Главная страница

«Игровые технологии на уроках математики»



Название«Игровые технологии на уроках математики»
страница2/4
Дата10.02.2016
Размер0.52 Mb.
ТипРеферат
1   2   3   4

Понятие и педагогические возможности игровой технологии


В условиях вариативного образования подрастающего поколения возни­кают разнообразные педагогические системы, следовательно, и самые различ­ные модели обучения и воспитания учащихся. В различных типах школ исполь­зуются собственные подходы к организации учебно-воспитательного процесса, в том числе и новые оригинальные технологии обучения и воспитания школьников. В педагогике и психологии встречаются различные понятия: "технология", "педагогическая технология", "образовательная технология", "технология обучения", "технология воспитания", "технология развития личности", "технология педагогического воздействия", "технология творческой деятельности" и др.

Понятие "технология" рассматривается в различной интерпретации. Согласно "Словарю русского языка" С.И. Ожегова, технология есть "сово­купность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства". Энциклопедический словарь определяет технологию как "сово­купность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала и полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки — выявление физических, химических, механических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов. Данные словарные определения технологии сориентированы на выделение технологий материального производства.

Под игровой технологией Л.А. Байкова понимает "определенную последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспи­та­тельных целей". Она же дает следующее определение образовательных игр — "это активные методы, исполь­зуемые в учебно-воспитательном процессе с целью достижения педагогических целей". Выделяют несколько функций образовательных игр: обучающая — развитие общеучебных умений и навыков, развивающая — развитие различных психических функций, воспитывающая — развитие качеств личности, общей культуры.

5

В.П. Беспалько видит педагогическую технологию школы как систему, в которой последовательно воплощается на практике заранее спроек­ти­рованный учебно-воспитательный процесс. М.В. Кларин определяет педаго­гическую технологию как системность и конструирование учебного процесса, гарантирующих достижение поставленных целей. Н.Е. Щуркова считает, что педагогическая технология — это сумма научно обос­но­ван­ных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей. Кроме того, это целая область профессиональной подготовки педагога, связанная с его творчеством и мастерством. Эта позиция особенно интересна тем, что открывает новое направление в подготовке педагога — его активную практическую игровую подготовку.

Широкое распространение игровых технологий выдвигает задачу разра­ботки такой концепции строения игровой деятельности, которая могла бы стать основой проектирования (разработки) новых обучающих игр, одновре­мен­но давая возможность объяснения особенностей игры как вида педагогической деятельности. Наиболее развернуто картина строения игровой деятельности пред­ставлена в концепции А.Н. Леонтьева. Признаками игры являются :

а) потребность, которой отвечает игра, безотносительна к предметному результату деятельности;

б) эта деятельность характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом процессе.

Для каждого вида игр существует своя технология.

Игровая технология, развиваясь и совершенствуясь, может перерасти собственные рамки, то есть повыситься в статусе и стать методикой, если задачи, которые она решает, оказываются определяющими для той деятельности, в состав которой она входит, и соотносится с мотивами этой деятельности. Например, игровая технология становится игровой методикой, если заменяет собой все остальные технологии в определенной сфере образования и воспитания. Прием можно определить как относительно законченный элемент техно­логии, зафиксированный в общей или личной педагогической культуре. Это способ педагогических действий в определенных условиях. Если прием ста­биль­но связывается с какой-либо педагогической задачей, он становится техно­логией, чаще всего относительно простой технологией. Примеры игровых приемов: способы деления класса на игровые группы (по интересам, по жребию, по алфавиту, по уровню подготовки и т.п.); порядок обсуждения полу­чен­ной информации в игровой группе, способы принятия решений игровой группой, способы стимулирования активности игровых групп и т.п. Ни один из этих приемов

6

не связан с какой-то конкретной педа­го­гической задачей. Это элементы можно просто и естественно включить в другие игровые технологии. проведении обычных контрольных работ или зачетов.

Таким образом, технология игровой деятельности представляет собой определенную последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению ее итогов и результатов.

