|
Урок лекция. Класс: 8 класс. Продолжительность урока: 45 минут. Учебник: А. Г. Мордкович и др. Алгебра 8 Тема: Теорема Виета.
Тип урока: урок лекция.
Класс: 8 класс.
Продолжительность урока: 45 минут.
Учебник: А.Г. Мордкович и др. Алгебра 8.
Цели урока:
развивать интерес к математике;
сообщить информацию по теме;
систематизировать материал.
Ход урока:
Все дома решили уравнения вида . Получили корни: уравнение
|
|
|
| 4
| – 1
|
| – 2
| 7
|
| – 2
| – 3
|
| 1
| – 6
|
Надо установить связь между
и ; ,
и . .
Прекрасно!
Мы установили это из данных уравнений.
Проверим гипотезу!
а) ,
, ,
.
Гипотеза верна!
б)
Уравнение имеет два равных корня.
Гипотеза верна!
в)
– 4 < 0, действительных корней нет.
Значит, гипотеза неверна?
Гипотезу надо уточнить!
Если уравнение имеет корни, то
Теперь эту гипотезу надо доказать! Открыл и доказал эту теорему французский ученый математик Франсуа Виет. Домашним заданием вам будет законспектировать доказательство этой теоремы одним из способов из учебника и поискать материал о жизни и деятельности Ф. Виета.
В классе докажем ее другим способом.
Пусть и – корни квадратного уравнения .
Надо получить:
Что значит и корни уравнения?
(1)
(2)
Вычтем из (1) уравнения (2), получим:
или
докажем этот случай
на консультации
Подставим найденной значение для в (1) уравнение:
Получили:
Мы открыли, потом доказали теорему Виета.
Верна и обратная теорема.
Дано: – числа,
Доказать: – корни уравнения .
Доказательство:
0 = 0 (верно) 0 = 0 (верно)
– корень – корень.
ч.т.д.
Где использовать теорему Виета?
1). Можно, не находя корни, найти сумму и произведение корней квадратного уравнения вида :
2). Не решая уравнение , найти
Итак,
Где использовать теорему, обратную теореме Виета?
а). Можно проверить правильность решения квадратного уравнения.
Покажем, что корни уравнения найдены правильно:
– 8 + 5 = – 3. – 8 5 = – 40.
Значит, по теореме, обратной теореме Виета, числа – 8 и 5 являются корнями уравнения
б). Найти подбором корни квадратного уравнения (устно):
Как быть, если уравнение имеет вид где
Стихотворение «Теорема Виета», поэт Александр Гуревич:
По праву достойна в стихах быть воспета
О свойствах корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни – и дробь уж готова:
В числителе , в знаменателе
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь эта, что за беда –
В числителе , в знаменателе
Итак,
Итак, мы научились применять теорему Виета и обратную ей для уравнений вида и
Угадайте корни уравнений:
Что трудно? Тогда решите сначала три таких уравнения, найдя корни подбором.
Что вы заметили? (Один из корней равен 1).
Установите связь между и корнями. Если , тогда один из корней 1, а другой .
Теорему Виета применяют для решения квадратных уравнений, где или . Это дает значительное преимущество для быстрого получения ответа.
Если в уравнении , то один из его корней 1, а другой .
Если в уравнении , то один из его корней – 1, а другой
Теперь вернитесь к решению уравнений
Придумайте дома по 3 красивых уравнения и предложите решить их товарищу.
|
|
|