Главная страница

«Игровые технологии на уроках математики»



Название«Игровые технологии на уроках математики»
страница3/4
Дата10.02.2016
Размер0.52 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4
Тема «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»

Цель:

Повторить разряды целых чисел и дробных долей; научить складывать и вычитать десятичные дроби; развивать вычислительные навыки, память, мышление и смекалку; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: карточки с числами , знаками; мультимедиопроектор, компьютер
Ход урока :

I. Проверка знаний.

Задание. Разложите по разрядам:

4832 5078 7003 391 92 480
0,454 0,7261 0,085 0,003

- Какой первый разряд у десятичных дробей после запятой?

-Второй?..

- У каких чисел и дробей какое число в разряде отсутствует?

II. Формирование новых знаний.

Театрализованное представление по новому материалу.

Р
2,75
оли:


1-я дробь:


2,7

2-я дробь


+


Знак «+»:


-

Знак «-»:


3,02


Неверная сумма дробей:


5,45

Верная сумма дробей:


0,05

Разность дробей:


=

Знак «=»:


Сова


22


Сцена I

Ведущий. Жили-были две подружки-дробинки 2,75 и 2,7.

Дружба была крепкая. Они никогда не ссорились, всегда помо­гали друг другу. И вот однажды решили они объединиться в одну дробь. Объединились они так: 2,75 + 2,7 = 3,02. (Выстраиваются в одну линию )

И вдруг две подружки стали часто ссориться и дразнить друг друга. Стали думать они, в чем же причина. Но так ничего и не придумав, решили пойти к мудрой Сове.
Сцена II
Сова. Вся ваша беда в том, что вы неправильно объединились.

1-я дробь. Как же нам быть?

Сова. Вашей беде легко помочь. Какого разряда не хватает у одной из вас?

2-я дробь. Сотых.

Сова. Чем его можно дополнить?

Дети. Нулем.

Сова дописывает ноль.

Сова. Теперь у вас одинаковое число разрядов. Встаньте друг под дружкой так, чтобы разряд оказался под разрядом, запятая под запятой. (Выстраиваются друг под другом )

Сова. Вот сейчас вы можете объединиться.

2,75

+ 2,70

5,45

Ведущий. После такого объединения дроби больше никогда не ссорились и жили дружно.

Учитель. Как же нам вычесть из одной десятичной дроби другую? Что для этого необходимо сделать?
Сцена III
Ведущий. Это же правило сохраняется и для вычитания де­сятичных дробей. Вычтем из 2,75 дробь 2,7. Какое условие необхо­димо помнить?

Дети. Нужно, чтобы разряд был под разрядом, запятая под за­пятой:


23

2,75

- 2,70

0,05

Ведущий. Правильно. И на этом нашей сказке конец.
III. Формирование практических навыков.

№ 1232
Обучающий тест на компьютере.

  1. 2, 1 + 3,4 а) 55 б) 24,4 в) 5,5

  2. 12, 6 + 3,8 а) 15,14 б) 50,6 в) 16,4

  3. 5,8 + 7,12 а) 7,7 б) 12,20 в) 12,92

  4. 94 + 8,6 а) 18 б) 102,10 в) 102,6

  5. 18,6 – 4,9 а) 13,7 б) 14,7 в) 23,5

  6. 64,5 – 7,13 а) 57,43 б) 57,37 в) 0,68

  7. 39 – 5,8 а) 33,2 б)33,8 в) 33

  8. 28,14 – 9,3 а) 27,21 б) 19,11 в) 18,84

  9. 59,5 – 9 а) 50,9 б) 58,6 в) 50,5

  10. 9,1 + 3,6 + 0,9 а) 12,16 б) 13,6 в) 13,16


IV. Итог урока.

Выставление отметок .

Домашнее задание

24

Приложение 3.

Тема: «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»

Цели:

Обучающая-

Закрепить знания по следующим учебным темам:

• сложение и вычитание дробей с разными знаменателями;

• приведение дроби к новому знаменателю;

• сокращение дробей.