Рассматривая содержательный аспект обучения с использованием игровой техно­логии, можно указать следующие педагогические возможности :

а) повышение у учащихся интереса к учебным занятиям в целом ;

б) рост познавательной активности школьников в процессе обучения;

в) приобретение участниками игры навыков принятия ответственных решений в разнообразных сложных жизненных ситуациях, которые моделируются в процессе проводимой игры;

г) улучшение отношений между участниками игры и их педагогами;

д) повышение самооценки участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти в конкретному делу и проверить свои способности;

е) изменение отношения к окружающей действительности, снятие страха перед неизвестностью.

Что же касается воспитательной деятельности, то без использования игровой технологии поставить ее на должный уровень в современных условиях не представляется возможным. Именно в игре ребенок любого возраста готов осваивать окружающий мир, его нормы и требования, но только не прямым назиданием и призывами. И это освоение идет естественным путем, так как игра, участие в игровом процессе является потребностью ребенка любого возраста.

В младшем школьном возрасте игра для ребенка это естественное состояние, и поэтому ему проще и легче усваивать элементарные понятия и истины именно в игровой форме.

В подростковом возрасте у школьника четко обозначен игровой дефицит (при стремлении участ­вовать в игре ребенок в школе не находит возможностей для удов­лет­ворения этого стремления). Поэтому давая ему возможность участвовать в серии ролевых и деловых игр, учитель делает его своим союзником. Следовательно, изменяется мотивация участия подростка в том, что происходит во время занятий.

В старших классах учащиеся рассматривают игру как возможность проверить свои силы и готовность к реальной жизни взрослого человека.

7

Игровая технология позволяет приобретать навыки уверенного поведения в сложной обстановке, выра­батывает точность и внимание при выполнении конкретных обязанностей, приучает быстрее осознать и анализировать результаты своей деятельности.

Таким образом, игру и игровую технологию следует рассматривать как самостоятельную педагогическую ценность, видеть в ней эффективную школу жизни и максимально использовать ее педагогические возможности.


Основные аспекты использования игровых технологий на уроке

Сегодня для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали и любили его предмет?

Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке?

Как помочь ученику учиться с интересом?

Перечень этих «как» может быть продолжен. Вот только всеобъемлющего ответа, единого рецепта на все случаи жизни для всех учителей, к сожалению, не существует.

Время вносит свои коррективы, появляются новые программы, обновляются учебники и создаются альтернативные учебники. «Официальные» методики быстро устаревают, а традиционные уроки уже не удовлетворяют. Но не останавливается процесс обучения. Учитель-предметник ищет новые пути в надежде, что они помогут правильно организовать познавательную деятельность учащихся на уроке, увеличить долю самостоятельной работы школьников в приобретении знаний. Очень эффективны в этом строе нестандартные формы уроков. Они помогают научить всех и каждого, развивая и обогащая личность ребёнка.

Игровой урок хоть и кажется простым, для педагога таким не является. Требуется серьёзная предварительная подготовка, продуманность, умение сориентироваться при проведении проблем в ходе игрового урока.

Развитие интереса – это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определённом сочетании и взаимосвязи. Поэтому нестандартные уроки включают в себя не только различные формы, но все типы, методы, приёмы, технологии. Я

8

использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, напоминающие публичные формы общения или имитирующие деятельность учреждений и организаций (пресс-конференция, устный журнал, ученый совет, конструкторское бюро и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки в прошлое и т.д.).

(Приложение 2)

Для учащихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.


9

Глава II. Игровые технологии в процессе обучения математики
Дидактическая игра

Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

Основная цель игры- поднять интерес учащихся к учёбе, и тем самым повысить эффективность обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Для учителя урок-игра, с одной стороны- возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутренние проблемы (например, обучения), с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, методику, ритм, фантазии и эмоции- правое. Таким образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала, а также способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и неоднократно воспроизводить её в новых ситуациях. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. Идея соревнования по балльной системе заложена во многих играх, которые мы смотрим по телевизору с большим удовольствием. Это и «Что? Где? Когда?», и «КВН», и «Счастливый случай», и «Своя игра» и т.д. На основе этих телеигр разрабатываются уроки с использованием игровой технологии.(Приложение 3 )

Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и
10

игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Приведу примеры использования элементов игровых технологий в системе работы с учащимися 5 - 7 классов.

