|
Решение квадратных уравнений Тема урока: Решение квадратных уравнений.
Цели урока: систематизация знаний по теме;
расширение представлений учащихся о способах решения квадратных уравнений;
формирование коммуникативных умений при работе в парах;
выработка вычислительных навыков;
развитие познавательного интереса, внимательности, наблюдательности,
инициативы, навыков исследовательской деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности: индивидуальная, коллективная, парная
Оборудование: экран, проектор, карточки-задания, презентация.
План урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
Основное содержание.
Первичное закрепление знаний и их проверка.
Домашнее задание
Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент. «Посредством уравнений, теорем
Я уйму всяких разрешил проблем».
Чосер (СЛ.№1)
Квадратные уравнения - это фундамент, на котором покоится алгебра. Используются широко не только в смежных дисциплинах (геометрии, химии, физике, астрономии), но и являются могучим средством для решения вопросов производства ,строительства, народного хозяйства.
Поэтому на уроке мы систематизируем известные методы решения квадратных уравнений и овладеем новым.
Сообщение плана урока.
2. Актуализация опорных знаний
5 человек индивидуально работают у доски, решают квадратные уравнения изученными способами. (Цель: проверка усвоения и анализ изученных способов решения квадратных уравнений ).
5х2-8х-4=0 (формулы корней 1);
5х2-8х-4=0 (формулы корней2) ;
5х2-8х-4=0 (выделение квадрата двучлена);
Х2-5х+6=0( разложение на множители);
Х2-5х+6=0(графический способ).
Остальные учащиеся класса работают в парах над « Вопросами для размышления» (Цель: активизация мыслительной деятельности, формирование коммуникативных и логических учебных действий)
Вопросы к размышлению.
1.В каком случае уравнение вида ах2 + вх + с=0 является квадратным?
1)в≠0; с≠0;а=0; 2) а≠0; 3)в≠0; с≠0.
2.Уравнение ах 2+вх+с=0 (а≠0) имеет два различных действительных корня, если:
1)Д≥0; 2) Д>0; 3)Д=0; 4)Д<0.
3.Коля забыл тетрадь с домашним заданием и утверждает, что уравнение х2-3х+2=0 решал графическим способом; помнит, что графики пересекаются в двух точках. Убедитесь, что Коля выполнял домашнюю работу.
4.Смекалкин взглянул на уравнение вида ах 2+ с=0 и сделал вывод: корней нет. Мог ли он это утверждать, не решив уравнение?
5.В домашнем задании было предложено уравнение ( х2-5х-1)2-3(х2-5х-1)+2=0. Подумав, Витя рассудил: сначала раскрою скобки, приведу подобные слагаемые, а затем применю формулы корней. Согласны ли вы с Витей?
(СЛАЙДЫ № 3-4) . Цель: повторение теории, выделение существенных признаков. При коллективном обсуждении отвечают на вопросы:1)почему не может быть верным ответ а)? 2)назовите формулу дискриминанта; 3) как изменить формулировку задания, чтобы верным был ответ 4)?
Рассмотреть решения заданий на доске и проанализировать применённые методы решений.
Как вы думаете, зачем нужны различные способы решения? (есть возможность выбрать наиболее рациональный)
К чему он приведет? (даст экономию времени), а где она особенно нужна? (на экзаменах, на других уроках)
3.Изучение нового материала.
Запишите дату и тему урока «Решение квадратных уравнений». (СЛАЙД №2)
(СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ)
Решите уравнение: 1000х2-1193х+193=0. Укажите способ решения.
( Использование формулы корней). Спрогнозируйте, с какими трудностями вы встретитесь в процессе работы (коэффициенты большие, вычисления громоздкие).
Какой выход? ( искать другой метод решения)
Слайд №5 ( Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. Д. Пойа)
Учащиеся по карточкам решают самостоятельно уравнения (по вариантам), вносят в таблицу значения коэффициентов , их сумму, найденные корни. (Развитие навыков исследовательской деятельности) (СЛАЙД №6)
УРАВНЕНИЕ
| a, b ,c
| а+b +c
| х1
| х2
| 3х2-7х+4=0
|
|
|
|
| 6х2-7х+1=0
|
|
|
|
| 5х2+3х-8=0
|
|
|
|
| УРАВНЕНИЕ
| a, b, c
| a-b +c
| х1
| х2
| 5х2+9х+4=0
|
|
|
|
| 3х2+5х+2=0
|
|
|
|
| 7Х2+9Х+2=0
|
|
|
|
| Что вы заметили? Какие уравнения имеют корень, равный 1(-1)? Как получен второй корень?