2. Повторить решение текстовых задач на нахождение неизвестных величин по их сумме (или разности).

3. Способствовать формированию самостоятельности мыслительной деятельности учащихся по решению учебных задач в новой учебной ситуации.

Развивающая -

1. Способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности и воображения учащихся.

2. Развивать творческие и исследовательские умения учащихся.

3. Развивать математическое мышление, интерес к предмету через творческие формы учебной работы.

Воспитывающая -

1. Воспитывать потребность в творческой, исследовательской дея­тельности, желание активно участвовать в поиске истины.

2. Воспитывать коммуникативные умения учащихся в урочной дея­тельности.
Тип урока: Урок-путешествие.

Форма проведения урока: групповая работа.

Оборудование урока: мультимедийный проектор; индивидуаль­ные карточки-задания; листы ответов; доска, мел.
Ход урока

Предмет математики настолько серьёзен, что

нужно не упускать слу­чая для того,

делать его немного за­нимательным. Б. Паскаль

I. Организационный момент урока 30 с

Звучит голос с экрана: Уважаемые члены космической экспедиции! Перед отправкой к внеземным цивилизациям я прошу вас проверить наличие бортовых журналов и самописцев, с помощью которых вам придется фиксировать все то, с чем вы встретитесь на своем пути.

25

П. Вступительное слово учителя — 30 с

Тема сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание дробей с раз­ными знаменателями». А проведем мы его в виде необычного путе­шествия на космическом корабле. Я прошу вас обратить внимание на экран, на котором представлен план нашего путешествия.

У каждого корабля есть свой создатель-конструктор. Определить, кто же построил наш корабль, вы сможете, выполнив следующее зада­ние. Только после выполнения задания на экране появится фамилия конструктора межпланетного корабля.
III. Устная работа — 1 мин 30 с

Вычислите устно:

1. Какую часть метра составляет 1 см?

2. Чему равно число, если  его равны 15?

3. Чему равно  от 28?

4. Увеличьте число  на 

5. Переведите смешанную дробь в неправильную: 5

6.Вычислите 8- .

7. Вычислите 5 + 

С нами на корабле отправляется в путь Джимми Нейтрон. Это очень способный мальчик, но он не всегда слушал своих родителей. И они попали в беду. Их украли инопланетяне. Сегодня на уроке мы должны помочь Джимми спасти своих родителей. А для этого необхо­димо показать хорошие и отличные знания по математике. Путешест­вовать мы будем на трех космических кораблях, члены экипажа кото­рые в полете должны быть внимательными и дисциплинированными, дружными и ответственными.

IV. Сообщение цели и задач урока — 30 с.

Сегодня на уроке мы должны закрепить полученные знания по темам:

  • приведение дроби к новому знаменателю;

  • основное свойство дроби;

  • нахождение дроби числа и числа по его дроби;

  • решение текстовых задач и нахождение неизвестных величин по их сумме (или разности;

  • сокращение дробей;

• сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

V. Закрепление изученного — 37 мин.

26

Станция I. Проверка готовности экипажей космического корабля. Сейчас мы проверим, насколько хорошо прошли все экипажи предполетную подготовку Вычислите письменно:

1 экипаж: 1)  +  -  2) 

2 экипаж: 1) 

3 экипаж: 1) 

(Деление выполняется на доске по 2 человека с каждого ряда поочередно.)

Станция 2. Проверка блока памяти каждого экипажа.

Внимание! Всем членам экипажа приступить к проверке блока памяти!

Числовой диктант:

Проверьте правильность выполнения заданий.

В случае правильного ответа поставьте 1, неправильного – 0.

  1. 7 - 3

  2. 9 - 2

  3. 

  4. 2

  5. 1 - = 

Ответ: 11011.

Станция 3. Проверка сплоченности экипажей.