В 5 классе при изучении темы «Десятичные дроби» для закрепления и проверки знаний учащихся по данному материалу провожу игру «Индивидуальное лото». Такая игра проводится обычно в начале урока и предназначена для устного счета.

В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шрифт.

Пример карточек и большой карты.





При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку», каждая команда (ряд) получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в


11

первую клетку следующего. Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке.



В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую «Конкурс художников».Даны координаты точек (3;14); (4;15); (3;16); (2;15); (3;14); (0;7);(1;6); (-2;3); (-4;3); (-2;2); (-1;1); (0;2); (1;1); (2;2); (3;2); (4;2); (5;1); (6;2); (3;5); (0;2); (0;0); (1;-1); (1;-3); (2;-4); (2;-7); (0:7); (0;-8); (1;-9); (3;-7); (5;-9); (6;-8); (6;-7); (4;-7); (4;-4); (5;-3); (5;-1); (6;0); (6;2); (7;1); (8;2); (10;3); (8;3);(5;6);(6;7);(3;14);

Глаза (1;8);(2;9);(3;8);(4;9);(5;8);

Рот (1;7); (2;6);(4;6);(5;7);(1;7). Что получилось?



Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем. что участие в ней обязательно для всех учащихся.


12

Делова игра и ее возможности
Хорошая форма для познания и одна из форм организации контроля знаний, умений и навыков, активизации учебной и внеклассной деятельности – деловая игра. Отличительными свойствами деловой игры являются:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик – учитель ), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.
В учебном процессе применяются их различные модификации:
- имитационные. На занятии имитируется деятельность какой-либо организации. Это могут быть конкретные события, деятельность людей;
- исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица;
13

- операционные игры помогают отрабатывать выполнение специфических операций, например – ведение пропаганды и агитации;

- «деловой театр». В нём разыгрывается ситуация поведения человека в определённой обстановке. Школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в образ конкретного лица, понять его действия, оценить обстановку;

- психодрама и социодрама. Это «социально-психологический театр», в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе.
Этапы деловой игры


Этап подготовки

Разработка игры

Разработка сценария.

План деловой игры.

Общее описание игры.

Содержание инструктажа.

Подготовка материального обеспечения.

Ввод в игру

Постановка проблемы, целей.

Условия, инструктаж.

Регламент, правила.

Распределение ролей.

Формирование групп.

Консультации.




Этап проведения

Групповая работа над

заданием

Работа с источниками.

Тренинг.

Мозговой штурм.

Работа с игротехником.

Межгрупповая дискуссия

Выступление групп.

Защита результатов.

Правила дискуссии.

Работа экспертов.



Этап анализа и обобщения

Вывод из игры.

Анализ, рефлексия.

Оценка и самооценка работы.

Выводы и обобщения.

Рекомендации.



14

Для проведения деловых игр в классе существенными являются следующие факторы: математическая подготовка учащихся класса, понимание ими цели и механизма игры, заинтересованность их в получении результатов, оперативность проведения игры, возможность оценки учениками своих действий.

Существуют определённые требования, о которых должен помнить учитель:
- если игра не интересна, учащиеся не будут активны;
- играя, необходимо учить, давать или закреплять новые знания, расширять кругозор учащихся;

- в течение урока, даже в 5 классе, следует сменить несколько видов деятельности, потому что, даже играя, дети устают;
- учащиеся должны чётко знать правила игры, «действовать» в определённых условиях;
- учитель играет вместе с детьми, берёт на себя роли героев игры, импровизирует;

- игра должна способствовать применению знаний, навыков в практической деятельности;
- в старших классах вместе с ребятами «взрослеют» и игровые технологии;
- учитель должен почувствовать, когда интерес детей к занятию угасает.
Деловые игры представляют собой непрерывную последовательность учебных действий в процессе решения поставленной задачи. Основная идея игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, смогут увидеть и оценить значение математических знаний в производственном труде, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике.
15

Благодаря соревновательному характеру деловой игры активизируется воображение участников, что помогает им находить решения поставленной задачи.

