|
Денисова Оксана Александровна 2012 год пояснительная записка рабочая программа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №5» города Губкина Белгородской области
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО естественно - заместитель директора по УВР директор МАОУ «Лицей №5»
математических дисциплин МАОУ «Лицей №5» г. Губкина г. Губкина
МАОУ «Лицей №5» г. Губкина __________ Просветова Ж.А. _______________ Сергеев Н.И.
Руководитель МО «25» июня 2012г. Приказ № «_____» от
__________ Шевцова Т.В. «30» августа 2012г.
Протокол № 6 от
«22» июня 2012 г.
Рабочая программа по геометрии
для 7 а класса Составитель Рабочей программы: учитель математики Денисова Оксана Александровна
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «геометрия» разработана для учащихся 7 «а» класса. Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на основе: Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы /сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2009.(Авторская программа Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др., стр. 19-28) При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании математики в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области»
Цели и задачи программы.
Изучение курса геометрии в 7 «а» классе направлено на достижение следующих целей:
систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур;
ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач – на построение с помощью циркуля и линейки;
ввести одно из важнейших понятий – понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых;
рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В рамках указанных целей решаются следующие задачи:
формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
выявление и развитие математических способностей обучающихся.
В Учебное издание авторской учебной программы Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы /сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2009., стр. 19-28), на основе которой создана Рабочая программа, внесены изменения, обусловленные тем, что:
1) Рабочая программа рассчитана на изучение материала курса геометрии только данного 7-го класса;
2) Добавлены 2 часа на итоговое повторение материала курса геометрии 7 класса.
3) Так как в учебном издании авторской учебной программы Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы /сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2009., стр. 19-28) не предусмотрены самостоятельные работы и тесты, то по основным стержневым темам были запланированы самостоятельные работы и тесты. Это необходимо было сделать, чтобы выявить пробелы в знаниях обучающихся и своевременно устранить их.
Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом, утвержденным приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения:
Геометрия: учеб. Для 7-9 кл., / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев.— М.: Просвещение 2011.
Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс./ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер.- 17-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – 127с
Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс/ Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011. – 80с
Рабочая программа рассчитана 70 учебных часов (2 часа в неделю), в т.ч. 6 часов для проведения контрольных работ (5 текущих контрольных работ и 1 итоговая контрольная работа) согласно Инструктивно - методическому письму «О преподавании математики в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» (БРИПКИППС Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области).
В данном классе преобладают методы обучения, основанные на следующих педагогических технологиях: технология проблемного обучения, технология игрового обучения, технология внутриклассной дифференциации, технология уровневой дифференциации, информационная технология обучения. Основными формами контроля знаний умений и навыков обучающихся по геометрии являются устный опрос и письменные работы. К письменным формам контроля относятся: самостоятельные, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса геометрии 7 «а» класса ученик должен:
знать/понимать
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения и алгебраический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Календарно - тематическое планирование
№
урока
| Содержание материала
| № пункта учебника
| Тип учебного занятия
| Примерные сроки изучения
| Подготовка к ГИА
| Глава 1. Начальные геометрические сведения (10 уроков)
| 1
| Прямая и отрезок
| п.1,п.2
| ИНМ
| 04.09
|
| 2
| Луч и угол
| п.3, 4
| ИНМ
| 07.09
|
| 3
| Сравнение отрезков и углов
| п.5,6
| ИНМ
| 11.09
| 7.1.1
| 4
| Измерение отрезков.
| п.7,8
| ИНМ
| 14.09
| 7.1.4
| 5
| Измерение углов
| п.9,10
| ИНМ
| 18.09
| 7.1.2
| 6
| Решение задач по теме «Измерение отрезков и углов». Тест
| п.7-п.10
| УКПЗ
| 21.09
| 7.1.4, 7.1.2
| 7
| Смежные и вертикальные углы
| п.11
| ИНМ
| 25.09
| 7.1.2
| 8
| Перпендикулярные прямые
| п. 12,13
| ИНМ
| 28.09
| 7.1.3.
| 9
| Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»
| п.1- п.13
| УКПЗ
| 02.10
| 7.1.1
| 10.
| Контрольная работа №1. «Начальные геометрические сведения»
| п.1- п.13
| КЗ
| 05.10
|
| Глава 2. Треугольники (17 уроков)
| 11
| Треугольник
| п.14
| ИНМ
| 09.10
| 7.1.2
| 12
| Первый признак равенства треугольников
| п.15
| ИНМ
| 12.10
| 7.2.4
| 13
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников
| п.15
| УКПЗ
| 16.10
| 7.2.4
| 14
| Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
| п.16- 17
| ИНМ
| 19.10
| 7.2.1
| 15
| Свойства равнобедренного треугольника
| п.18
| ИНМ
| 23.10
| 7.2.2
| 16
| Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник». Самостоятельная работа
| п.18
| УКПЗ
| 26.10
| 7.2.2
| 17
| Второй признак равенства треугольников
| п.19
| ИНМ
| 30.10
| 7.2.4
| 18
| Третий признак равенства треугольников
| п.20
| ИНМ
| 02.11
| 7.2.4
| 19.
