Главная страница

«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста»



Название«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста»
страница1/6
Дата27.02.2016
Размер1.06 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


«Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности учащихся младшего школьного возраста»
В данной работе рассматривается проблема взаимосвязи тревожности и школьной успешности детей младшего школьного возраста. В качестве показателей школьной успешности использовались традиционные показатели - положение среди сверстников (социальный статус) и успеваемость.

Цель работы:

Изучить взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.

  2. Выявить виды и уровни школьной тревожности учащихся.

  3. Определить социометрические статусы младших школьников в группе сверстников, а также уровни школьной успеваемости.

  4. Охарактеризовать взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями школьной успешности.

  5. Подобрать методики и провести исследования.

  6. Обработать исследования математически–статистическим способом.

  7. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.


Руководитель социально-психологической службы ГБОУ СОШ № 629

Бочкарёва Н.А.

Содержание:

Стр.

Введение……………………………………………………………….. .………………...3

Глава I. Теоретический анализ проблем изучения тревожности и учебной деятельности в психологии ………………………………………………………7

1.1 Основные подходы к проблеме тревожности в психологии ……………….7

1.2. Психологические особенности мотивации и основные компоненты учебной деятельности детей младшего школьного возраста ………...…………...…….18

1.3. Взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности детей младшего школьного возраста ……..………………………………………….29

Выводы по I главе ……………………………………………………………...37

Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи школьной успешности и уровня тревожности детей младшего школьного возраста ……..…………...39

2.1. Организация и методы исследования……………………………………..39

2.2 Обработка и анализ полученных результатов…………………...………..00

Выводы по II главе ………………..……………………………........................00

Заключение …. …………………………………………………………. . …………….00

Список литературы .…….………………………………………………………………..00

Приложение 1 …………………………………………………………………..00

Приложение 2 …………………………………………………......................…00

Приложение 3 ……………………………..……………………………………....00

Приложение 4 …………………………………………….……………………..00

Введение.

Поступление ребенка в школу связано, как известно, с возникновением важнейшего личностного новообразования — внутренней позиции школьника. Внутренняя позиция представляет собой тот мотивационный центр, который обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально-положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика». В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

В отечественной психологии исследования по проблеме тревожности носят разрозненный характер. Период активного исследования тревожности приходится на 1970-е - начало 1990-х годов. В последние десятилетия интерес российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревога и тревожность. В последнее время тревожность исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблемах (школьная, экзаменационная, соревновательная тревожность, тревожность летчиков-испытателей, спортсменов и др.). Изучение тревожности у детей и подростков также носит прикладной, служебный характер (работы посвященные детям 5-8 лет исследуют тревожность, связанную с готовностью к школе).

Проблемой тревожности в разные периоды детства занимались следующие авторы: Захаров А.И., Кочубей Б.И. , Новикова Е.В., Кисловская В.Р., Гордецова Н.М., Прихожан A.M., Филиппова Е.В., Нежнова Т.А., Дусавицкий А.К., Доронина О.В.и др.

В подходе к тревожности мы ориентировались также на исследования Березина Ф.Б., Ханина Ю.Л., Аболина Л.М., Божович Л.И., Имедадзе Н.В., Забродина Ю.М., Мусина И. А., Голушко А.А. и др.

В данной работе рассматривается проблема взаимосвязи тревожности и школьной успешности детей младшего школьного возраста. В качестве показателей школьной успешности использовались традиционные показатели - положение среди сверстников (социальный статус) и успеваемость.

Актуальность исследования:

Актуальность избранной темы определяется усложнением учебной деятельности школьников, обусловленной развитием общества неблагоприятными тенденциями социально-психологического климата в обществе, ведущими к появлению все новых стрессовых факторов, повышение нервно психического напряжения и уровня тревожности в обществе, а так же усложнением задач стоящих перед современной школой.

В специальной литературе по проблематике учебной деятельности влияние тревожности младших школьников на успешность их учебной деятельности не находит достаточного отражения, что обуславливает актуальность избранной темы.

