|
Пояснительная записка ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обоснование актуальности курса:
Возрастающая интенсивность информационных потоков и повышение требований оперативности реагирования на поступающую информацию диктуют новые подходы к организации управления документооборотом в организациях любого уровня.
В современном обществе решение возникающих проблем организации делопроизводства возможно только за счет активного использования новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и компьютерных сетей.
Любой сотрудник, работающий в системе делопроизводства, должен овладеть необходимым программным инструментарием для обработки документов на компьютере. От его знаний и умения работать на компьютере будет во многом зависеть его карьера и успех в деловом мире. Какую бы мы организацию не рассмотрели, всегда можно выделить нечто общее, что объединяет их, независимо от уровня, ранга и назначения. Этим общим является деятельность, связанная с обработкой документов, так как любое управленческое решение, должно быть зафиксировано в документах и доведено до соответствующих исполнителей. Следует отметить, что почти все работники сферы управления сталкиваются в своей деятельности с компьютерами, но далеко не все имеют представление о широчайших возможностях использования компьютерных технологий для рациональной и эффективной организации работы с документами.
Курс «Компьютерное делопроизводство» необходим тем, кто хочет работать секретарем или секретарем-референтом, но плохо представляет себе эту область деятельности; он будет полезен будущим студентам, чья дальнейшая деятельность будет протекать в офисе: менеджерам, экономистам, административным работникам, специалистам, юристам.
Место данного курса в образовательном процессе
Программа курса составлена на основе авторской программы (автора учебника) М.В.Кирсановой.
Программа курса предусматривает изучение в рамках предмета технологии основ современного делопроизводства.
Для изучения программы учебным планом школы выделено 140 часов: 10 класс – 70 часов (из расчета – 2 часа в неделю); 11 класс – 70 часов (из расчета 2 часа в неделю).
В курсе подробно рассматривается делопроизводственный процесс, включающий оформление, движение документов, контроль исполнения, поисково-справочную и аналитическую работу. Отдельной темой дается ведение номенклатуры дел организации, подготовка документов на хранение в архив.
Основное отличие предлагаемого учебного курса заключается в том, что он является интегрированным и позволяет получить всю информацию, необходимую для успешного ведения современного компьютерного делопроизводства, то есть обеспечить учащемуся:
знание теории основ делопроизводства;
умение подготовить на компьютере документы, отвечающие современным требованиям и установленным нормативным актам;
умение оперативно работать с информацией;
умение организовать свое рабочее место и деятельность в соответствии с требованиями современного делопроизводства;
знание технологии работы в офисе с программными продуктами MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint, MS Outlook.
Цели курса:
Формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, информационного мировоззрения, необходимых для самообразования и для подготовки к дальнейшей профессиональной деятельности;
Овладение навыками компьютерной обработки деловой информации с помощью профессиональных систем, получивших в настоящее время наибольшее распространение в этой области деятельности
Изучение систем обработки текстовой информации, способов компьютерной обработки деловой информации, основ делопроизводства, методов организации делопроизводства, стандартов деловых документов.
Задачи курса:
Дать представление о современных подходах к организации делопроизводства;
Познакомить с различного рода документами и с тем, где и когда тот или иной документ надо использовать;
Научить оформлять документы в соответствии с существующими правилами;
освоить наиболее распространенные программные продукты общего назначения, используемые для обеспечения компьютерного документооборота;
освоить современные способы пересылки информации и оперативного реагирования на сообщения
заложить основы умений и навыков, востребованных на рынке труда.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса — обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию документов. Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняются с помощью компьютера и необходимых программных средств. Наряду с индивидуальной, организуется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности — авторского действия, выраженного в проектных формах работы. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников. Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации. Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами, компьютерными программами, ГОСТами, обозначенными в программе курса. В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуются справочники, а также разделы «Справка» в изучаемых компьютерных программах. Формы организации учебных занятий:
Занятия имеют две части: лекционную и практическую. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся.
Основной тип занятий — комбинированный.
Основная цель практического раздела программы — формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по созданию деловых бумаг.
