=
Знак «=»:
Сова
22
Сцена I
Ведущий. Жили-были две подружки-дробинки 2,75 и 2,7.
Дружба была крепкая. Они никогда не ссорились, всегда помогали друг другу. И вот однажды решили они объединиться в одну дробь. Объединились они так: 2,75 + 2,7 = 3,02. (Выстраиваются в одну линию )
И вдруг две подружки стали часто ссориться и дразнить друг друга. Стали думать они, в чем же причина. Но так ничего и не придумав, решили пойти к мудрой Сове.
Сцена II
Сова. Вся ваша беда в том, что вы неправильно объединились.
1-я дробь. Как же нам быть?
Сова. Вашей беде легко помочь. Какого разряда не хватает у одной из вас?
2-я дробь. Сотых.
Сова. Чем его можно дополнить?
Дети. Нулем.
Сова дописывает ноль.
Сова. Теперь у вас одинаковое число разрядов.
Встаньте друг под дружкой так, чтобы разряд оказался под разрядом, запятая под запятой. (Выстраиваются друг под другом )
Сова. Вот сейчас вы можете объединиться.
2,75
+ 2,70 5,45
Ведущий. После такого объединения дроби больше никогда не ссорились и жили дружно.
Учитель. Как же нам вычесть из одной десятичной дроби другую? Что для этого необходимо сделать?
Сцена III
Ведущий. Это же правило сохраняется и для вычитания десятичных дробей. Вычтем из 2,75 дробь 2,7. Какое условие необходимо помнить?
Дети. Нужно, чтобы разряд был под разрядом, запятая под запятой:
23
2,75
- 2,70 0,05
Ведущий. Правильно. И на этом нашей сказке конец.
III. Формирование практических навыков.
№ 1232
Обучающий тест на компьютере.
2, 1 + 3,4 а) 55 б) 24,4 в) 5,5
12, 6 + 3,8 а) 15,14 б) 50,6 в) 16,4
5,8 + 7,12 а) 7,7 б) 12,20 в) 12,92
94 + 8,6 а) 18 б) 102,10 в) 102,6
18,6 – 4,9 а) 13,7 б) 14,7 в) 23,5
64,5 – 7,13 а) 57,43 б) 57,37 в) 0,68
39 – 5,8 а) 33,2 б)33,8 в) 33
28,14 – 9,3 а) 27,21 б) 19,11 в) 18,84
59,5 – 9 а) 50,9 б) 58,6 в) 50,5
9,1 + 3,6 + 0,9 а) 12,16 б) 13,6 в) 13,16
IV. Итог урока.
Выставление отметок .
Домашнее задание
24
Приложение 3.
Тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»Цели:
Обучающая-Закрепить знания по следующим учебным темам:
• сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;
• приведение
дроби к новому знаменателю;
• сокращение дробей.
2. Повторить решение текстовых задач на нахождение неизвестных величин по их сумме (или разности).
3. Способствовать формированию самостоятельности мыслительной деятельности учащихся по решению учебных задач в новой учебной ситуации.
Развивающая -1.
Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности и воображения учащихся.
2. Развивать творческие и исследовательские умения учащихся.
3. Развивать математическое мышление, интерес к предмету через творческие формы учебной работы.
Воспитывающая -1. Воспитывать потребность в творческой, исследовательской деятельности, желание активно участвовать в поиске истины.
2. Воспитывать коммуникативные умения учащихся в урочной деятельности.
Тип урока: Урок-путешествие.
Форма проведения урока: групповая работа.
Оборудование урока: мультимедийный проектор; индивидуальные карточки-задания; листы ответов; доска, мел.
Ход урокаПредмет математики настолько серьёзен, что
нужно не упускать случая для того,
делать его немного занимательным.
Б. ПаскальI. Организационный момент урока —
30 с
Звучит голос с экрана: Уважаемые члены космической экспедиции! Перед отправкой к внеземным цивилизациям я прошу вас проверить наличие бортовых журналов и самописцев, с помощью которых вам придется фиксировать все то, с чем вы встретитесь на своем пути.
