Главная страница

Сочинения на лингвистические темы грамматические сказки



Скачать 61.42 Kb.
НазваниеСочинения на лингвистические темы грамматические сказки
Дата04.03.2016
Размер61.42 Kb.
ТипДокументы

СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕМЫ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Как прилагательные стали подчиняться существительным

Давным-давно был такой город, где жили имена прилагательные. И город назывался Прилагательный. У жителей города не было царя, они решили его найти.

Прилагательные начали искать царя во всех странах. Только в стране Существительных нашли его. С тех пор стал править в городе Прилагательных царь Существительное, а все жители города -- прилагательные -- подчиняться только ему.

Мишарин Николай, 4 класс
Несклоняемые существительные

Жили-были в далёких странах слова-иностранцы. Захотели они как-то в далёких землях побывать.

Сели они на поезд и поехали. Много интересного встретилось им в пути. Но когда они приехали в Москву, то удивились ещё больше, потому что у русских слов совсем другая жизнь. Есть у них 2 числа, 3 рода, да и формы падежей разные. Раскрыли иностранцы рты от изумления и застыли.

Так и живут в русском языке застывшие. Вот эти путешественники: КАКАДУ, МАДАМ, КЕНГУРУ, МЕТРО, ПАЛЬТО, БУРЖУА, КОЛИБРИ…

Матюшкин Богдан, 4 класс
Как прилагательные подчинились существительным

В далёких странах жили имена прилагательные. В стране прилагательных не было существительных, и конечно, они не знали друг друга.

Вот как-то решили прилагательные снарядить караван в дальние страны. Набрали разного товару и отправились в путь.

Через некоторое время пришёл караван в земли воинственных существительных. А существительные пошли сразиться с прилагательными. Так прилагательные оказались в плену у существительных, за решёткой.

А когда в стране прилагательных обнаружили, что караван не возвращается, отправили второй караван, но уже с сильной охраной.

Когда этот караван прибыл в страну существительных, то существительные бросились было в атаку снова, но прилагательные преспокойно сказали: «Существительные, нам нужно поговорить с вашим королём». А существительные ответили: «Ладно, мы дадим вам поговорить с нашим королём. Но примет ли вас король?».

Существительные привели прилагательных к королю своему и сказали: «К вам гости из дальних стран. Примете или прикажете убить?» «На этот раз приму… А вы, воины, выйдите из зала».

Когда воины вышли, прилагательные заключили с королём их договор, что оба народа смешаются, займут два королевства, а командовать всюду будут имена существительные, а прилагательные будут подчиняться им в роде, числе и падеже. И был совершён великий переход из страны в страну.

И с этого момента существительные командуют прилагательными, а прилагательные не возражают.

Матюшкин Богдан, 4 класс
Рецепт

"Словообразовательный бутерброд"

Сегодня мы будем готовить самый-самый вкусный бутерброд, который называется "Словообразовательный".

Берём суффиксальный хлеб, префиксальный сыр, смешанную колбасу. Всё это складываем в бутерброд и отправляем в рот.

Попробуйте этот самый вкусный бутерброд, не пожалеете!

Бузуркаев Алам, 6 класс

Родословная

Жило-было слово "трёхкомнатный", и не знало оно своих родителей. Слово жило одно в доме, который был похож на букву "Н".

И однажды слово пришло к мудрецу. И мудрец сказал: "Твои мама и папа – слова "три" и "комната". Они соединились и приставили интерфикс –ЁХ- и суффикс -Н- для создания тебя!"

Бузуркаев Алам, 6 класс
Сказка о настоящем времени

репортажи с места событий

Репортаж №1

Уважаемые телезрители! Мы с вами находимся в королевстве Глаголяндия. Здесь, как известно, живут очень знатные категории короля Глагола. Видите, какие важные: повелевают, условия ставят, лицами своими гордятся...

Но что это? Неужели начинаются беспорядки на улицах? Да-да! Это между категориями времени разгораются междоусобные войны: категория настоящего времени объявляет войну двум другим категориям – прошедшего и будущего времён – из-за сильного влияния их на Земли Времён и на всю Глаголяндию! Мы присутствуем при важном событии: начинается Великая Война Времён!!!

Узнав о начале войны, все категории короля Глагола, кроме категории вида, кидаются в бой. А совершенная и несовершенная категории вида наблюдают со стороны и... Что это? Ай-яй-яй! Они пользуются Великой Войной Времён и ... захватывают категории времени!

Бедные, бедные категории времени! После боёв они становятся очень слабыми и неустойчивыми! И из-за этого они сдаются категориям вида без боя.

И что же теперь? Теперь большей частью Настоящего, Прошедшего и Будущего времени правит Несовершенный вид, а некоторые Прошедшее и Будущее времена достаются Совершенному виду.

Вот такие дела творятся в далёкой Глаголяндии.