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников.
| п.15- 20
| УКПЗ
| 13.11
| 7.2.4
| 20
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников. Тест
| п.15- 20
| УКПЗ
| 16.11
| 7.2.4
| 21
| Окружность
| п.21- 22
| ИНМ
| 20.11
| 7.5.2
| 22
| Примеры задач на построение
| п.23
|
| 23.11
| 7.5.1
| 23
| Примеры задач на построение
| п.23
| УКПЗ
| 27.11
|
| 24
| Решение задач по теме «Треугольники».
| п.15- 23
| УКПЗ
| 30.11
| 7.2.2
| 25
| Решение задач по теме «Треугольники». Самостоятельная работа.
| п.15- 23
| УКПЗ
| 04.12
| 7.2.2
| 26
| Решение задач по теме «Треугольники»
| п.15- 23
| УКПЗ
| 07.12
| 7.2.4
| 27
| Контрольная работа №2. «Треугольники»
| п.15- 23
| КЗ
| 11.12
|
| Глава 3. Параллельные прямые (13 уроков)
| 28.
| Признаки параллельности двух прямых.
| п.24- 25
| ИНМ
| 14.12
| 7.1.3.
| 29.
| Признаки параллельности двух прямых.
| п.24- 25
| УКПЗ
| 18.12
| 7.1.3.
| 30
| Практические способы построения параллельных прямых
| п.26
| ИНМ
| 21.12
| 7.1.3.
| 31
| Решение задач по тем «Признаки параллельности прямых». Тест
| п.24- 26
| УКПЗ
| 25.12
| 7.1.3.
| 32
| Аксиома параллельных прямых
| п.27- 28
| ИНМ
| 28.12
| 7.1.3.
| 33
| Свойства параллельных прямых
| п.29
| ИНМ
| 15.01
| 7.2.2
| 34
| Свойства параллельных прямых
| п.29
| УКПЗ
| 18.01
| 7.2.2
| 35
| Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых»
| п.27- 29
| УКПЗ
| 22.01
| 7.5.1
| 36
| Решение задач по теме «Свойства параллельных прямых».
| п.27- 29
| УКПЗ
| 25.01
| 7.5.3
| 37
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
| п.24- 29
| УКПЗ
| 29.01
| 7.1.3.
| 38
| Решение задач по теме «Параллельные прямые». Тест
| п.24- 29
| УКПЗ
| 01.02
| 7.1.3.
| 39
| Решение задач по теме «Параллельные прямые»
| п.24-29
| УКПЗ
| 04.02
| 7.1.3.
| 40
| Контрольная работа №3. «Параллельные прямые»
| п.24-29
| КЗ
| 08.02
|
| Глава 4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (18 уроков)
| 41
| Сумма углов треугольника.
| п.30-31
| ИНМ
| 11.02
| 7.2.6
| 42
| Сумма углов треугольника.
| п.30-31
| УКПЗ
| 15.02
| 7.2.6
| 43
| Соотношение между сторонами и углами треугольника.
| п.32
| ИНМ
| 18.02
| 7.2.7
| 44
| Неравенство треугольника.
| п.33
| ИНМ
| 22.02
| 7.2.5
| 45
| Решение задач по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника».
| п.30-33
| УКПЗ
| 25.02
| 7.2.7
| 46
| Контрольная работа №4. «Сумма углов треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника»
| п.30-33
| КЗ
| 01.03
|
| 47
| Некоторые свойства прямоугольных треугольников.
| п.34
| ИНМ
| 05.03
| 7.2.3
| 48
| Признаки равенства прямоугольных треугольников
| п.35
| ИНМ
| 09.03
| 7.2.3
| 49
| Признаки равенства прямоугольных треугольников
| п.35
| УКПЗ
| 12.03
| 7.2.3
| 50
| Признаки равенства прямоугольных треугольников. Тест
| п.35
| УКПЗ
| 15.03
| 7.2.3
| 51
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
| п.37
| ИНМ
| 19.03
| 7.5.1
| 52
| Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
| п.37
| УКПЗ
| 22.03
| 7.5.1
| 53
| Построение треугольника по трем элементам.