По данным некоторых исследований видно, что тревожность является одной из психологических причин неуспеваемости и как свойство личности во многом обусловливает поведение ребенка. Тревожность мешает ребенку в общении со сверстниками, а значит, мешает правильному развитию личности.

Цель работы:

Изучить взаимосвязь школьной успешности и уровня тревожности детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературных источников по изучаемой проблеме.

  2. Выявить виды и уровни школьной тревожности учащихся.

  3. Определить социометрические статусы младших школьников в группе сверстников, а также уровни школьной успеваемости.

  4. Охарактеризовать взаимосвязь между уровнем тревожности и показателями школьной успешности.

  5. Подобрать методики и провести исследования.

  6. Обработать исследования математически–статистическим способом.

  7. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Предмет исследования:

Взаимосвязь уровня и видов тревожности учащихся младших классов общеобразовательной средней школы, в возрасте 10-11 лет, с их социометрическим статусом, уровнем учебной мотивации и показателями школьной успеваемости.

Объект исследования:

Учащиеся младших классов общеобразовательной средней школы в возрасте 10-11 лет.


Гипотеза:

Тревожность оказывает влияние на школьную успешность учащихся младших классов.

Методы и методики исследования:

Методы:

  1. Метод теоретического анализа литературы.

  2. Метод тестирования.

  3. Метод статистического анализа.

Методики:

1. «Тест школьной тревожности Филлипса».

2. «Шкала явной тревожности Дж. Тейлора» ( СМАS)

(Адаптация Прихожан).

3. Определение уровня учебной мотивации (по Лускановой).

4. Социометрический тест Дж. Морено.

5. Изучение успеваемости младших школьников (в баллах).



Глава I
Теоретический анализ проблем изучения тревожности и учебной деятельности в психологии


    1. Основные подходы к проблеме тревожности в психологии


Перед тем, как говорить о тревожности у детей младшего школьного возраста необходимо коротко рассмотреть историю и современное состояние изучения проблемы тревожности.

Согласно психологическому словарю под тревожностью понимается склонность индивида к переживанию тревоги, что характеризуется низким порогом возникновения реакции тревоги. Предполагается, что чаще всего тревога возникает на ситуацию неопределенной опасности в случае ситуации неблагополучного ее развития. [26]

Ф. Перлз рассматривает тревожность и страх с точки зрения отношения к внешней и внутренней угрозе, и рассматривает тревожность как исходно чисто физиологическую реакцию… «Тревожность – внутриорганическое переживание, не имеющее прямого отношения к внешним объектам… Тревожность – это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения… Само английское слово anxiety (беспокойство, тревога) происходит от латинского augusto – узость, сужение. Тревожность возникает вместе с непроизвольным сжатием груди…» [27]

Согласно К. Хорни тревожность является источником притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Она порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит своими корнями в детство. В основе патологического развития личности лежит тревожность, которая формируется в раннем детстве. Как итог, последняя приводит к формированию всевозможных психологических защит личности, выражающихся в боязни вступать в соревнование с кем-либо, в стремлении уходить от принятия решения, боязни неудач. [14]

Большинство исследований тревожности сходятся на том, что проблема эта, как собственно психологическая была впервые поставлена и подвергалась специальному анализу в трудах 3.Фрейда.

3.Фрейд признавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх - реакция на конкретную знаемую опасность, а тревожность - на опасность, неопределяемую и неизвестную.

Считая, что понимание тревожности имеет большое значение для объяснения психической жизни человека, 3. Фрейд очень тщательно подходил к анализу данного явления, неоднократно пересматривая и уточняя свою концепцию, где в основном затрагиваются причины и функции тревожности.

Классической работой 3. Фрейда по проблемам тревожности считается книга "Торможение. Симптом. Тревожность" (1926г.), которая была переведена на русский язык и издана под названием "Страх" (1927г.).

З. Фрейд определял тревожность, как неприятное эмоциональное переживание, являющееся сигналом опасности.