Репортаж №2

И снова сообщение из Глаголяндии!

После вчерашней Видо-Временной революции события разворачиваются так: Прошедшее и Будущее время под властью Совершенного и Несовершенного видов живут припеваючи и сегодня ничего не делают (ведь их время работы – вчера и завтра); а вот категории Настоящего времени приходится сегодня несладко. Формы настоящего времени работают без устали: пашут, сеют, моют, чистят, варят, парят, жарят, стирают, кормят, гладят, шьют, метут, скребут, пылесосят, копают, собирают... Они, правда, ещё и отдыхают, веселятся, едят, спят, радуются, но ведь они занимаются каким-то делом ВЕСЬ ДЕНЬ, а это очень тяжело!

И надолго ли это неравноправие, никто не знает. Виды отказываются отвечать на вопросы наших корреспондентов.

На сегодня всё! До новых встреч!

Матюшкин Богдан, 7 класс
Как предлоги разряды делили

Как-то раз собрались все предлоги на лесной полянке, и стали они решать, кто какую конкретно работу будет выполнять в предложении: то есть какой предлог какие отношения между словами будет выражать. Долго думали предлоги, как же им распределить работу, и начали их «атаковать» разные мысли.

Перво-наперво придумали такую работу для предлогов – указывать на место, или, выражаясь научно, на пространство. Пространственными предлогами согласились быть в, около, на, из, из-за, к, о, с, из-под, у, от, под, возле, по-над, по-за, перед, впереди, навстречу, вблизи и другие. Например, "Я стою (где?) на дороге".

Затем решили задействовать предлоги времени (временные): в течение, в продолжение и т.д. (Например, в течение года, в продолжение недели…). Очень радовались предлоги своим открытиям. А с какой целью они совершали эти открытия, предлоги никогда не забывали, поэтому придумали ещё и целевые предлоги: для, ради (для радости, ради веселья). Предлоги всегда помнили, для чего они делились на разряды. Для того, чтобы был порядок, и так они выделили причинные предлоги: благодаря, из-за… ( из-за смелости, благодаря стараниям). Но как же всё-таки тяжело было распределить между собой работу! И вот появились предлоги, помогающие отвечать на вопросы "Как?" "Каким образом?" (путём усердия и старания). Несмотря на усталость, предлоги всё равно работали очень усердно, и, чтобы показать своё усердие и трудолюбие, создали уступительные предлоги: несмотря на, вопреки, помогающие отвечать на вопросы "Несмотря на что?" "Вопреки чему?"( например, несмотря на грустное настроение). Последним открытием стали дополнительные предлоги: насчёт, о, про и другие (Я подумаю насчёт твоего ужасного поведения).

Так предлоги разделили свои функции в современном русском языке.

Шахназарян Людмила, 7 класс
Причастие

Жила-была безымянная часть речи. Жила она в гостях в доме Глагола и Прилагательного, жила со своими домашними питомцами: Залогом, Видом, Временем, Падежом, Числом и Родом. Залог, Вид и Время помещались на половине Глагола, а Падеж, Число, Род — в комнатах Прилагательного. А сама безымянная часть речи жила в отдельной комнате и по мере надобности могла общаться со своими питомцами. Кстати сказать, всех питомцев этой части речи подарили гостеприимные хозяева. У этой части речи было 2 работы: на одной она пользовалась одной буквой Н, а на второй ей для важности выдавали 2-ую Н (получалось НН) и видимое окончание.

Но однажды эта часть речи попала под суд за кражу.

— Признаёте ли вы, подсудимая, свою причастность к краже спряжений У Глагола?

— Ну признаю, признаю. Да как же мне без спряжения-то, господин судья? Без спряжения не поймёшь, как правильно написать: засеЯнный или засеЕнный , обижЕнный или обижИнный, или вообще обижАнный? КлеЯщий или клеЮщий, жалЯщий или жалЮщий? Дети начнут писать как хотят, и будет полная неразбериха! А так определят спряжения — и всё сразу ясно! Так что мне просто необходимо хоть иногда пользоваться спряжениями!

— Ах, как нехорошо! Мы же с Прилагательным и так уже поделились с тобой своими категориями! - вздохнул Глагол.

Судебные прения велись полных 4 дня, но в конце концов судья объявил приговор:

— Безымянная часть речи обвиняется в причастности к краже спряжения у Глагола. Приговор: не разрешать подсудимой становиться ни чистокровным Прилагательным, ни благородным Глаголом пожизненно.

— Но почему пожизненно?!

— Потому что ни питомцев, ни спряжение от вас уже не отделишь. А чтобы никто не забывал, как эта категория к вам попала, постановляю, чтобы отныне было у вас имя — Причастие, в знак причастности к преступлению. Приговор суда понятен?

— Понятен.

И теперь эту часть речи зовут не иначе, как Причастие.

Матюшкин Богдан, 7 класс