Какую гипотезу выдвинем? 1. Если в квадратном уравнении ах2 + вх+с=0 а+в+с=0,то х1=1,а х2= .
2. Если в квадратном уравнении ах2 + вх+с=0 а-в+с=0,то х1=-1,а х2= - . (СЛАЙД №7)
А как подтвердить предположения? Подставить корни в уравнение ( один из учащихся проводит доказательство у доски).
Попробуйте дать название новому методу решения ( метод на основе зависимости между коэффициентами). Возвратимся к уравнению 1000х2-1193х+193=0: а=1000; в=-1193; с=193;
а+в+с=1000-1193 +193=0 х1=1,а х2= - . Ответ: 1; 0,193.
Решите уравнение: 20х2-3х-23=0: а=20;в=-3;с=-23; а-в+с=20-(-3)-23=0 х1=-1; х2=-=1,15. Ответ:-1; 1,15.
4.Закрепление знаний.
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Дай мне действовать самому - и я научусь» Конфуций. (Слайд №8)
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам. (Цель: первичное закрепление знаний, развитие навыков самоконтроля, творческой деятельности). (Слайд №9)
Первый вариант.
1.Среди уравнений найдите те, для которых а+в+с=0 и решите их:
а) 2х2-3х+1=0; б) 4х2-3х+1=0; в) - х2 + 6х-5=0; г) 5х2-6х-1=0.
2.Поставьте вместо звёздочки число так, чтобы сумма а-в+с=0 и решите уравнение:
а) 4х2+5х-*=0.
3.Придумайте квадратное уравнение вида ах2 + вх+с=0, в котором а+в+с=0 и решите его.
Второй вариант.
1.Среди уравнений найдите те, у которых а-в+с=0 и решите их:
а) 4х2-3х-7=0; б) 8х2-5х-3=0; в) - х2+3х+4=0; г) 11х2-6х+5=0.
2.Поставьте вместо звёздочки число так, чтобы сумма а+в+с=0 и решите уравнение:
7х2+*х-9=0.
3. Придумайте квадратное уравнение, в котором а-в+с=0 и решите его.
Ответы к самостоятельной работе. (Слайд №10)
Первый вариант.
а) 2х2-3х+1=0; а +в +с =2-3+1=0; х1=1; х2=0,5.
в)-х2+6х-5=0; а + в +с = -1+6-5=0; х1=1; х2=5.
2. *=-1; 4х2+5х+1=0; а-в+с=4-5+1=0; х1=-1, х2=- ¼ =- 0,25.
Второй вариант.
а) 4х2-3х-7=0; а-в+с=4-(-3)-7=0; х1=-1; х2=7/4=1,75.
в) - х2+3х+4=0; а-в+с=-1-3+4=0; х1=-1; х2=4.
2.*=2; 7х2+2х-9=0; а+в+с=7+2-9=0; х1=1; х2=-9/7=-12/7.
Самопроверка через проектор. Самооценка результатов(№1- «хорошо»,№1,2-«молодец», №1,2,3- «умница»)
Какой метод добавим в копилку методов решения квадратных уравнений? Понравился ли вам новый метод? (Слайд №11)
5. Домашнее задание.
1. №534 (решить на основе зависимости между коэффициентами) 2. Уравнение х2-5х+4=0 решить тремя способами. 3. Творческое задание: в сети интернет найти другие способы решения квадратных уравнений, создать презентацию.
6. Рефлексия.1. Выставление оценок за урок.
2.С каким чувством вы уходите с урока? ( Выберите и прикрепите смайлик на доску).
1.Урок понравился, я овладел новым методом решения квадратных уравнений, справился с самостоятельной работой.
2.Я работал на уроке с удовольствием, я узнал много нового, удивлён, что существует столько методов решения квадратных уравнений.
3.Я старался, но испытывал затруднения.
Источники информации.
1. Алгебра. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков , С.Б. Суворова под ред. С.А. Теляковского.М.:Просвещение,2007.
2. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс./ В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк-14изд.-М.:Просвещение,2009.
3.В мире уравнений. Никифоровский В.А.-М.: Наука,1987.
Подготовила Милько Т.В., учитель математики МБОУ СОШ№6 г.Ноябрьск. |
|
|