Содержание тревожности – переживание неопределенности и чувства беспомощности. Тревожность характеризуется тремя основными признаками:

1) Специфическим чувством неприятного;

2) Соответствующими соматическими реакциями, прежде всего усилением сердцебиения;

3) Осознанием этого переживания.

Первоначально З. Фрейд считал, что возможно существование и бессознательной тревожности. Но, потом он пришел к выводу, что тревожность – состояние, которое переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения обращаться с опасностью.

З. Фрейд выделил три основных вида тревожности:

1) Объективная тревожность (реальный страх) – на опасность во внешнем мире;

2) Невротическая тревожность – на опасность не определяемую и не известную;

3) Моральная тревожность – «тревожность совести».

Невротическая тревожность отличается от объективной тем, "что опасность является внутренней, а не внешней, и в том, что она сознательно не признаётся". [41]

К. Изард рассматривал тревожность как устойчивый комплекс, образующийся в результате сочетания страха с другими фундаментальными эмоциями: «Тревожность... состоит из доминирующей эмоции страха и возникновение страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом». [17]

При изучении понятия «тревожности» в отечественной психологии А. М. Прихожан отмечает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. [28]

По определению Р. С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях». [25]

По определению С. С. Степанова «тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи». [39]

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [35]

Современные исследования тревожности направлены на различение ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожностью, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействий личности и ее окружения» [18]

Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество запретов и ограничений, постоянное одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться, и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.

Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическими, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, чаще с матерью. В этом случаи общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократическим (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями -

тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности. [32]

Существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матери. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матери в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе, напоминающих о ее страхе. Также каналом передачи беспокойства служит забота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог. [16]

Усилению тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и учителей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности. Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность.

Ещё один фактор, способствующий формированию тревожности — частые упреки, вызывающие чувство вины («Из-за твоего поведения мы с папой часто ссоримся», «Ты так плохо себя вел, что у мамы заболела голова»). В таком случаи, ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении родителей того же пола, что и ребенок, т.е. чем больше запрещает мать дочери или отец сыну, тем больше вероятность появлению у них страхов. Часто не задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами.


Помимо перечисленных факторов страхи часто возникают в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастные случаи, операции или тяжелые болезни. [16]

Если у ребенка усиливается тревожность, проявляются страхи — непременный спутник тревожности, то могут развиться невротические черты. Неуверенность в себе, как черта характера - это самоуничтожительная установка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера - это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется как преисполненная угроз и опасностей.

Неуверенность порождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируют соответствующий характер. Таким образом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенно внушаем. Неуверенный, тревожный ребенок всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки и обиды. Он не справляется с задачей в учебе и с делом. Это способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. [10]

Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, в подростковом периоде эти различия сглаживаются, а в ранней юности - более тревожными оказываются девушки. [31]

Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются.

Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только

друзья, родные и учителя. Мальчики бояться физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которых могут ожидать от родителей или вне семьи (учителя, директор школы и т.д.) [15]

Отрицательные последствия тревожности выражаются в том, что, не влияя в целом на интеллектуальное развитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться на формировании дивергентного (т.е. креативного, творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным. [32]

Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристике поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах её преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка к этому переживанию.

Выделяют две основные категории тревожности:

  1. Открытая - сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги.

  2. Скрытая - в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.

Выделяют три формы открытой тревожности:

1. Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность -сильная осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может (34 % случаев).


  1. Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети могут самостоятельно справиться с имеющейся у них тревожностью (24 % случаев). Регулируемая и компенсируемая тревожность встречается преимущественно в двух возрастах: младшем школьном и раннем юношеском. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого он хотели бы избавиться.

  2. Культивируемая тревожность - в этом случае в отличие от выше изложенных, тревожность осознаётся и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиться желаемого (19 % случаев).

Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности. В некоторых случаях у одного ребенка встречается одновременно два или даже все три варианта. [31]

Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую условно назвали «магической». В этом случае ребенок как бы «заклинает злые силы» с помощью «силы магической». Ребенок как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожных его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».