На этой станции каждый экипаж пройдет проверку на степень сплоченности. Каждый член экипажа по очереди пишет правильный ответ на своей «ступеньке» и передает лист с заданием следующему

8

8 + 

5 +2

1 х 3

3 -1

3 -1

1 +1

5 -3

27

Станция 4.

Результативность работы каждого экипажа в космическом прост­ранстве зависит от того, как члены экипажа умеют отдыхать. И сейчас мы это проверим.

VI. Физкультминутка.

Музыкальная пауза «Танцы маленьких утят».

VII. Закрепление изученного

Внимание! Наши экипажи приближаются к границе неизвестнос­ти. Надо внимательно следить за метеоритами.

Станция 5. Метеоритный дождь.

Вместо многоточия вставьте число, чтобы получить верное равенство:


Станция 6. Подготовка к атаке.

Внимание! Сенсоры обнаружили много городов и магнитный вы­брос энергии. Мы на месте. Подготовиться к атаке!

Задача: Найдите, сколько было инопланетян, если известно, что их количество равно сумме наименьшего пятизначного числа и наиболь­шего четырёхзначного, увеличенной в 3 раза.

Проверка:

Наименьшее пятизначное число — 10 000. Наибольшее четырёхзначное - 9 999.

1) 10 000 +9 999 =19999 - сумма.

2) 19 999 х 3 = 59 997 - количество инопланетян.
Ответ: 59 997 инопланетян.
Станция 7. Сражение эрудитов.

Чтобы спасти родителей Джимми, задача каждого экипажа пока­зать уровень своих интеллектуальных возможностей.

Задача: Количество родителей вдвое больше количества детей, а детей на 32 000 меньше, количества инопланетян. Найдите, сколько было детей, родителей и инопланетян, если общее количество живых существ равно 132 000.

  1. 132 000 - 32 000 = 100 000 (кол-во жителей).

  2. 1 + 1 + 2 = 4 (части).

  3. 100 000 : 4 = 25 000 (жит.) - одна часть.

  4. 25 000 х 1 = 25 000 (детей).

  1. 25 000 х 2 = 50 000 (родители).

28

  1. 25 000 + 32 000 = 57 000 (инопланетян).

Ответ: 25 000 детей, 50 000 родителей, 57 000 инопланетян.
Станция 8. Инопланетяне атакуют.

Инопланетяне готовы отдать родителей Джимми в том случае, если

мы сможем решить пример:

Задача: 

Ответ: 

Пример решен правильно и семью Джимми ждет счастливая встре­ча. Они передают вам слова благодарности и привет.

VIII. Домашнее задание 30 с

Учащимся предлагается подготовить инопланетянам «интеллекту­альное» послание — подготовить лесенку примеров представителю другой планеты.

IX. Рефлексия 3 мин

Наш корабль еще много времени проведет в космосе. А на земле нас ждут самые родные и дорогие люди — наши родители. Мы с вами имеем уникальную возможность передать им привет из космоса.

На каждую парту кладется конверт с мозаикой. Учащимся надо собрать текст письма своим родителям. Текст письма таков:

«Дорогие мама и папа, я Вас очень люблю! Я очень без вас скучаю. По возвращению на Землю я обещаю радовать Вас хорошими знания­ми по математике».

X Подведение итогов уроков - 1 мин 30 с

Межпланетный корабль возвращается на планету Земля. Люди спасены, семья Джимми снова вместе, а нам пора отправиться в Центр управления полетами, чтобы получить справедливую оценку нашего труда. Нас ждут награды за отлично сделанную работу.

XI. Выставление отметок.

29
Приложение 4.

Деловая игра « Строитель»

Тема: «Площади многоугольников»

Цель: усвоение учащимися формул для вычисления пло­щадей параллелограмма, треугольника, трапеции и применение по­лученных знаний к решению практических задаче, ориентация учащихся на профессию строи­теля.