При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой каждый ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Единицей учебного процесса является блок уроков. Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно. С учетом регулярного повторения ранее изученных тем темп изучения отдельных разделов блока определяется субъективными и объективными факторами. В ходе обучения учащимся периодически предлагаются контрольные работы на проверку освоения изученного материала. Выполнение контрольных работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
требования безопасности труда на рабочем месте;
основные правила и инструкции по безопасности, комплекс физических упражнений для предупреждения переутомляемости;
устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними при слепом десятипальцевом методе;
правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
распространенные сокращения слов и правила их применения;
классификацию видов документации;
правила оформления: писем, докладных записок, объяснительных записок, служебных справок, приказов, протоколов и выписок из протокола, заявлений, автобиографий, резюме, распоряжений, актов;
способы графления таблиц и правила их заполнения;
понятие "реквизит документа", состав и назначение реквизитов служебных документов;
виды программных продуктов для организации работы офиса;
правила организации документооборота;
правила регистрации, индексации документов;
виды и назначение номенклатуры дел;
правила телефонного общения;
назначение электронных таблиц;
элементы ЭТ (строка, столбец, ячейка, лист, книга) и их характеристики;
типы данных и форматы их представления;
понятие абсолютной и относительной ссылки;
правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессоров;
понятие, назначение, виды баз данных;
понятие, назначение системы управления базами данных (СУБД);
функциональные возможности СУБД;
назначение мастера и конструктора;
назначение запроса, фильтра;
виды компьютерных сетей;
понятие сервер, ссылка, электронный адрес, электронная почта;
структуру и приемы работы в браузерах;
способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
действия, выполняемые над файлами и папками, алгоритмы этих действий;
характеристики файлов;
приемы работы со стандартными программами;
понятие текста его основных элементов и их характеристики (символ, абзац);
назначение и основные возможности текстового процессора;
структуру интерфейса текстового процессора и назначение его элементов;
суть операций вставки, замены, удаления, копирования, перемещения объектов;
средства и способы редактирования и форматирования ТД;
понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
методы быстрого создания документов средствами автоматизации (сканирование, слияние);
виды программных продуктов для организации сканирования документов;
общую характеристику средств оргтехники, их назначение;
требования к размещению средств оргтехники в помещении офиса;
назначение и сервисные возможности факсимильной, телефонной, телетайпной и пейджинговой связи;
способы антивирусной защиты.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться электроприборами, первичными средствами пожаротушения;
принимать правильную рабочую посадку за клавиатурой, постановку рук;
организовывать рабочее место и соблюдать условия труда;
заполнять и оформлять реквизиты всех видов;
составлять и оформлять служебные документы;
оформлять личные документы в соответствии с требованиями;
выполнять построение сложных таблиц;
использовать справочную систему для выяснения вопросов;
осуществлять создание, копирование, перемещение, удаление, переименование файлов и папок;
вести работу в стандартных программах Windows;
настроить работу клавиатуры, мышки, принтера;
создавать, сохранять, открывать документы различных форматов;
производить оформление документов: оформлять перечисления (списки) в тексте, оформлять текст в виде нескольких колонок, оформлять границы и заливки в тексте, вставлять оглавление;
оформлять страницы документа для печати: размеры и расположение полей, нумерацию страниц, колонтитулы;
разрабатывать формы документов как шаблоны;
внедрять графические элементы в текст;
организовать работу с редактором формул;
производить настройку параметров программы;
работать с таблицами;
работать со сканером и программами, поддерживающими их работу;
пользоваться приемами автоматизации при заполнении таблиц Microsoft Excel;
составлять формулы для вычислений в таблице, используя стандартные функции;
производить редактирование готовых табличных документов;
представлять данные в виде разнотипных диаграмм, проводить их редактирование и форматирование;
организовать средствами поиск, сортировку, межтабличные связи.
создавать структуру однотабличной базы данных средствами мастера и конструктора;
вводить и редактировать данные средствами СУБД;
формировать фильтр для отбора нужных данных;
осуществлять сортировку данных;
создавать отчет средствами СУБД для вывода данных;
создавать БД из двух взаимосвязанных таблиц;
осуществлять обмен информацией по электронной почте;
организовать поиск информации в сети Интернет.
Навыки, приобретенные в этом курсе, могут рассматриваться как один из промежуточных этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание форм и методов оформления, структуры и назначения основных видов деловых документов, умение правильно их составлять и оформлять с помощью компьютера позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности. Учебно-методический комплект
Программа курса обеспечивается:
учебным пособием для учеников: «Компьютерное делопроизводство» М.В.Кирсановой (Изд. Питер 2002-2004г.);
курсом лекций (М.В.Кирсанова);
пакетом программ MS Office;
практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках (Кирилл и Мефодий);
Internet материалами по компьютерному делопроизводству;
комплектом заданий по практической части курса;
комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами.
