Главная страница


Нестандартные формы и методы обучения на уроках математики. И. М. Верзилин говорил «Урок это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий»



Скачать 100.01 Kb.
НазваниеНестандартные формы и методы обучения на уроках математики. И. М. Верзилин говорил «Урок это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий»
Дата06.03.2016
Размер100.01 Kb.
ТипДокументы

Нестандартные формы и методы обучения

на уроках математики.
И. М. Верзилин говорил «Урок - это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий».

Уроку нужно придать нестандартные и оригинальные приемы, которые помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, повысят интерес, будут способствовать совершенствованию учебного процесса: учащиеся будут увлечены, и их работоспособность повышается, а значит возрастает результативность урока.

Нестандартные уроки – это важное средство обучения, потому что они помогают сформировать навыки учебной деятельности, и оказывают эмоциональное на детей воздействие, благодаря чему у них сформируются более глубокие и прочные знания. Такие формы применимы ко всем типам урока.

Использование нетрадиционных форм занятий создает благоприятные условия для организации коллективной работы учащихся, формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственность за последствия своей деятельности, повышения интереса школьников к учению.

Многие педагоги (В. Н. Введенский, В. И. Андреев, А. В. Хуторской, М. Н. Ерохина, В. Н. Соколов и др.) указывают на необходимость вовлечения учащихся в процессе обучения в эвристическую деятельность, а также на использование эвристических приемов решения задач.

В методике Р.Г.Хазанкина, известного учителя из Белорецка, обучение эвристикам можно заметить в его методике решения «ключевых» задач. Ключевыми он называет такие задачи раздела, при решении которых раскрываются основные математические идеи, используемые для решения большого класса задач.

Важнейший компонент структуры учебной деятельности – мотивация, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности, и это достигается через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

При изучении факультативного курса можно использовать различные формы и методы уроков: уроки-лекции, диспуты, уроки -практикумы, консультации, игровые уроки и др., благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. На уроках можно использовать разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов, доклады и сообщения учащихся,и др.

Остановимся на организации факультативных занятий. Изучение новой темы начинается с лекции, она занимает 1-2 урока. Затем проводятся уроки решения ключевых задач: учитель выделяет минимальное число задач по теме, на них реализуется изученная теория, также учит распознавать и решать ключевые задачи, и выделяет совместно с учениками основные приемы, используемые для решения большого класса задач. Контроль осуществляется несколько раз, то есть не только при изучаемой текущей теме, но также и при последующем обучение. Здесь особое значение имеют уроки-консультации. Кроме индивидуальной формы могут использоваться также следующие формы: математические вечера, КВН, математические олимпиады, математические бои, работа научного общества учащихся и т.д. Последняя ступень обучения это презентация «Портфеля» учащегося в классе.

Уроки-лекции

Урок-лекция предполагает совместное размышление, а также деятельность учителя и учащихся. Лекцию нужно подготовить и провести так, чтобы вся тема была рассмотрена крупным блоком, и при этом обеспечен высокий научный уровень uзучаемого материала, доступность изложения, а также изящество формулировок и решения. И именно в ходе лекции пробуждается интерес к математике в наибольшей степени.

На протяжении лекции учитель задает вопросы классу, приглашает к сотрудничеству и размышлениям. Важно чтобы учитель побуждал детей к тому, чтобы они открыто говорили, в чем и где испытывают трудности при усвоении учебного материала.

Сложность уроков-лекций определяется также тем, что в ходе занятий нужно решить целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • Заинтересовать учеников материалом лекции.

  • Добиться в процессе объяснения понимания сути изучаемого вопроса.

  • Познакомить учащихся с методами математических исследований, используемых при разработке этой темы.

  • Заложить основы учащимся не только для решения задач, но также и для исследовательской деятельности.

Уроки решения ключевых задач

Обучать математике значит, прежде всего, обучать решению задач. Но учитель не должен все же настаивать на решении из учебника kаk можно большего числа задач, так как в основном они однотипные.

Использование систем ключевых задач позволит дифференцировать работу учеников, потому что овладение умениями решать ключевые задачи гарантирует им выполнение программных требований к знаниям и умениям.

