Главная страница


Исследовательская работа «Выходи играть во двор!»



Скачать 81.16 Kb.
НазваниеИсследовательская работа «Выходи играть во двор!»
Дата14.03.2016
Размер81.16 Kb.
ТипИсследовательская работа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Медвежьегорская СОШ №3»
Исследовательская работа

«Выходи играть во двор!»

Выполнил: Бабкин Кирилл, 9 лет,

ученик 3б класса

МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3»

Научный руководитель: Пакуть Екатерина Александровна,

учитель начальных классов

МКОУ «Медвежьегорская СОШ №3»

Контактные данные:

E-mail: [email protected]; тел. 8 (921) 227 26 91


г.Медвежьегорск

2015/2016г.

Введение

Свободное от занятий время я провожу во дворе с друзьями. Каждый раз, когда мы выходим на улицу, нас волнует вопрос: «Чем заняться? Во что поиграть?» Мне стало любопытно, а как проводят время ребята в других дворах? Я начал собирать информацию и понял, что большинство моих одноклассников не играют во дворах!

Название моей исследовательской работы звучит как призыв: «Выходи играть во двор!» Во время проведения исследования я общался с людьми разного возраста, разных профессий, исследовал интернет-сайты и, конечно, обращался к книгам. Одной из книг, к которой я обратился, была книга Валерия Юрьевича Володченко и Валентина Борисовича Юмашева «Выходи играть во двор». Вместе с моим руководителем мы решили и работе дать такое название.

Цель работы: Узнать, почему исчезают народные игры?

Задачи:

  1. Собрать информацию об играх (происхождение, кто придумал и т.д.);

  2. Провести опрос среди взрослых (в какие игры играли);

  3. Провести опрос среди сверстников (в какие игры играют; знают ли ребята игры, в которые играли наши дедушки и бабушки);

  4. Сделать выводы;

Гипотеза: Я думаю, игры постепенно исчезают, потому что появляются компьютерные игры.

Часть 1. Теоретическая часть.

Первые игры появились задолго до возникновения человека. Это были игры животных. Сегодня мы можем наблюдать, как собака играет с мячиком, а кошка - со своей мягкой игрушкой-мышкой. «Игры медвежат, например, заключаются в беге наперегонки, нападении друг на друга из засады и борьбе1». Некоторые детские игры имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира (догонялки, прятки и др.).

Человечество играет в игры с доисторических времён. Всё началось с «ритуальных» игр (люди совершали различные обряды). Как часть религиозного культа появились и известные нам до сих пор Олимпийские игры. Город Олимпия, считался у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр.

Элементы борьбы включают в себя и народные игры – игры, которые передаются от старшего поколения к младшему. Их создает народ, именно поэтому они и названы народными. В старину было много игрищ, посвященных различным праздникам. С шумным весельем и песнями люди прыгали через костёр, катались с ледяных горок. Были распространены и игры с мячом. Примером такой игры является русская народная командная игра «Лапта2». Упоминания об этой игре встречаются в древних русских летописях, а при раскопках древнего Новгорода были найдены мячи и сама лапта (палка-бита) 15 века. Значит, более пятисот лет живёт эта игра в народе!

Когда же появились компьютерные игры? Первая компьютерная игра появилась более 50 лет назад. В 1947 году американские учёные «Томас Голдсмит и Эстл Манн продемонстрировали развлекательное устройство, которое позволяло стрелять ракетами по целям вроде самолёта3».

В России (тогда Советском Союзе) компьютерные игры появились гораздо позже. Самая известная из серии первых советских электронных игр стала «электронная игра «Ну, погоди!» («Электроника ИМ-02»). Производилась она с 1984г.4». Также в 1984г. математик из московской Академии наук А. Пажитнов написал игру, основанную на «пентамино – головоломка, состоящая из пяти геометрических фигур. Пажитнов назвал свою игру «Тетрис» - от греческого слова tetra – «четыре»5.
Часть 2. Практическая часть.

Я решил провести опрос сначала среди взрослых, а затем среди сверстников и узнать, в какие игры играли/играют они во дворах. Я опросил 7 человек в возрасте от 35 до 76 лет. Варианты названных игр я поместил в диаграмму6. Анализируя её можно сделать следующие выводы: все опрошенные упомянули игру «Лапта» (7 человек). Это позволяет сказать о том, что «Лапта» была популярна как среди наших родителей, так и среди бабушек и прабабушек. Также была упомянута игра «Рюхи7» - здесь меня заинтересовало странное название игры и то, что упомянул о ней всего лишь 1 человек. Хочется отметить, что это был самый взрослый из опрошенных мною людей (76 лет).

Затем, я опросил одноклассников. По результатам8 опроса из 26 опрошенных почти половина (10 человек) упомянули компьютерные игры. Следует отметить, что все 10 опрошенных - мальчики. Это подтверждает мою гипотезу о том, что компьютерные игры постепенно «вытесняют» народные. Мою гипотезу также доказывает эксперимент, проведённый в начале 2016г. петербургским психологом Е.Мурашовой. Детей попросили попробовать прожить 8 часов без каких-либо гаджетов. Результаты эксперимента были озвучены в программе «Вести.Санкт-Петербург9» от 10.01.2016 и показали, что из 68 детей лишь трое смогли спокойно пережить 8 часов без гаджетов. Остальные дети испытывали сильную зависимость от них, эту зависимость врачи признали новой болезнью.