Способы оценивания уровня достижений учащихся:
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные документы), а также их личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные аналитические данные, в том числе и рейтинги.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учениками минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей конечного образовательного продукта. Для контроля знаний используется рейтинговая система. Усвоение теоретической части проверяется с помощью тестов. Каждое практическое занятие оценивается определенным количеством баллов. Итоговая оценка выставляется по сумме баллов за все тесты и практические занятия по следующей схеме: «2» — менее 40% от общей суммы баллов; «3» — от 40 до 59% от общей суммы баллов; «4» — от 60 до 74% от общей суммы баллов; «5» — от 75 до 100% от общей суммы баллов.
Эффективное поведение делопроизводителя имитируется в деловой игре, которая используется для решения задачи усвоения и закрепления изученного материала, развития творческих способностей, а также дает возможность учащимся применить изученное в созданной учебной ситуации. Интернет-ресурсы
www.directum.ru/339256.shtml - электронное делопроизводство и канцелярия
www.directum.ru/340614.shtml - ГОСТ Р 51141-98. Делопроизводство и архивное дело.Термины и определения.
www.dis.ru/slovar/deloproizvodstvo- словарь по разделу «Делопроизводство»
www.hrm.ru/db/hrm/94BA941BD8FB5A55C32569BC005C96AA/category.html- статьи по делопроизводству
www.iparegistr.com/sekretdelo.php - журнал «Секретарское дело»
www.microsoft.com/rus/government/docflow - эл.документооборот и делопроизводство.
www.mifi.ru/buchuchet-workmaking-lesson-l .htm - оформление служебных писем
www.opb.ru/deloproizvodstvo.html - делопроизводство в организации
www.siora.ru/regulation/87.asp - образцы должностных инструкций
www.tomsk.fio.ru/works/groupl0/lasarenko/Norm_doc/ttgdt/Rekomend/P630-97.htm унифицированная система организационно-распорядительной документации, требования к оформлению документов
Содержание курса 11 КЛАСС (70 часов)
Делопроизводство по личному составу (28 часов)
Трудовой Кодекс Российской Федерации. Документы по личному составу с юридической точки зрения.
Перечень документов, относящихся к документам по личному составу. Их краткая характеристика.
Оформление приема на работу. Заявление. Приказ о приеме на работу. Трудовая книжка, правила оформления. Личная карточка. Личное дело. Автобиография. Характеристика. Резюме.
Трудовой договор (контракт). Правила оформления. Требования к документу. Расторжение трудового контракта.
Предоставление отпуска по различным причинам. Соблюдение трудового законодательства.
Командировки. Командировочное удостоверение. Приказ о командировке работника.
Перевод на другую работу.
Увольнение. Изготовление приказа об увольнении. Основания увольнения.
Штатное расписание.
Практические работы №№1,2,3,4,5,6 Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан
( 4 часа)
Основные виды обращения граждан: предложение, заявление, жалоба.
Механизм работы с обращениями граждан. Регистрация обращений. Аннотация. Контроль за прохождением обращения гражданина.
Практическая работа №7
Оформление и составление основных видов
управленческих документов (22 часа)
Современное деловое письмо. Требования к деловой переписке. Правила оформления делового письма.
Организационно-распорядительные документы: устав, положение, инструкция.
Распорядительные документы: решение, распоряжение, указание, приказ, решение, протокол.
Документы оперативной информации: справка, докладная записка, объяснительная записка, акт, телеграмма и др.
Практические работы №№ 8,9,10,11,12,13,14,15
Номенклатура дел. Подготовка документов
для хранения в архиве (4 часа)
Общие положения.
Формирование дел.
Подготовка документов к последующему хранению и использованию.
Практическая работа №16
Рекомендации по созданию текстов служебных документов (8 часов)
Особенности официально-делового стиля.
Употребление прописных и строчных букв.
Наиболее употребляемые сокращения слов.
Оформление дат и чисел в документах.
Аббревиатуры слов.
Корректурные знаки и правила их применения.