Такие задачи дают возможность ликвидировать в обучении не только перегрузку учащихся, так как решается меньше задач и меньше задается их на дом, но также и облегчает труд учителя по проверке знаний учащихся, планированию уроков.

Уроки-консультации

Цель проведения урока консультации - научить школьников задумываться над проблемой, уяснить какие возникли у них затруднения при знакомстве с изучаемой темой, а также сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы. Сначала учащиеся не понимают сути урока-консультации, не умеют сразу задавать вопросы, и поэтому нужно помогать им на первых порах их формулировать.

Итак, что же дают уроки-консультации учителю.

  • Можно восполнить пробел, если разобраны не все ключевые задачи;

  • Учитель должен просмотреть по данной теме большое количество задачников.

  • Вопросы учеников учитель использует для обобщения материала;

  • В ходе занятия можно проследить динамику развития мышления учеников;

  • Интересные вопросы, дают возможность учителю провести урок на высоком научном и эмоциональном уровне стимулируют его творчество.

А что дают такие уроки ученикам:

  • Они позволяют увидеть пример работы над незнакомой задачей, и осознать, что они могут научиться также работать.

  • Подготовка учеников к уроку-консультации стимулирует их к работе с различной научной и учебной литературой.

  • Они также сформирует у учащихся привычку задавать вопросы и на других уроках. И ведь любой урок только выиграет от интересных вопросов.

Кроссворд

Помимо игры, а кроссворды, отчасти, такими и являются, дети вспоминают пройденный материал, а также учатся грамотной записи математических терминов. Работа проводится индивидуально, таким образом, проверка знаний проходит у всех учащихся одновременно, но можно также провести парную работу.

Кроссворды могут использоваться на уроке не только с целью актуализации знаний, но и при повторении темы, на контрольно-проверочном уроке.

В качестве домашнего задания можно дать учащимся возможность самим попробовать составить кроссворд по заданной теме. И лучше такое задание дать не индивидуально каждому, а попросить их выполнить эту работу в паре. Благодаря такому виду парной работы можно научить ребят взаимовыручке, поддержке, избежать большого числа грамматических ошибок.

При составлении кроссвордов учащиеся прочитывают большой объем как нового, так и уже изученного материала, стараясь найти интересные и трудные вопросы.

Математический диктант

Математический диктант — это один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке. Система математических диктантов должна, с одной стороны, обеспечивать усвоение необходимых знаний и умений, а с другой стороны, их проверку.

Математические диктанты можно разделить на проверочные, обзорные, итоговые. Проверочные диктанты предназначены для контроля усвоения отдельного фрагмента курса в период изучения определенной темы. При их выполнении учитель получает информацию о том, как усваивается тема, что позволяет вовремя выявить ошибки, обнаружить плохо усвоивших материал и в зависимости от этого строить работу по изучению данной темы. Учащиеся получают дополнительную практику в самостоятельном решении задач и тем самым готовятся к контрольной работе по данной теме. Основа проверочных диктантов — задания реконструктивного характера, в то же время в них не следует включать задания сложнее тех, которые выполнялись учащимися на уроках и дома.

Можно также провести обзорный диктант, который позволит ученикам повторить материал, систематизировать знания, установить связи между изученными вопросами. Для этого нужно определить, какие основные понятия должен усвоить ученик при изучении темы, какие умения и навыки должен приобрести, какие задания уметь выполнять и каков уровень сложности этих заданий. Задания должны быть четкими, конкретными, понятными, сюда входят вопросы по проверке изученных определений, теорем, правил, задания на решение несложных задач и упражнений. Такой диктант дает возможность учителю проверить усвоение узловых вопросов изученной темы.

Дидактическая игра

Дидактическая игра является одной из уникальных форм – это условная занимательная деятельность, направленнная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры — вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр, реализуют ряд принципов игрового и активного обучения, отличающихся наличием правил игровой деятельности, фиксированной структуры и систем оценивания.

Отличительной особенностью данных игр является наличие игровой ситуации, используемой обычно в качестве основы метода. В игре деятельность участников формализована: существуют правила, жесткая система оценивания, а также предусмотрен порядок действий или регламент. Дидактическая игра — это такая коллективная и целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и свое поведение ориентируют на выигрыш.