25
П. Вступительное слово учителя — 30 сТема сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». А проведем мы его в виде необычного путешествия на космическом корабле. Я прошу вас обратить внимание на экран, на котором представлен план нашего путешествия.
У каждого корабля есть свой создатель-конструктор. Определить, кто же
построил наш корабль, вы сможете, выполнив следующее задание. Только после выполнения задания на экране появится фамилия конструктора межпланетного корабля.
III. Устная работа — 1
мин 30 сВычислите устно:
1. Какую часть метра составляет 1 см?
2. Чему равно число, если
его равны 15?
3. Чему равно
от 28?
4. Увеличьте число
на
5. Переведите смешанную дробь в неправильную: 5
6.Вычислите 8-
.
7. Вычислите 5
+
С нами на корабле отправляется в путь Джимми Нейтрон. Это очень способный мальчик, но он не всегда слушал своих родителей. И они попали в беду. Их украли инопланетяне. Сегодня на уроке мы должны помочь Джимми спасти своих родителей. А для этого необходимо показать хорошие и отличные знания по математике. Путешествовать мы будем на трех космических кораблях, члены экипажа которые в полете должны быть внимательными и дисциплинированными, дружными и ответственными.
IV. Сообщение цели и задач урока — 30 с.Сегодня на уроке мы должны закрепить полученные знания по темам:
приведение дроби к новому знаменателю;
основное свойство дроби;
нахождение дроби числа и числа по его дроби;
решение текстовых задач и нахождение неизвестных величин по их сумме (или разности;
сокращение дробей;
• сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
V. Закрепление изученного — 37 мин.26
Станция I. Проверка готовности экипажей космического корабля. Сейчас мы проверим, насколько хорошо прошли все экипажи предполетную подготовку Вычислите письменно:
1 экипаж: 1)
+
-
2)
2 экипаж: 1)
3 экипаж: 1)
(Деление выполняется на доске по 2 человека с каждого ряда поочередно.)
Станция 2. Проверка блока памяти каждого экипажа.Внимание! Всем членам экипажа приступить к проверке блока памяти!
Числовой диктант:Проверьте правильность выполнения заданий.
В случае правильного ответа поставьте 1, неправильного – 0.
7 - 3
9 - 2
2
1 - =
Ответ: 11011.
Станция 3. Проверка сплоченности экипажей.На этой станции каждый экипаж пройдет проверку на степень сплоченности. Каждый член экипажа по очереди пишет правильный ответ на своей «ступеньке» и передает лист с заданием следующему
8
8
+
5
+2
1
х 3
3
-1
3
-1
1
+1
5 -3
27
Станция 4.Результативность работы каждого экипажа в космическом пространстве зависит от того, как члены экипажа умеют отдыхать. И сейчас мы это проверим.
VI. Физкультминутка.Музыкальная пауза «Танцы маленьких утят».
VII. Закрепление изученногоВнимание! Наши экипажи приближаются к границе неизвестности. Надо внимательно следить за метеоритами.
Станция 5. Метеоритный дождь.Вместо многоточия вставьте число, чтобы получить верное равенство:
Станция 6. Подготовка к атаке.Внимание! Сенсоры обнаружили много городов и магнитный выброс энергии. Мы на месте. Подготовиться к атаке!
Задача: Найдите, сколько было инопланетян, если известно, что их количество равно сумме наименьшего пятизначного числа и наибольшего четырёхзначного, увеличенной в 3 раза.
Проверка:Наименьшее пятизначное число — 10 000. Наибольшее четырёхзначное - 9 999.
1) 10 000 +9 999 =19999 - сумма.
2) 19 999 х 3 = 59 997 - количество инопланетян.
Ответ: 59 997 инопланетян.
Станция 7. Сражение эрудитов.Чтобы
спасти родителей Джимми, задача каждого экипажа показать уровень своих интеллектуальных возможностей.
Задача: Количество родителей вдвое больше количества детей, а детей на 32 000 меньше, количества инопланетян. Найдите, сколько было детей, родителей и инопланетян, если общее количество живых существ равно 132 000.
132 000 - 32 000 = 100 000 (кол-во жителей).
1 + 1 + 2 = 4 (части).
100 000 : 4 = 25 000 (жит.) - одна часть.