Формы скрытой тревожности отмечаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем отрытая. При одной из форм скрытой тревожности — «неадекватное спокойствие» - индивид, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от себя, вырабатывает сильные и негибкие защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, напротив, они характеризуются повышенным, чрезмерным спокойствием. Эта форма очень нестойкая, она достаточно быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном в острую, нерегулируемую). Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» чередуются. Создаётся впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный отдых от тревоги, когда её действие приобретает реально угрожающий психологическому здоровью индивида характер.

Особым вариантом «неадекватного спокойствия» можно считать форму, обозначенную как «субъективно скрытая тревожность». В последней выраженность всех признаков тревоги сочетается с «абсолютным спокойствием», и одновременно сопровождается смутным, диффузным переживанием, в вербализации которого школьник испытывает существенные затруднения. Последнее наблюдается, у подростков и старших школьников. Вторая форма скрытой тревожности - «уход от ситуации» -встречается достаточно редко примерно в равной степени во всех возрастах.

Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной тревожности». Представление о «масках» эмоциональных расстройств заимствовано их психиатрии и психосоматической медицины, где под «маской» понимается в основном соматизация невротических психических расстройств. [9]

Вместе с тем в психосоматической медицине понятие «маски» используется применительно к несоответствию внешнего вида и поведения пациента распространенным представлением о типичных проявлениях того или иного эмоционального состояния. Называя «масками» тревожности такие формы поведения, которые, имея вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать её в смягченном виде и не проявлять вовне. В

качестве таких «масок» чаще всего описывают агрессивность, апатию, чрезмерную замкнутость и др. [19]

Рассмотрим такие типы «масок» как агрессивно-тревожный и тревожно-зависимый:

Агрессивно-тревожный - наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрастах и при открытых, и при скрытых формах тревожности в виде прямого выражения агрессивных форм поведения. Спецификой агрессивно-тревожного типа является ярко выраженное чувство опасности, своеобразная смесь агрессии и тревоги. Совершая агрессивный поступок, проявляя вербальную агрессию, индивид одновременно как бы извиняется, сам боится своей «смелости». У некоторых детей проявления агрессии актуализировали чувство вины, которое не тормозило дальнейшее проявление агрессии, а как бы наоборот, стимулировало их.

Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности, особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах. Тревожно-зависимый тип характеризуется повышенной чувствительностью к эмоциональному самочувствию другого человека, причем выделяется какая-либо одна значимая фигура, отношение которой в наибольшей степени влияет на эмоциональное самочувствие, особенности поведения индивида. В подростковом и юношеском возрастах школьники могут осознавать подобную зависимость, тяготится ею, но не могут от неё избавиться, поскольку она как бы заменяет большинство других форм удовлетворения эмоциональных потребностей.

Известно, что «маску» тревожности, наряду с «уходом в болезнь» чаще всего описывают, как формы защиты. «Уход в болезнь» нередко встречается у детей дошкольного и младшего школьного возраста, физически ослабленных, имеющих в анамнезе родовые травмы, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, и т.п. В этих случаях устойчивые переживания тревоги способствовали реальному ухудшению их физического

состояния, чему мог способствовать астенизирующий характер тревоги, т.е. болезнь могла являться не средством защиты от тревоги, а просто следствием его действия. Исчезновение тревожности при заболевании могло быть обусловлено щадящим режимом, в котором оказался больной. Другим вариантом, при котором «уход в болезнь» не является проявлением защиты от тревоги, является «условная желательность» болезни для родных ребенка или для него самого. Тревожность в таких случаях выступает скорее как реактивное образование, отражая конфликтную природу такой «условной желательности». Вместе с тем нет, конечно, никаких сомнений в том, что «уход в болезнь» в значительной части случаев вступает в качестве форм соматической тревоги. [31]

Устойчивость и интенсивность переживания тревожности чрезвычайно расширяет круг ситуаций и обстоятельств, которые оказываются для человека значимыми, что соответствует представлениям о гиперестезических реакциях как таком уровне явлений тревожного ряда, когда ранее нейтральные стимулы становятся эмоционально значимыми и приобретают негативную окраску. [3]
  1   2   3   4   5   6