Главная страница

«Знакомство с системой времен глагола в русском языке»



Скачать 55.92 Kb.
Название«Знакомство с системой времен глагола в русском языке»
Дата02.03.2016
Размер55.92 Kb.
ТипУрок



Тема: «Знакомство с системой времен глагола в русском языке»
3-ий класс(1-4), УМК «Гармония», учебник русского языка М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко
Урок введения нового знания
Цели урока: научить различать глаголы по временам; развивать память, внимание, мышление; воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

«Хочу, потому что смогу»

Учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает подумать, что пригодится для успешной работы на уроке.

2. Актуализация знаний.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Учитель. - Кто знает, что это за произведение? Ответы детей.

Учитель. Это – Чайковский, «Времена года. Ноябрь.» А ноябрь, это месяц какого времени года?

Дети. Ноябрь - это последний ( третий) месяц осени. Учитель открывает написанное на доске слово ВРЕМЯ.

Учитель. А как вы понимаете это слово?

Дети. - Часы. -Дни. -Сутки.

Учитель. Я, когда готовилась к уроку, посмотрела значение этого слова в словаре. В какой словарь мне пришлось заглянуть?

Дети. В толковый.

У. Верно. И вот, что я там прочитала. Послушайте.

«Время- Это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.»

У. Ребята, прочитайте выражения написанные на доске. Время летит. Время разум дает. Всякой вещи время. Делу время , потехе час. Как вы их понимаете? Ответы детей.

У. Запишите одно из выражений к себе в тетрадь, а дома к завтрашнему уроку, придумайте ситуации, когда можно использовать эти выражения.

- А почему мы начали урок с разговора о времени, вы узнаете из дальнейшего хода урока. 3.Постановка учебной задачи.

У. А сейчас я попрошу выйти к доске моих сегодняшних помощников. Сейчас ребята разыграют перед вами сценку. Ваша задача - внимательно слушать и запоминать глаголы.

Выходят два ученика.

-Привет! Ты что делаешь?

-Уроки. Математику.

-А по русскому языку задание уже делал?

-Нет, буду делать после математики.

-А потом ты на улицу выйдешь?

-Конечно!

-И я выйду!

-Тогда до встречи!

-Пока!

У. Спасибо, мальчики, садитесь. А вас, ребята, я попрошу из разговора ребят (А как называется разговор двух людей? Д. - Диалог.) выписать все глаголы, располагая их следующим образом.

На доске:

Действие происходило до разговора______________________________________________

Действие происходит во время разговора __________________________________________

Действие будет происходить после разговора________________________________________

Ученики поочередно выходят к доске и записывают глаголы в следующем виде:

на первую строку - ДЕЛАЛ

на вторую строку - ДЕЛА… ШЬ, ДЕЛАЮ

на третью - БУДУ ДЕЛАТЬ, ВЫЙД… ШЬ, ВЫЙДУ

( пропуск буквы обозначает неизученную орфограмму)

У. Какой глагол можно добавить в первый ответ мальчика, взявшею трубку?

Д. ДЕЛАЮ

У.Какое значение передает его форма?

Д. 1-е лицо, ед. ч.

У. Допишите слово в нужную строку.

Назовите форму этого же глагола изменённую по лицам . Д. ДЕЛАЕШЬ - 2л. ед. ч.

У. Найдите изменение по лицам др. глагола.

Д. ВЫЙДЕШЬ, ВЫЙДУ.

У. А чем отличаются другие глаголы, записанные вами в разные строки? Ответы детей.

4. Решение учебной задачи.

У. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим схему, а потом прочитаем сообщение об этом изменении глагола, которым вы постоянно пользуетесь, общаясь с людьми. (Вывешивает на доску схему) Дети рассматривают схему и делятся своими впечатлениями. После этого вместе с учителем читают сообщение в учебнике №240 :
В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам.

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора ( в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время.

Когда мы говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время.
5. Овладение новой терминологией и первичное закрепление приобретённых знаний.

У. О каком умении глаголов вы теперь знаете? Догадались, как называется тема сегодняшнего урока? Сформулируйте её.

Д. Изменение глаголов по времени.

У. Давайте прочитаем предложения и закончим их. №241.

Глаголы умеют изменяться по временам. В русском языке они могут употребляться в ..., ... или ... времени. Форма каждого времени передаёт своё значение. Так, форма настоящего времени указывает на то, что ..., форма прошедшего - на то, что ..., а форма будущего - на то, что ...

После этого учитель вывешивает на доску изображение Антона и задаёт от его лица вопрос.

- Про времена мне тоже интересно! А я, когда говорю, изменяю глаголы по временам?

Ответы детей.

У. Чтобы ваше объяснения было более убедительным, запишите, как он должен был ответить на несколько вопросов.

№242

Ребята выполняют задание в тетрадях, отвечая на вопросы словами: писать, читать.

Ты что сейчас делаешь? Пишу, читаю.

Ты что делал раньше? Писал, читал.

Что будешь делать? Буду писать, буду читать.

У. В каком из глаголов при изменении происходит чередование согласных звуков и букв? Каких? Какой буквой обозначили безударный гласный звук в корне первого слова, второго?

Ответы детей.

Антон: «А как узнаешь, в каком времени я употребил глаголы?»

У. Ребята, чтобы вы могли ответить Антону, авторы учебника придумали для вас следующую таблицу-подсказку. Поищите на ней приметы времен. Учитель вывешивает таблицу на доске.

-По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени? (-л-)

-Какие окончания делают похожими окончания двух других времен? (-у, -ю, -ут. -ют)

Но в каком времени в вопросах нет приставки с-, а в каком она есть?

Каким словом отличается другая форма того же времени? (в н. в. —нет, в б. в.-есть; слово-быть)

-Давайте прочитаем и впишем недостающие слова в схему в №244 задачника и объясним Антону, как определять время глагола.
Чтобы узнать время, в котором употреблён глагол, нужно поставить к нему вопрос и обратить внимание на приметы-подсказки.

1.Есть ли в вопросе суффикс –Л-?

Если есть, глагол ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ .

2.Если есть в вопросе одно из таких окончаний:

Ед.ч.: – у, -ю, -ешь, -ет Мн.ч.: -ем, -ете, -ут, -ют

Если есть, глагол НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ или БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ

3.Есть ли в вопросе приставка С- или слова БУДУ, БУДЕШЬ, …, БУДУТ? Если есть, глагол БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ, если нет – НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

(Жирным шрифтом выделены слова, которые вставляют дети).
А теперь поработайте в парах, определите время записанных нами глаголов в №242 и отметьте приметы времен как в вопросах, так и в самих формах глаголов.

Проверка. (задан эталон).
У.Молодцы! Вы замечательно поработали и теперь мы поиграем. Игра называется « Найди свой причал.»

На доске картинки с тремя «причалами» (наст. вр.. прош. вр., буд. вр.) и лодки с записанными на них глаголами.

Задача игроков-найти для каждой «лодки» соответствующий «причал» и доказать свою правоту.

Слова: взяли, играю, унесу, сходила, буду печь, созревает, съели, пишем, убежим, читать(«ловушка»)

7.Рефлексия деятельности (итог урока).

8.Домашнее задание : №246.