Практическая работа №17
Работа над индивидуальным проектом по свободно выбранной теме – 4 часа
Итого – 70 часов
Календарно-тематическое планирование
курса «Компьютерное делопроизводство»
11 класс
№№
| Тема
| Кол-во часов
| Дата
| Делопроизводство по личному составу (28 часов)
| 1
| Трудовой Кодекс Российской Федерации. Документы по личному составу с юридической точки зрения.
| 2
| 05.09
| 2
| Перечень документов, относящихся к документам по личному составу. Их краткая характеристика
| 2
| 12.09
| 3
| Оформление приема на работу. Заявление. Приказ о приеме на работу.
| 2
| 19.09
| 4
| Трудовая книжка, правила оформления. Личная карточка. Личное дело.
| 2
| 26.09
| 5
| Автобиография. Характеристика. Резюме.
| 2
| 03.10
| 6
| Трудовой договор (контракт). Правила оформления. Требования к документу. Расторжение трудового контракта.
| 2
| 10.10
| 7
| Предоставление отпуска по различным причинам. Соблюдение трудового законодательства.
| 2
| 17.10
| 8
| Командировки. Командировочное удостоверение. Приказ о командировке работника.
| 2
| 24.10
| 9
| Перевод на другую работу.
| 1
| 31.10
| 10
| Поиск работы в Интернет. Работа агентств по трудоустройству
| 1
| 31.10
| 11
| Увольнение. Изготовление приказа об увольнении. Основания увольнения.
| 2
| 14.11
| 12
| Штатное расписание.
| 2
| 21.11
| 13
| Практическая работа №1
| 1
| 28.11
| 14
| Практическая работа №2
| 1
| 15
| Практическая работа №3
| 1
| 05.12
| 16
| Практическая работа №4
| 1
| 17
| Практическая работа №5
| 1
| 12.12
| 18
| Практическая работа №6
| 1
| Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан
( 4 часа)
| 14
| Основные виды обращения граждан: предложение, заявление, жалоба.
| 1
| 19.12
| 15
| Механизм работы с обращениями граждан. Регистрация обращений. Аннотация. Контроль за прохождением обращения гражданина.
| 1
| 16
| Практическая работа №7
| 2
| 26.12
| Оформление и составление основных видов
управленческих документов (22 часов)
| 17
| Современное деловое письмо. Требования к деловой переписке. Правила оформления делового письма.
| 2
| 16.01
| 18
| Организационно-распорядительные документы: устав, положение.
| 2
| 23.01
| 19
| Организационно-распорядительные документы: инструкция.
| 2
| 30.01
| 20
| Распорядительные документы: решение, распоряжение, указание, приказ, решение.
| 2
| 06.02
| 21
| Распорядительные документы: протокол.
| 2
| 13.02
| 22
| Документы оперативной информации: справка, докладная записка, объяснительная записка.
| 2
| 20.02
| 23
| Документы оперативной информации: акт, телеграмма и др.
| 2
| 27.02
| 24
| Практическая работа №8
| 1
| 06.03
| 25
| Практическая работа №9
| 1
| 26
| Практическая работа №10
| 1
| 13.03
| 27
| Практическая работа №11
| 1
| 28
| Практическая работа №12
| 1
| 20.03
| 29
| Практическая работа №13
| 1
| 30
| Практическая работа №14
| 1
| 03.04
| 31
| Практическая работа №15
| 1
| Номенклатура дел. Подготовка документов
для хранения в архиве (4 часа)
| 32
| Понятие номенклатуры. Общие положения.
| 1
| 10.04
| 33
| Формирование дел
| 1
| 34
| Подготовка документов к последующему хранению и использованию.
| 1
| 17.04
| 35
| Практическая работа №16 по теме «Номенклатура дел»
| 1
| Рекомендации по созданию текстов служебных документов (8 часов)
| 36
| Особенности официально-делового стиля.
| 1
| 24.04
| 37
| Употребление прописных и строчных букв.
| 1
| 38
| Наиболее употребляемые сокращения слов.
| 1
| 30.04
| 39
| Оформление дат и чисел в документах.
| 1
| 40
| Аббревиатуры слов.
| 1
| 08.05
| 41
| Корректурные знаки и правила их применения
| 1
|
| Практическая работа №17
| 2
| 15.05
| Работа над индивидуальным проектом по свободно выбранной теме (4 часа)
| 42
| Работа над проектом
| 1
| 23.05
| 43
| Работа над проектом
| 1
| 44
| Работа над проектом
| 1
| 29.05
| 45
| Защита проекта. Подведение итогов.
| 1
|
| ИТОГО
| 70 часов
|
|
|
|
|