| п.38
| ИНМ
| 02.04
| 7.2.7
| 54.
| Построение треугольника по трем элементам.
| п.38
| УКПЗ
| 05.04
| 7.2.7
| 55
| Решение задач на построение.
| п.38
| УКПЗ
| 09.04
| 7.2.3
| 56
| Решение задач на построение. Самостоятельная работа.
| п.38
| УКПЗ
| 12.04
| 7.5.1
| 57.
| Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».
| п.34-38
| УКПЗ
| 16.04
| 7.2.3
| 58
| Контрольная работа №5. «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам».
| п.34-38
| КЗ
| 19.04
|
| Повторение. Решение задач (12 уроков)
| 59
| Повторение. Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»
| п.1- п.13
| УОСМ
| 23.04
| 7.1.1
| 60
| Повторение. Решение задач по теме «Треугольники»
| п.15- 23
| УОСМ
| 26.04
| 7.2.1
| 61
| Повторение. Решение задач по теме «Треугольники»
| п.15- 23
| УОСМ
| 30.04
| 7.2.2, 7.2.3
| 62
| Повторение. Решение задач по теме «Треугольники». Тест
| п.15- 23
| УОСМ
| 03.05
| 7.2.4
| 63
| Повторение. Решение задач по теме «Параллельные прямые»
| п.24-29
| УОСМ
| 07.05
| 7.1.3
| 64
| Повторение. Решение задач по теме «Параллельные прямые»
| п.24-29
| УОСМ
| 10.05
| 7.1.3
| 65
| Повторение. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
| п.30-33
| УОСМ
| 14.05
| 7.2.7
| 66
| Повторение. Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника». Тест
| п.30-33
| УОСМ
| 17.05
| 7.2.7
| 67
| Повторение. Решение задач по теме «Задачи на построение»
| п.34-38
| УОСМ
| 21.05
| 7.2.6
| 68
| Повторение. Решение задач по теме «Задачи на построение»
| п.34-38
| УОСМ
| 24.05
| 7.2.5
| 69
| Итоговая контрольная работа
| п.1-38
| КЗ
| 28.05
|
| 70.
| Итоговый урок за курс 7-го класса
|
| УОСМ
| 31.05
|
|
Для ведения колонки 6 использованы коды по Кодификатору элементов содержания, проверяемых на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, по математике в 2012 году (Приложение 1).
В разделе «Тип учебного занятия» использованы следующие условные обозначения:
-
№ п/п
| Сокращённое обозначение
| Учебное занятие
| 1
| ИНМ
| Изучение нового материала
| 2
| ЗПЗ
| Закрепление первичных знаний
| 3
| УКПЗ
| Урок комплексного применения знаний
| 4
| КЗ
| Контроль знаний
| 5
| УОСМ
| Урок обобщения и систематизации знаний
|
Содержание учебного курса
Начальные геометрические сведения
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Треугольники
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Параллельные прямые
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Соотношения между сторонами и углами треугольника
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Формы и средства контроля.
Для проведения контрольных работ: Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы /сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2009. с 21-28:
Для проведения самостоятельных работ: Зив Б.Г. Геометрия. Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер.- 17-е изд. - М.: Просвещение, 2011, 127 с.:
Для проведения тестов: Мищенко Т.М. геометрия. Тематические тесты. 7 класс/ Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011. – 80с:
Перечень учебно-методических средств обучения
Белицкая О. В.Геометрия. 7 класс. Тесты: В 2 ч.- Саратов: Лицей, 2010.- 64с.
Геометрия:. Дидактические материалы. 7 класс / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер.- 17-е изд. - М.: Просвещение, 2011
Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений, / [Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. ]— 18-е изд. - М.: Просвещение, 2008.- 384с.
Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс / Т.М. Мищенко, А.Д. Блинков. – 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2011. – 80с
Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы /сост. Т. А. Бурмистрова. – М.: «Просвещение», 2009
Уроки геометрии Кирилла и Мефодия, 7 класс, компакт - диск
Уроки математики с применением информационных технологий. 5-10 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Л.И. Горохова и др. – М.: издательство «Глобус»,2009.- 266с.- (Современная школа)
Материально – техническое оснащение кабинета
Технические средства обучения и оборудование
Персональный компьютер.
Экран
Мультимедийный проектор
Лабораторно-практическое оборудование
Линейка классная 1 м деревянная.
Транспортир классный деревянный
Угольник классный деревянный УКЛ-45
Угольник классный деревянный УКЛ-60
Циркуль для классной доски деревянный ЦШК
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
|
|