Второй вопрос показал, что все 26 опрошенных знают о существовании игр «Лапта» и «Прятки», так популярных среди взрослого населения. Ответ на вопрос об игре «Рюхи» был однозначным: все 26 опрошенных сказали, что не знакомы с этой игрой.

Заключение

Из проведённого мною исследования можно сделать несколько важных выводов: моя гипотеза о том, что народные игры исчезают, потому что появляются компьютерные игры, подтвердилась. С появление различных гаджетов, мы, современные дети, совсем не представляем себе, что можно весело проводить время и без них. Мы не знаем старинных добрых игр, не знаем правил!

Академик Д.С.Лихачёв в своих «Письмах о добром и прекрасном» делится с нами, молодыми читателями, мудростями, которые касаются различных сторон нашей жизни. В одном из таких писем (Письмо 28 «Быть вместе»), которое я прочитал, Дмитрий Сергеевич призывает читателей возрождать игры в нашей жизни: «игра воспитывает умение держаться вместе, играть вместе, ощущать партнера… Дома заняты тем, что смотрят телевизор… А раньше играли в цифровое лото, играли дети, играли взрослые, и это служило общению взрослых и детей…10

Сегодня многим родителям легче дать ребёнку планшет или телефон. Отнюдь немногие родители смогут рассказать своим детям о народных играх. На помощь приходит школа. Правила многих народных игр мы узнаём на уроках физической культуры.

Как оказалось, особенной разгадки на вопрос «Куда исчезают игры?» не существует! Просто компьютер заменил нам улицу, а многие взрослые забыли о тех замечательных дворовых играх!

Список используемой литературы

  1. Володченко В.Ю.Выходи играть во двор / В.Ю.Володченко, В.Б.Юмашев. – М. : Мол.гвардия, 1989. – 139 с.

  2. Донован Т. Играй! История видеоигр/ Тристан Донован; пер.И.Воронина. – М.: Белое Яблоко, 2014. – 648 с.

  3. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. И общая ред. Г.А.Дубровской. – Изд. 2-е, доп. – М.: Дет.лит., 1988. – 238 с.

  4. Мальми В. Слово и праздник / Виола Мальми. – Петрозаводск: Карелия, 2008. – 160 с.

  5. Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

  6. ГТРК Санкт-Петербург «Вести» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rtr.spb.ru/vesti/vesti_2014/news_detail_v.asp?id=12645

  7. Google Картинки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://google.ru/



Приложение 1. Правила игры «Лапта11».

Игра проводится на естественной площадке. С одной стороны площадки проводят линию кона, с другой – линию города. Пространство между ними (поле) может быть разным в зависимости от возраста и физической подготовки участников. Одна команда – водящие, размещаются в поле, другая становится за чертой города. Один из водящих тоже остаётся за чертой города для подачи мяча бьющим. Очерёдность ударов по мячу устанавливается произвольно. «Метальщики» по очереди бьют по мячу, стараясь отбить его как можно дальше. Каждый игрок, пробежавший до кона и обратно, приносит своей команде одно очко и получает право на очередной удар. Если игрок побежал, а водящие его «осалили», все водящие устремляются в город и, если их не успевают перепятнать, они становятся бьющей командой. Команда, поймавшая «свечу», спокойно направляется в город, а бывшие «горожане» становятся водящими. К родственным лаптe видам спорта относятся «Бейсбол», «Крикет», «Песапалло» в Финляндии, «Ойна» в Румынии и другие.
Приложение 2. Правила игры «Рюхи12» (то же самое что и «Городки»)

Для игры в «Городки» требуются биты и собственно городки (рюхи). Рюхи делаются из круглых берёзовых брусков диаметром 4-5см и длиной до 15см. Биты тоже делают из дерева длина 75-80см. Размеры городошной площадки могут увеличиваться или уменьшаться в зависимости от возраста играющих. Прежде всего надо запомнить фигуры, которые строят каждый раз из пяти рюх. Таких фигур 15. Для ребят помладше достаточно пяти фигур. По одному городу бьёт одна команда, по другому – другая. В «Городках» счёт ведётся на очки. Главная задача — затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата.c:\users\user\desktop\исследовательская деятельность\кирилл бабкин 3б\figurs.jpg

Приложение 3: Диаграмма «Опрос взрослых: В какие игры Вы любили играть?»

Приложение 4: Диаграмма «Опрос одноклассников: В какие игры вы любите играть?»



1 Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

2 Приложение 1

3 Донован Т. Играй! История видеоигр/ Тристан Донован; пер.И.Воронина. – М.: Белое Яблоко, 2014. – С.24

4 Википедия – свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/

5 Донован Т. Играй! История видеоигр/ Тристан Донован; пер.И.Воронина. – М.: Белое Яблоко, 2014. – С.258

6 Приложение 3

7 Приложение 2

8 Приложение 4

9 ГТРК Санкт-Петербург «Вести» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rtr.spb.ru/vesti/vesti_2014/news_detail_v.asp?id=12645

10 Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. И общая ред. Г.А.Дубровской. – Изд. 2-е, доп. – М.: Дет.лит., 1988. – С.111

11 Володченко В.Ю.Выходи играть во двор / В.Ю.Володченко, В.Б.Юмашев. – М. : Мол.гвардия, 1989. – С.136

12 Володченко В.Ю.Выходи играть во двор / В.Ю.Володченко, В.Б.Юмашев. – М. : Мол.гвардия, 1989. – С.132