Оборудование: модели фигур, мультимедиапроектор,
Ход урока :

I. Организационный момент

1.Презентация строительной профессии - столяр

Строительное производство сегодня — это механизи­рованный процесс сборки зданий и сооружений из крупноразмерных деталей, изготовленных заводским способом. Столяр работает в строительно-монтажных организациях, на деревообрабатывающих предприятиях, в столярных мастерских. Он выполняет различные операции на станках: на круглопильных — раскрой пиломатериалов, на фуговальных — строгание, на долбежных и шипорезных — вы­далбливание гнезд и зарезание шипов у заготовок.

Непосредственно на строительном объекте столяр устанавлива­ет оконные и дверные блоки, производит настилку дощатых и паркетных полов, монтирует встроенную мебель и т. д. Выполнение такой работы невозможно без знания устройства и правил эксплуатации деревообрабатывающих станков, знания технологии и орга­низации строительного производства, умения читать чертежи. Про­фессия требует объемного воображения, хорошего глазомера, зна­ния геометрии, рисования, черчения.

2. Постановка задачи.

Требуется выполнить ра­боту по настилке полов в одном из учебных кабинетов школы. Предлагается произвести настилку паркетного пола в кабинете математике размером 5,75X8 м. Паркетные плитки имеют форму прямоугольных треуголь­ников, параллелограммов и равнобочных трапеций. Размеры пли­ток в сантиметрах указаны на рисунке.
30

50 35





15 15 20 15

15 20

3.Правила игры.

Учащиеся разбиваются на три бригады ( по рядам )

Первая бригада — столяры. Им нужно изготовить паркетные плитки указанных размеров в таком количестве, чтобы после на­стилки пола не осталось лишних плиток и число треугольных пли­ток было минимальным, а плиток в форме параллелограммов и тра­пеций — одинаковое количество.

Вторая бригада — поставщики. Им нужно доставить необходи­мое количество плиток на строительную площадку. Они рассчиты­вают это количество.

Третья бригада — паркетчики. Чтобы проконтролировать достав­ку, надо наперед знать, сколько и каких паркетных плиток пона­добится для покрытия пола.

Побеждает в игре та команда, которая первой выполнит пра­вильный расчет. Для этого надо знать формулы для вычисления пло­щадей вышеуказанных фигур.

  1. Работа с учебником

На доске записан , какой материал следует изучить. Учащиеся приступают к работе с учеб­ником. Внутри каждой команды разрешаются взаимоконсультации. При необходимости консультацию дает учитель.

После того как теоретический материал повторен, а формулы для вычисления площадей параллелограмма, треугольника и трапе­ции записаны в тетрадях, учитель проецирует на доску рисунки и формулы по проработанному материалу. Проводится проверка го­товности бригад. С этой целью каждой команде предлагается по два-три вопроса. Ответы учащихся оцениваются очками. Счет за­писывается на доске.

II. Формирование практических навыков.

1.Каждая команда приступает к практическим вычислениям.

Паркет укладывается в ряды так, что параллелограммы и трапеции чередуются, а треугольников в одном ряду всего два. Подсчеты показывают, что в одном ряду по ширине укладывается по два треугольника и по восемь параллелограммов и трапеций.

2.Объяснение каждой бригады о вычислении нужного количества паркетных плиток.

31
одновременно идет разговор об экономии материала. На первый план высту­пает математическое содержание работы. Происходит процесс при­менения знаний на практике. На этом этапе игры команды полу­чают определенное число очков, а правильно ответившие ученики — оценки в журнал.

III. Проверка ЗУН

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение площади простых фигур.

  2. Докажите, что площадь параллелограмма равна произведе­нию его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

  3. Докажите, что площадь треугольника равна половине про­изведения его стороны на высоту, проведенную к этой стороне.

  4. Докажите, что площадь трапеции равна произведению по­лусуммы оснований на высоту.

  5. По какому принципу укладывали паркетные плитки в один ряд?

  6. Как проводились вычисления площади одного ряда плиток.''

7.Дайте краткую характеристику профессии столяра.
1   2   3   4