Мини-соревнования

Мини-соревнования хорошо проводить как разминку. Главная их цель: проверить знания учащихся по изучаемой теме. Дух состязательства заставляет включиться в работу каждого ученика, потому что от работы каждого зависит то, чья команда победит.

Учащимся каждой команды нужно не просто решить задания, но и проверить все ли выполнили верно, а тем ученикам, у которых возникли затруднения, более сильные ученики оказывают помощь. Выигрывает та команда, которая быстрее решила все задачи.

Кодирование задания также привлекают интерес учащихся: на доске рядом с примерами предлагаются ответы, закодированные буквами. Ученики решают задания, выбирают верный ответ и открывают букву-код, соответствующую верному ответу. В результате ученики получают зашифрованное слово.

Портфель ученика

Технология «Портфель ученика» способствует формированию необходимых навыков рефлексии, то есть формированию размышления и самонаблюдения. Портфель ученика - инструмент самооценки собственного творческого, познавательного труда учащегося, рефлексии собственной деятельности, а также это – комплект документов, самостоятельных работ ученика, разрабатываемый учителем, и содержащий задания ученику по отбору материала в «Портфель».

Учащийся по заданию учителя или по собственному выбору отбирает работы, которые он выполнил на уроке самостоятельно (контрольные работы, математические диктанты, тесты, доклады, сообщения и т. д.) или дома (домашние задания). «Портфель» или отдельные его работы поясняются учеником: почему он считает необходимым отобрать именно эти работы. Каждая работа также сопровождается кратким комментарием учащегося: что у него в этой работе получилось (по конкретным заданиям), а что нет, согласен ли он с оценкой учителя, какие выводы может сделать из результатов работы. Главное в данной работе – это самооценка ученика в виде рассуждения, обоснования, аргументации. По истечении времени, предусмотренного на отбор материала, или по завершении определенного объема работ по изученному разделу, учащийся выставляет свой «Портфель» на презентацию в классе или группе. На этом форуме ученик должен показать свое продвижение в изучении материала и доказать, что он приложил максимум усилий и поэтому его самооценка совпадает (или не совпадает) с оценкой учителя или группы экспертов из числа учащихся. Учащийся должен показать, в чем именно эта оценка совпадает, а в чем нет, и сделать выводы в отношении своей дальнейшей познавательной или творческой деятельности.

 Принципы данной технологии обучения следующие:

Самооценка промежуточных, итоговых результатов овладения определенными видами деятельности, которая отражает в соответствии с программой обучения особенности предметной области знаний и умения учащихся в процессе познания принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия, особенности коммуникативной способности ученика (в участии в дискуссии), в умении аргументировать свою позицию, а также доходчиво объяснить материал другим ученикам.

Систематичность и регулярность самомониторинга: если учащийся принимает решение проследить свои успехи, то он начинает систематично отслеживать результаты своей деятельности, отбирает наиболее интересные работы в свой «портфель», организует их в предусмотренную структуру. Задача ученика – проанализировать эти работы, откорректировать, дать им объяснения, составить краткий отчет самооценки: что удалось в этой работе, что не удалось и почему, на что следует обратить внимание.

Подходы к созданию «Портфеля» могут быть разными. Важно, что учащиеся учатся анализировать собственную работу и успехи, объективно оценивать свои возможности, преодолевать трудности, и достигать более высоких результатов. Учебная деятельность школьников становится более осознанной, и более осознанной становится ответственность за свой труд. Важно, что в этом процессе принимают активное участие независимые эксперты. В итоге создается целостная картина объективного продвижения ученика в той или иной области.

Однако следует заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера, потому что учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес и успеваемость заметно понижается. В общей системе место нетрадиционных уроков должно определяться самим учителем в зависимости от условий содержания материала, конкретной ситуации и индивидуальных особенностей самого учителя.
Все предыдущие рассуждения приводят к следующему выводу: все, что касается обучения учащихся, с активизацией их познавательной деятельности, работе с информацией должно быть взято на вооружение при осуществлении на уроке нестандартных методов и форм работы.

Список источников:

  1. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1988. - 234 с.

  2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. -М.: Народное образование, 1998. - 274 с.

  3. Гиркин, И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий // Информационные технологии. -1998. -№ 6. - 34 с.