25 000 х 1 = 25 000 (детей).
25 000 х 2 = 50 000 (родители).
28
25 000 + 32 000 = 57 000 (инопланетян).
Ответ: 25 000 детей, 50 000 родителей, 57 000 инопланетян.
Станция 8. Инопланетяне атакуют.Инопланетяне готовы отдать родителей Джимми в том случае, если
мы сможем решить пример:
Задача: Ответ: Пример решен правильно и семью Джимми ждет счастливая встреча. Они передают вам слова благодарности и привет.
VIII. Домашнее задание —
30 сУчащимся предлагается подготовить инопланетянам «интеллектуальное» послание — подготовить лесенку примеров представителю другой планеты.
IX. Рефлексия —
3 минНаш корабль еще много времени проведет в космосе. А на земле нас ждут самые родные и дорогие люди — наши родители. Мы с вами имеем уникальную возможность передать им привет из космоса.
На каждую парту кладется конверт с мозаикой. Учащимся надо собрать текст письма своим родителям. Текст письма таков:
«Дорогие мама и папа, я Вас очень люблю! Я очень без вас скучаю. По возвращению на Землю я обещаю радовать Вас хорошими знаниями по математике».X Подведение итогов уроков -
1 мин 30 сМежпланетный корабль возвращается на планету Земля. Люди спасены,
семья Джимми снова вместе, а нам пора отправиться в Центр управления полетами, чтобы получить справедливую оценку нашего труда. Нас ждут награды за отлично сделанную работу.
XI. Выставление отметок.29
Приложение 4.
Деловая игра « Строитель»Тема: «Площади многоугольников»Цель: усвоение учащимися формул для вычисления площадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение полученных знаний к решению практических задаче, ориентация учащихся на профессию строителя.
Оборудование: модели фигур, мультимедиапроектор,
Ход урока :I. Организационный момент1.Презентация строительной профессии - столярСтроительное производство сегодня — это механизированный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр
работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных — раскрой пиломатериалов, на фуговальных — строгание, на долбежных и шипорезных — выдалбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.
Непосредственно на строительном объекте столяр устанавливает оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и организации
строительного производства, умения читать чертежи. Профессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, знания геометрии, рисования, черчения.
2. Постановка задачи. Требуется выполнить работу по настилке полов в одном из учебных кабинетов школы. Предлагается произвести настилку паркетного пола в кабинете математике размером 5,75X8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треугольников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры плиток в сантиметрах указаны на рисунке.
30
50 35
15 15 20 15
15 20
3.Правила игры. Учащиеся разбиваются на три бригады ( по рядам )
Первая бригада — столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после настилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных плиток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и трапеций — одинаковое количество.
Вторая бригада — поставщики. Им нужно доставить необходимое количество плиток на строительную площадку. Они рассчитывают это количество.
Третья бригада — паркетчики. Чтобы проконтролировать доставку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток понадобится для покрытия пола.
Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит правильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления площадей вышеуказанных фигур.
Работа с учебником
На доске записан , какой материал следует изучить. Учащиеся приступают к работе с учебником. Внутри каждой команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультацию дает учитель.
После
того как теоретический материал повторен, а формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапеции записаны в тетрадях, учитель проецирует на доску рисунки и формулы по проработанному материалу. Проводится проверка готовности бригад. С этой целью каждой команде предлагается по два-три вопроса. Ответы учащихся оцениваются очками. Счет записывается на доске.
II. Формирование практических навыков.1.Каждая команда приступает к практическим вычислениям. Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два. Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций.
2.Объяснение каждой бригады о вычислении нужного количества паркетных плиток.31
одновременно идет разговор об экономии материала. На первый план выступает математическое содержание работы. Происходит процесс применения знаний на практике. На этом этапе игры команды получают определенное число очков, а правильно ответившие ученики — оценки в журнал.
III. Проверка ЗУНКонтрольные вопросы:
Дайте определение площади простых фигур.
Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
Докажите, что площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.
Докажите, что площадь трапеции равна произведению полусуммы оснований на высоту.
По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?
Как проводились вычисления площади одного ряда плиток.''
7.Дайте краткую характеристику профессии столяра.