжающую машину. Ширина улица 1 Ом, Антон находится на расстоянии

6 м от края дороги, машина - на расстоянии 100м. Стоит ли ему переходить через улицу или подождать и пропустить машину, если его скорость 8Ом/мин, а скорость машины: бОкм/ч, 80 км/ч?

Ответ: машине потребуется 6с или 4,5с;

Антону-12с.

2. Антон очень спешил на свой автобус, поэтому побежал наискосок через улицу к
остановке. Из-за этого по проезжей части ему пришлось бежать 54м. Доедет ли в
этот день Антон куда-либо в автобусе, если расстояние от него до ближайшей маши­
ны, едущей со скоростью бОкм/ч, - 45м, а бежит он со скоростью 5м/с?

Ответ: Антону необходимо более 1 Ос,

чтобы добежать до автобуса, встреча

с машиной может состояться менее чем через 3 с.

Учитель обращает внимание детей во время обсуждения на то, что когда спешишь к «своему» автобусу, то не замечаешь другие машины.

3. Ширина улицы - 36м, сигнал перехода горит 24с. С какой скоростью надо пе­
реходить улицу, чтобы успеть до того, как сигнал погаснет?

Ответ: 1,5 м/с

Справка: Скорость движения 1,5 м/с, это скорость достаточно быстрого шага. 6. Упражнения, тренирующие глазомер

Предложить детям измерить длину своего шага. Для этого подсчитать сколько они делают шагов на отрезке 10м, после чего разделить на это количество шагов. Результаты занести в таблицу:


После этого выполнить упражнения, тренирующие глазомер. (Приложение) 7. Итог занятия. Рефлексия




Я прохожу

(м)

За 1 шаг




За 5 шагов




За 1 0 шагов




За 50 шагов




За 100 шагов




За 200 шагов






Упражнение 1. Идя по дороге и увидев любой неподвижный предмет (столб, дерево, стоящий ав­томобиль), определите на глаз, сколько до него мет­ров. Проверьте шагами точность оценки.

Упражнение 2. Вы идете по дороге, навстречу вам — пешеход. Загадайте, где вы с ним встрети­тесь. Определите, насколько вы ошиблись. То же сделайте по отношению к движущемуся автомоби­лю.

Упражнение 3. Вы идете по дороге, впереди — неподвижный предмет, например, стоящий авто­мобиль. Загадайте, сколько секунд потребуется, чтобы дойти до него, двигаясь с той же скоростью. Проверьте точность оценки.

Упражнение 4. Вы идете по дороге. Сбоку при­ближается пешеход. Отгадайте, в какой точке вы с ним встретитесь, если будете идти в том же на­правлении, и вновь проверьте точность своей оцен­ки.

Подобные упражнения можно придумать самим.