Технология деловой игры может использоваться учителем на уроках, а также во внеклассной работе. (Приложение 4,5)


Результаты исследовательской работы с применением игровой технологии
Школа, в которой я работаю, находится в микрорайоне с низким социальным и индустриальным уровнем развития.

Мною достигнуты следующие результаты:

У ребят повысился интерес к предмету математике. Это выразилось в том , что дети принимают активное участие при подготовке и проведении уроков в игровой форме, при подготовке и проведении недели математики , во внеклассной работе по математике. Для проведения уроков в среднем звене привлекаю учащихся старших классов. Улучшение качества математической подготовки позволило ученикам 11-х классов успешно сдать Е ГЭ в 2007-2008 уч.г.
Результаты итоговых контрольных работ за 2006 – 2007 уч.г:


16
Результаты итоговых контрольных работ за 2007 – 2008 уч.г:



1-Средний бал 2- Качество знаний 3-Уровень обученности

Качество знаний / уровень обученности по алгебре:
2006 – 2007 уч.год



17

2007 -2008 уч. год

В 2007 – 2008 уч.г я проводила опрос среди учащихся 5,6,11 кл ( 51 чел ) о выявлении интереса к урокам математики. Получила следующее: 100%– идут на урок с желанием, 100% - нравится использовать игру на уроке, 62% - урок-поиск, исследование.

Вывод: игра учит.


Заключение
Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета математики. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Проведя исследовательскую работу по данной теме , выяснила что

уроки с использованием игровых технологий:


18
- способствуют яркому эмоциональному восприятию учебного материала;
- развивают творческие способности школьников и учителя;

- воспитывают веру ученика в собственные силы;

- учат школьника радоваться общению с педагогом и товарищами;
- формируют внимание и стремление к самостоятельной деятельности;

- заставляют взрослого и детей импровизировать;
- активизируют самостоятельную деятельность учащихся;
- учат школьников отстаивать свою точку зрения;
- создают психологический комфорт в классе;
- вызывают интерес у всех школьников.

Своим опытом я делюсь с коллегами по работе в рамках методического объединения в школе. Ежегодно для школьного методического объединения даю открытые уроки.

19

Библиография
1.Алтухова Е.В. Математика 5-11. Уроки учительского мастерства. Издательство «Учитель», 2007

2.Байкова Л.А.Технология игровой деятельности: Учебное пособие. Рязань, РГПУ, 1994.

3.Вербицкий А.А. Деловая игра как метод активного обучения//Современная высшая школа. — 1982, № 3

4.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//Вопросы психики. — 1966,№ 6.

5.Даль В. Толковый словарь живого русского языка. В 4-х т.Т.1. — М.:Терра, 1994.

6.Дереклеева Н.И. Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся. Москва, 2008

7.Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. — М., 1975.

8.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.:Знание, 1989.

9.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. — М., 1990.

10.Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1989.

11.Ремчукова И.Б. .Математика 5 – 8 кл. Игровые технологии на уроках. Издательство «Учитель», 2007

12.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.М:- «Народное образование», 1998

13.Щуркова Н.Е. Педагогическая технология . М., 1992.

20

Приложение 1























































Педагогические игры


















По области деятельности
















l




1




1




1




1






Физические




Интеллектуальные




Трудовые




Социальные




Психологические







По характеру педагогического процесса



















1




1




1

















Обучающие; Тренинговые;

Контролирующие;

Обобщающие




Познавательные

Воспитательные

Развивающие




Репродуктивные

Продуктивные

Творческие




Коммуникативные;

Диагностические;

Профориентационные;

Психотехнические










По игровой методике




























i




1




i




l




i 1









Предметные




Сюжетные




Ролевые




Деловые




Имитационные




Драматизации











По предметной области







i

























1 1 !




1 !













математические, химические, биологические, физические, экологические

Музыкальные; театральные, литературные




трудовые,

технические,

производственные




физкультурные, спортивные,

военно-прикладные,

туристические, народные




обществоведческие, управленческие, экономи­ческие, коммерческие










По игровой среде










"j













i




1




I




l










Без предметов




Настольные,

комнатные, уличные,

на местности




Компьютерные,

телевизионные,

ТСО




Технические, со

средствами передвижения










С предметами














































































21

Приложение 2
1   2   3   4